[<10>] ====== Толкования на Откр. 15:2 ====== ===== Свт. Андрей Кесарийский ===== **И видел я как бы стеклянное море, смешанное с огнем, и победившие зверя и образ его, и начертание его и число имени его, стоят на этом стеклянном море, держа гусли Божии** **Стеклянное море**, думаем, означает множество спасаемых, чистоту будущего покоя и светлость Святых, добродетельными лучами которой они //просветятся подобно солнцу//[[new:mf:13:43| (Матф. 13, 43)]]. - А что там смешан огонь, так сие можно разуметь из написанного Апостолом: //каждого дело, каково оно есть, огнь искусит// [[new:1kor:03:13|(1 Кор. 3, 13)]]. Нисколько он не вредит чистым и нескверным, потому что, по Псаломскому изречению [[old:ps:028:07|(Пс. 28, 7)]], имеет два свойства: одно - опаляющее грешных, другое, - как разумел Василий Великий, просвещающее праведников. Правдоподобно и то, если под **огнем** разуметь Божественное ведение и благодать Животворящего Духа, ибо в огне открылся Бог Моисею и в виде огненных языков Дух Святый сошел на Апостолов. - **Гусли** означают умерщвление и благоустроенную в согласии добродетелей жизнь, руководимую смычком Святого Духа. //**Толкование на Апокалипсис.**// ===== Примасий ===== **И видел я как бы стеклянное море, смешанное с огнем; и победившие зверя и образ его, и начертание его и число имени его, стоят на этом стеклянном море, держа гусли Божии** Очевидно, что вода крещения освяще­на огнем Святого Духа, или еще, что касается свойства огня, стала красной силою мученичества. Поэтому мы читаем: //Сосуды горшечника испытывает печь, а праведников - искушение в скорби//. **И видел стоящих победивших зверя и образ его, и начертание его и число имени его**. **Стоящие** - то есть устойчивые в вере. Псалом описывает это почти в том же ключе. Ибо после этого говорит: //Который сотворил небеса в разуме// [[old:ps:135:05|(Пс 135:5)]], конечно, обозначая духовных, наслаждающихся ясным постижением вечной правды. Он прибавил: //утвердил землю на водах// [[old:ps:135:06|(Пс 135:6)]], указывая на тех, кто не пал после крещения. Ибо хотя представ­ляется, что они питаются молоком, однако они не //увлекаемы всяким ветром учения// [[new:ef:04:14|(Еф 4:14)]]. Поэтому о них и говорится, что они победили зверя и его образ. **Гусли** - это сердца, посвя­щенные хвалам, и мелодии, воистину созвучные обоим Заветам. Или он показывает плоть, распростертую на древе страдания, чем не только звук голоса, но и результат благого дей­ствия обозначается. По этой причи­не он упоминает столь великого мужа, как Моисей, о котором свидетельству­ет Бог, говоря: //раб Мой Моисей, - он верен во всем дому Моему// [[old:chis:12:07|(Числ 12:7)]]. //**Комментарий на Откровение.**// ===== Экумений ===== **И видел я как бы стеклянное море, смешанное с огнем; и победившие зверя и образ его, и начертание его и число имени его, стоят на этом стеклянном море, держа гусли Божии** Где-то в своих сочинениях премудрый Павел говорит: //Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается// [[new:1kor:03:12|(1 Кор 3:12-13)]]. Стало быть, не только грешники, которые взваливают на себя легковоспламеняющийся груз греха, но и праведники, которые привлекают и золото, и драгоценные вещества, подвергнутся испытанию огнем. И здесь он именно то и говорит, что окончательно **победившие зверя стоят на стеклянном море, смешанном с огнем**. **Стеклянном** по причине блеска и чистоты стоящих на нем праведников. А **смешанном с огнем** - из-за того, что он очищает и уничтожает всякую грязь. Ведь и праведники нуждаются в очищении. //Ибо все мы много согрешаем// [[new:iak:03:02|(Иак 3:2)]], по слову Писания. Кто родится чистым от нечистого? Даже если один день жизнь его на земле. **Гусли**, как многократно говорилось, обозначают благозвучную песнь, возносимую Богу святым. //**Комментарий на Откровение.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И видел я как бы стеклянное море, смешанное с огнем; и победившие зверя и образ его, и начертание его и число имени его, стоят на этом стеклянном море, держа гусли Божии** Видение моря пред небесным престолом было описано уже в [[new:otkr:04:06|IV:6]]; но прежде оно было ясно и спокойно, как кристалл, теперь же отливало огнем. Море это, как принадлежность Бож. престола, может быть понято как особенная сфера, как его отблеск подобно радуге [[new:otkr:04:03|(IV:3)]], как лучи Бож. существа, выражающие природу и свойства Его деятельности. По изображению 4:6 эти лучи были чистыми и спокойными (море было подобно кристаллу). Теперь же море смешано с огнем; теперь деятельность Божия по отношению к миру изменилась, и к ней присоединился огонь гнева Божия. На этом море, т.е. в сфере, в свете и блеске величественного и грозного Бож. существа стоят победившие зверя. Они победившие в том смысле, что не дали, не допустили зверя победить себя, не подчинились ему; они преодолели стремление зверя сделать их своими поклонниками и победоносно отошли в вечность к небесному престолу. [<10>]