[<10>] ====== Толкования на Откр. 12:12 ====== ===== Свт. Андрей Кесарийский ===== **Итак веселитесь, небеса и обитающие на них! Горе живущим на земле и на море! потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени** См. Толкование на [[new:otkr:12:11#svt_andrej_kesarijskij|Откр. 12:11]] ===== Свт. Кесарий Арелатский ===== **Итак веселитесь, небеса и обитающие на них! Горе живущим на земле и на море! потому что к вам сошел дьявол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени** Он говорит: **сошел**, чтобы сохранилась аллегория: все остальные находятся на небе - то есть в Церкви, называемой тем небом, откуда низвергнутый святыми дьявол сошел в своих [поклонников] , которые из-за любви ко всему земному суть земля. Что он низвергнут с неба, Иоанн сказал не [в смысле], что дьявол возник в людях, уже образовавших небо, но что имеются такие, которые не образовали. Ведь святые не могут стать небом, если не изгнан дьявол. //**Изложение Откровения.**// ===== Примасий ===== **Итак веселитесь, небеса и обитающие на них! Горе живущим на земле и на море! потому что к вам сошел дьявол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени** Как отмечено выше, у ангелов Церковь считается небом. Подобает ангелам и людям согласно радовать­ся в Господе, поскольку считается, что люди являются соработниками ангелов, а ангелы служат во Христе человеческой природе. Далее следует: **Горе вам, земля и море** <...> Иоанн показал, что как искуплен­ным доставляется радость, так погибающим - плач. Поэтому Иезекииль говорил, что он увидел //свиток//, на котором было написано //плач, и песня, и горе//. Под //плачем// он подра­зумевает слезы наказуемых, под //песней// - веселие святых. А словом //горе// он обозначает собственно наказание нечестивцев, которые также здесь упоминаются: **горе вам земля и море** и пр. **Он знает, что немного ему остается времени**. Подчинившись непобедимой силе, он, исповедуя Господа, говорит: //пришел Ты сюда прежде времени мучить нас// [[new:mf:08:29|(Мф 8:29)]]. //**Комментарий на Откровение.**// ===== Экумений ===== **Итак веселитесь, небеса и обитающие на них! Горе живущим на земле и на море! потому что к вам сошел дьявол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени** Когда это случилось, говорится: веселитесь все ангелы Божьи, потому что вы избавлены от горького союза с сатаной! Но: **Горе живущим на земле и на море! потому что к вам сошел дьявол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени**. Кто-то, наверно, скажет: если сошествием сатаны будет нанесен вред земле и морю, почему он спустился? Потому что те, кто трезв и возлагает упование на Бога, не только не потерпят ущерба, но и приобретут пользу. Они будут упражняться как бы под руководством учителя гимнастики, благодаря искушениям становясь все более верными и закаляясь, как сталь. Сатана причиняет вред ленивым и вялым, которые, пожалуй, сразу, без искусителя, сами по себе стали злыми и отказались от страданий. Когда Иоанн говорит: **Горе живущим на земле и на море**, он не подразумевает, что это горе множеству людей, обитающих на земле и на море. Он имеет в виду тех, кто есть земля и прах по Писанию, у кого помыслы от земли. А также неустойчивых и блуждающих и неспокойных умом. Ибо общий враг, враждуя против таких людей, порабощает слабых, добровольно покоряющихся его тирании. **Зная, что немного ему остается времени**. Ибо время от падения дьявола до осуждения и наказания его, в сравнении с бесконечными веками, невелико. //**Комментарий на Откровение.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Итак веселитесь, небеса и обитающие на них! Горе живущим на земле и на море! потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени** Такая перемена в отношениях людей к клеветнику диаволу наполнила радостью весь мир; и поэтому небесное славословие приглашает возрадоваться и возвеселиться небеса и живущих на них, т.е. небожителей и истинных христиан, живущих небесными, а не земными интересами. Живущим же на земле исключительно земными интересами возвещается горе. Это горе заключается в том, что диавол, изгнанный с неба, теперь будет неистовствовать с особенною силою, ибо, по знамениям времени, сообразит о краткости срока, оставшегося для его преступной деятельности. [<10>]