[<10>] ====== Толкования на Откр. 13:6 ====== ===== Свт. Андрей Кесарийский ===== **И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе** См. Толкование на [[new:otkr:13:05#svt_andrej_kesarijskij|Откр. 13:5]] ===== Свт. Кесарий Арелатский ===== **И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе** См. Толкование на [[new:otkr:13:05#cezarij_arlskij|Откр. 13:5]] ===== Примасий ===== **И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе** См. Толкование на [[new:otkr:13:05#primasij|Откр. 13:5]] ===== Экумений ===== **И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе** См. Толкование на [[new:otkr:13:05#ehkumenij|Откр. 13:5]] ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 6-10 **И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе. И дано было ему вести войну со святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем. И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира. Кто имеет ухо, да слышит. Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом. Здесь терпение и вера святых** Так как антихрист будет стремиться выставить себя богом, то для него, по силе вещей, даже будет необходимо унижать и хулить все то, что люди почитали прежде за Бога, за божественное и святое. Он будет хулить Бога, Иисуса Христа и Его дело искупления, будет хулить небо, жилище Божие, место Бож. престола, будет хулить и живущих на небе, - св. Ангелов и прославленных святых. Антихрист употребит все диавольские козни для соблазна верующих и все средства насилия. Его власть будет столь велика, что будет простираться на всех живущих на земле и благочестивых и нечестивых. И ему поклонятся все те, имена которых не написаны в книге жизни Агнца. Книга Агнца эта та же, что и[[new:otkr:21:27| XXI:27.]] Прибавление определения Агнца указывает на то, что спасение благочестивых от козней диавола и антихриста всецело зависит от веры в Иисуса Христа и от надежды на милость Божию. После подробного описания зверя-антихриста и тех страшных печальных последствий, причиною которых будет его царствование, откровение обращается с призывом к внимательности. Для благочестивых в этом воззвании заключается утешение и ободрение и вместе призыв к терпению, к усилению подвигов бодрствования и благочестия; по отношению же к нечестивым в этом воззвании заключается угроза Божественным возмездием, которое рано или поздно, но всегда верно вступает в свои права. Зверь-антихрист пойдет в плен, будет лишен свободы и ввержен в геенну огненную [[new:otkr:20:15|(XX:15)]]; как он убивал мечем, уничтожал и разрушал, так и сам будет уничтожен мечом, исходящим из уст Божиих, будет уничтожен духом уст Господа [[new:2sol:02:08|(2 Сол 2:8)]]. Из этого верующие могут почерпать для себя утешение и ободрение. Выражение "**здесь**" указывает на то, что именно теперь, во дни антихристианских насилий, нужно особенное терпение, а также и на то, что во всем сказанном имеются ввиду терпение и вера только истинных христиан [Жданов, Lutardt Hengstenberg, Kliefoth, Ewald]. В пояснение факта особенной успешности деятельности антихриста среди человеческого общества пред взором тайнозрителя открывается картина нового явления - второго зверя. - Зверь этот выходит из земли, тогда как первый вышел из моря. Следовательно, он, как выходящий из земли, будет представителем всего того, что составляет собственность земли и всей земной культуры, как она вырабатывается долгой историей человеческого общества и того материализма, который все сводит на действия естественных природных сил, не оставляя места для духа и Бога. Согласно с указанием самого Апокалипсиса [[new:otkr:16:13|(XVI:13;]] [[new:otkr:19:20|ХIX:20]]) толкователи смотрят на этого зверя как на лжепророка, действующего одновременно с первым зверем-антихристом (ср. [[new:mf:24:23|Мф. ХXIV:23-26]]). Как первый зверь из моря есть личность антихриста - человека греха, царя последнего времени, так точно и второй зверь из земли есть также личность, хотя отличная от антихриста, но тесно связанная с ним как по времени, так и по цели их деятельности. Второй зверь будет лжепророком в широком смысле этого слова, именно как провозвестник пред людьми воли антихриста, пришедшего по действию и воле диавола. [<10>]