[<10>] ====== Толкования на Откр. 12:5 ====== ===== Свт. Андрей Кесарийский ===== **И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным** **И роди сына мужеска**. - В лице крещаемых церковь непрестанно рождает Христа, как, по Апостолу, //в них изображаемаго даже до полнаго возраста Христова//[[:new;ef;04;13| (Еф. 4, 13).]] - **Мужеского пола сын** - это чада церкви, неослабленныя похотями, чрез них крепкими, подобно железу, руками сильных Римлян пасет народы Христос Бог. Будет пасти и по воскресении из мертвых, поставляя крепких в вере судиями над слабыми и немощными сосудами - язычниками, которые по неверию не вместили таинственного и нового вина. **И восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его** Восхищаются Святые и ныне во время искушений, чтоб не были побеждены угнетениями свыше сил; восхищены будут и тогда //на облаках на воздух, и пребудут с Богом, и Его престолом,// т. е. высшими Ангельскими силами[[new;1sol:04;17| (1 Сол. 4, 17)]]. //**Толкование на Апокалипсис.**// ===== Сщмч. Викторин Петавийский ===== **И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его** О том, что [дитя] было восхищено к престолу Божию читаем в Деяниях апостолов, как Он, говоря с учениками, был восхищен на небо (Ср. [[new:act:01:09|Деян. 1:9]]). **Надлежит пасти все народы жезлом железным**: железный жезл – это меч, потому что все народы уловками антихриста восстанут на святых, однако [апостол] говорит, что все они погибнут от меча. //**Толкование на Апокалипсис.**// ===== Сщмч. Ипполит Римский ===== **И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его** Это означает мужскую отрасль и совершенного Христа, Сына Божия, Бога и человека, возвещенного пророками: Его именно вечно рожда­ет Церковь и (о Нем) учит она все народы. Выражение: **и восхищено было дитя ее к Богу и к престолу Его**, ­означает, что Небесный Царь, а не земной есть Тот, Которого она вечно рождает, как об этом и Давид возве­щает в словах: //седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих// [[old:ps:109:01|(Пс 109:1)]]. //**Об антихристе.**// ===== Сщмч. Мефодий Патарский ===== **И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его** Таинство вочеловечения Слова исполнилось задолго до Апокалипси­са, Иоанн же повествует о настоящем и будущем. Притом Христос задолго до этого рожденный, не был восхи­щен по рождении к престолу Божию из опасения, чтобы змий не причинил Ему вреда. Но для того Он и родился, и сошел с престола Отчего, чтобы укротить дракона, выдержав нападе­ния его на плоть. Таким образом, и тебе необходимо признать, что Церковь имеет во чреве крещаемых, как и у Исайи в одном месте Дух говорит: //Еще не мучилась родами, а родила; прежде нежели насту­пили боли ее, разрешилась сыном. Кто слыхал таковое? кто видал подобное этому ? возникала ли страна в один день ? рождался ли народ в один раз, как Сион, едва начал родами мучиться, родил сынов своих?// ([[old:is:66:07|Ис 66:7]]-8). От кого же она //убежала [в пустыню]// [[new:otkr:12:06|(Откр 12:6)]]? Конечно, от дракона, чтобы этот духовный Сион родил народ, мужа, который бы, не имея женских слабостей и изнеженности, вступил в единение с Господом и укреплялся в ревности. //**Пир десяти дев.**// ===== Примасий ===== **И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его** Справедливо сказано, что глава Церкви Христос рождается в каждом из членов, которые признают Его власть. Ибо Он Сам и податель и завершитель веры, с помощью кото­рого мы исполняемся добродетели. **Жезлом железным** - то есть непоколеби­мой праведностью Он правит добрым и сокрушает злое. Что принадлежит Главе, то также присоединяется к Церкви Его, словно к телу. //Ибо все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись// [[new:gal:03:27|(Гал 3:27)]] //и будут двое одна плоть// [[new:ef:05:31|(Еф 5:31)]], что, как говорит апостол, следует понимать //по отноше­нию ко Христу и к Церкви// [[new:ef:05:32|(Еф 5:32)]]. **И восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его**. Хотя Христос как глава был первым, кто, исполнив Свое дело, взошел к Отцу, подобное случилось и с телом. Отсюда такие слова апостола: //и воскресил с Ним, и посадил на небесах// [[new:ef:02:06|(Еф 2:6)]]; и: //Наше же жительство - на небесах// [[new:fil:03:20|(Флп 3:20)]]; и еще: //Итак, если вы воскрес­ли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога// [[new:kol:03:01|(Кол 3:1)]]. Если ты также желаешь понять это специально применительно ко Христу, исключая муки, которые невероятно чтобы были при рождении от блажен­ной Марии, Которая, мы знаем, не восприняла никакого прилога плотского греха, ты можешь уместно сопоставить другие эпизоды: напри­мер, козни //красного дракона// - это преследования, которые с колыбели претерпевал Христос по вине Ирода. Мы познали, что далее вплоть до смерти на кресте Он пожелал смирить­ся. И когда дракон, разинув пасть, жаждал Его смерти, он был обманут Его воскресением. //**Комментарий на Откровение.**// ===== Экумений ===== **И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его** А кто этот родившийся мальчик, ты открываешь нам со всей очевидностью, о Иоанн! Он говорит: **Которому пасти все народы жезлом железным**. Богоподобный, ты открыто назвал нашего Спасителя и Господа Иисуса Христа. Ибо Его собственный Отец объявляет Ему: //проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе; Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника// ([[old:ps:002:08|Пс 2:8]]-9). **И восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его**. Ядовитый дракон устроил засаду и Ирода побудил убить младенцев в Вифлееме, чтобы точно среди них найти и Господа. Младенец же промыслом Отца избежал злого умысла: ибо Иосиф услышал повеление взять младенца и Матерь Его и бежать в Египет, пока Ирод пытался найти душу младенца. //**Комментарий на Откровение.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его** Под рождением младенца разумеется рождение Христа в сердцах верующих. Церкви всегда присущи родовые муки при воспитании и созидании святых. Церковь рождает, приобретает того или другого верующего; она воспитывает сердце верующего и руководит им. Эти верные чада Церкви всегда были и будут, и Церковь всегда трудилась и как бы мучилась родами, созидая их. Но эти чада будут более совершенными в конце мира, во время антихриста. Тогда эти совершенные члены (чада) Церкви будут пользоваться преимущественным Божественным покровительством в их борьбе с диаволом-драконом. Господь будет восхищать их к Своему трону, т.е. будет приближать их к Своей благодати и милости и помогать им не только самим оставаться на нравственной высоте, но и влиять чрез нее и на других людей. Нравственная сила таких святых людей как теперь, так особенно в последнее время, будет столь велика, что может быть уподоблена железному жезлу пастыря, пасущему народы. И теперь, в наше время, Церковь рождает сынов - мужей, но они при среднем уровне благочестия не так заметны. В последнее же время при возрастании нечестия, при усилении антихристианства они должны будут выделиться не только пред нечестивыми, но и пред благочестивыми, и вследствие усиленной борьбы особенно усовершатся и прославятся в добродетелях. Естественно, тогда и сила нечестия обрушится на Церковь, стремясь прекратить развитие и даже самое существование христианской религии чрез извращение ее догматов и дисциплины посредством лести, обмана и насилия. [<10>]