[<10>] ====== Толкования на Откр. 14:14 ====== ===== Свт. Андрей Кесарийский ===== **И взглянул я, и вот светлое облако, и на облаке сидит подобный Сыну Человеческому. На голове его золотой венец, и в руке его острый серп** Под **облаком** разумеем или облако чувственное, подобное сокрывшему от очей Апостолов Господа нашего Иисуса Христа, или некоторую Ангельскую силу, называемую так по причине ее чистоты и легкости, как говорит Псалмопевец: //и взыде на Херувимы и лете// [[old:ps:017:11|(Пс. 17, 11)]]. - Сидящiй на облаце и подобный Сыну человеческому есть Христос. - //Венец на главе// означает царскую власть Его над видимым и невидимым, **золотой** он, по причине высокой цены сего вещества у нас. - **Серп остр** означает кончину мира, которую Сам Господь назвал //жатвою//. //**Толкование на Апокалипсис.**// ===== Свт. Кесарий Арелатский ===== **И в руке Его острый серп** - ведь этот серп отсекает кафоликов от еретиков, святых от грешников, как говорит Господь о жнецах. //**Изложение Откровения.**// ===== Беда Достопочтенный ===== **И взглянул я, и вот светлое облако, и на облаке сидит подобный Сыну Человеческому; на голове его золотой венец, и в руке его острый серп** До сих пор звучал голос глашатаев, теперь же остается показать личность Самого Судии, Который, грядя на суд, покрывает славу Божества облаком телесности, чтобы нечестивые могли увидеть Того, Которого пронзили. <...> Что это за **венец**, описано выше, среди одеяний жены: //и на главе ее венец из двенадцати звезд// [[new:otkr:12:01|(Откр 12:1)]]. С другой стороны, венец может символизировать и победу Царя. ... [**Острый серп в Его руке**] отсылает нас к словам Судии о разделении, которого никто не избегнет. //**Изложение Откровения.**// ===== Примасий ===== **И взглянул я, и вот светлое облако, и на облаке сидит подобный Сыну Человеческому; на голове его золотой венец, и в руке его острый серп** Под **небом** Иоанн подразумевает воплощение нашей Главы, Иисуса Христа, или тело Церкви, которую Христос после принесшего холода гонения облек в пламя. **На голове Его золотой венец** - это старцы в золотых коронах или двенадцать апостолов, которые первыми взялись начать проповедь веры. Поэтому мы читаем: //положил на главу его венец из камня драгоценного// [[old:ps:020:04|(Пс 20:4)]]. **Серпом острым** называется судебный вердикт, обязы­вающий нечестивых отделиться от Церкви, которых Христос по Божьему велению осуждает ради Церкви, о защите которой Он всегда печется как ее пастырь. Поэтому Захария говорит: //Это проклятие, исходящее на лице всей земли// [[old:zah:05:03|(Зах 5:3)]]. //**Комментарий на Откровение.**// ===== Экумений ===== **И взглянул я, и вот светлое облако, и на облаке сидит подобный Сыну Человеческому; на голове его золотой венец, и в руке его острый серп** Он видит Господа, Который счел достойным стать Сыном Человеческим и Который грядет на облаке. В действительности **облако**, поскольку об этом говорит и Евангелие, каковое свидетельство мы предложили в предыдущих рассуждениях, было некой ангельской силой. Ведь написано: //И взошел на херувимов и полетел, и полетел на крыльях ветров// [[old:ps:017:11|(Пс 17:11)]]. Он называет ангелов **облаком** из-за высоты и величия их природы и чести. Возможно также, что Иоанн называет **облаком** Богородицу, воздавая честь и Ей как Матери [Христа] по плоти. Ибо в таком образе и Исайя предвидел ее, говоря: //Вот, Господь восседит на облаке легком и грядет в Египет. И потрясутся от лица Его идолы Египетские// [[old:is:19:01|(Ис 19:1)]]. Толкуя это изречение, Акила полагает, что облако - это легкая материальность. Материальность, я думаю, из-за того, что она была человеком и плотью, а легкая - по причине того, что она была чиста и безупречна и не обременила себя ни единым грехом; а еще из-за того, что ее душа высока и превосходит небо. В подобном духе ты будешь рассуждать и об **облаке**. Ведь оно имеет белый цвет из-за чистоты и блеска созерцаемых вещей. **Венец** же намекает на царство Господа нашего Иисуса Христа. Ибо Христос есть царь умных и чувственных тварей. То, что **венец** сделан из золота, то есть самого ценного у нас материала, подтверждает величие царства. А **серп в руке Его** указывает на то, что исполнение времен - в Его власти. //**Комментарий на Откровение.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И взглянул я, и вот светлое облако, и на облаке сидит подобный Сыну Человеческому; на голове его золотой венец, и в руке его острый серп** Мера долготерпения Божия истощилась, настал час воздаяния и праведникам, и грешникам. Иоанн в новом видении видит среди светлых облаков подобного Сыну Человеческому, имеющему на голове золотой венец, а в руке - острый серп. Светлое или белое облако составляет, так сказать, существенную черту будущего второго пришествия Господа ([[new:mf:24:30|Мф. 24:30]]; [[new:lk:21:27|Лк. 21:27]]). Поэтому явившийся, очевидно, Сам Иисус Христос, Мессия в Своем образе Сына Человеческого, имеющего прийти для суда над миром. - Серп в Его руках есть орудие жатвы и говорит о суде над миром. [<10>]