[<10>] ====== Толкования на Откр. 15:5 ====== ===== Свт. Андрей Кесарийский ===== Ст. 5-6 **И после сего я взглянул, и вот отверзся храм скинии свидетельства на небе. И вышли из храма семь Ангелов, имеющие семь язв, облеченные в чистую и светлую льняную одежду и опоясанные по персям золотыми поясами** Здесь говорит о скинии небесной, по подобию которой Бог повелел Моисею устроить скинию земную. - Из сего, продолжает, храма вышли Ангелы, которые, по чистоте их существа, близости к краеугольному камню - Христу и светлости добродетелей, одеты в льняную одежду или, как говорится в некоторых списках, в чистый камень. - **По персям опоясаны золотым поясом** по причине могущества, чистоты их существа, честности и неограниченности в служении. //**Толкование на Апокалипсис.**// ===== Беда Достопочтенный ===== Ст. 5-6 **И после сего я взглянул, и вот, отверзся храм скинии свидетельства на небе. И вышли из храма семь ангелов, имеющие семь язв, облеченные в чистую и светлую льняную одежду и опоясанные по персям золотыми поясами** Это видение соответствует песне. Ибо, чтобы Богу могли поклониться все народы, храм тайн Божиих, однажды заключенный в стенах одного города, теперь начал духовным образом открываться всему миру. **И вышли из храма семь ангелов, имеющие семь язв**. Именно об этом говорил Марк: //они пошли и проповедывали везде// [[new:mk:16:20|(Мк 16:20)]]. **Они облечены в чистый белый камень**, по словам апостола: //Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись// [[new:gal:03:27|(Гал 3:27)]], Который есть высочайший, избранный краеугольный камень. Если же поймешь стоящее здесь единственное число как множественное, то это можно интерпретировать как украшения разнообразных добродетелей. В другом переводе здесь стоит: **чистый светлый лен**, понимаемый как умерщвление плоти наших учителей. Как здесь: //Усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным// [[new:1kor:09:27|(1 Кор 9:27)]]. **Опоясанные по персям золотыми поясами**. Стремящемуся проповедовать о могущественных вещах необходимо не только умерщвлять тело, но и препоясать грудь золотым поясом мудрости. Или так: **препоясать грудь золотым поясом**, - значит заключить каждое движение переменчивых мыслей в узы одной любви Божией. //**Изложение Откровения.**// ===== Примасий ===== Ст. 5-6 **И после сего я взглянул, и вот, отверзся храм скинии свидетельства на небе. И вышли из храма семь ангелов, имеющие семь язв, облеченные в чистую и светлую льняную одежду и опоясанные по персям золотыми поясами** Ныне открываются сокрытые тайны, провозвещенные относительно Христа и Церкви. <...> В случае **семи ангелов** и **семи язв** речь идет о Церкви, против которой непрерывными кознями восстала враждебная часть, почему он и говорит, что вышли язвы, то есть вышли для защиты святых, в которых прежде Господь Христос принял страдание, почему и сказал Павлу: //Савл, Савл! что ты гонишь Меня?// [[new:act:09:14|(Деян 9:4)]]. Или как Иаков заметил, начало времени суда - с дома Божия. Действительно, человек может испытывать страдания по двум причинам: или Божественная спра­ведливость наказывает за грехи, как в случае фараона, или великим искуше­нием испытывает добродетели, как в случае Иова. И именно поэтому мы читаем, сказанное о нем: //Испытал меня Господь как золото, что прошло через огонь, пути его я хранил и от заповедей уст Его не отступал// ([[old:iov:23:10|Иов 23:10]]-12). Я считаю, что числом ангелов и казней предобозначено всеобщее уничтожение, как часто говорит Бог в Книге Левит: //и поражу вас семью казнями// [[old:lev:26:24|(Лев 26:24)]]. **Облеченные в чистую и светлую льняную одежду**. Умерщвление обыкновенно показуется в образе льняной одежды. Поэтому, если безукоризнен­ные суды Божий изображаются с помощью символики белого цвета, то образ чистой льняной одежды идеаль­но подходит, чтобы убиенных также показать белыми, как снег, когда они открытым лицем, как в зеркале, взирают на славу судов Божиих. **Опоясанные золотыми поясами**. Мы научаемся, что золото означает мудрость по свидетельству Писания, которое говорит: //прими мудрость как золото//. И разумно устроено насчет груди, на которой по закону священ­ник часто должен был носить logium, то есть наперсник, так что ум, и сам по себе будучи хорошо осведомлен в божественном, побуждается не презирать, но прославлять суды Божий, яркостью золота привлекая и других также к непрерывному про­славлению их. //**Комментарий на Откровение.**// ===== Экумений ===== Ст. 5-6 **И после сего я взглянул, и вот, отверзся храм скинии свидетельства на небе. И вышли из храма семь ангелов, имеющие семь язв, облеченные в чистую и светлую льняную одежду и опоясанные по персям золотыми поясами** Обычное дело для божественного Писания называть скинию, сколоченную в пустыне Веселеилом, устроителем вещей, созданных в то время, **скинией свидетельства**, потому что она была скинией свидетельств и повелений Божьих. Ибо там был ковчег завета. Крышка, стол, жертвенники для курений и приношений, светильник и все, что повелел Бог приготовить святому Моисею, говоря: //И сделаешь мне все так, как я показал тебе на горе// [[old:ish:25:09|(Исх 25:9)]]. По образцу древней скинии и наднебесный храм, который пребывает всегда, он назвал **скинией свидетельства**. Оттуда, он говорит, **вышли семь ангелов**. Откуда выходящим необходимо было увидеть небесных служителей Божьих, если не из небесного храма? По словам Иоанна, они имели семь язв, которые они собирались навести на землю. Ибо во время кончины мира будет множество знамений, о которых и Христос в Евангелиях упомянул, когда учил о последних временах. А то, что ангелы были облечены в чистый и светлый камень, есть знак их чести и чистоты, и блеска, и того, что они обладают природой, решительно обращенной к добру, поскольку они облечены во Христа. Ибо Господь в божественном Писании именуется камнем. Как, например, у Исайи: //Вот, Я полагаю в основание на Сионе камень многоценный, избранный// [[old:is:28:16|(Ис 28:16)]]. Другой пророк сказал: //Камень, который отвергли строители, соделался главою угла// [[old:ps:117:22|(Пс 117:22)]]. И премудрый Павел убеждает нас облечься в этот камень: //Облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти// [[new:rim:13:14|(Рим 13:14)]]. Ибо облекшийся в Него пребывает вне всякой душевредной похоти. //**Комментарий на Откровение.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И после сего я взглянул, и вот, отверзся храм скинии свидетельства на небе** В 5 ст. говорится об открытии скинии свидетельства, т.е. важнейшей части ее, которой и принадлежало значение свидетельства - откровения. И если в видении Апокалипсиса представляется открытым для всех доступ в Святое Святых, к ковчегу откровения, то это должно, очевидно, означать последние моменты Бож. откровения, последние явления Бож. суда над человеческим родом. Из Святое Святых, т.е. от самого престола Божия, как вестники, вышли семь Ангелов (1 ст.). Им были даны чаши, наполненные гневом Божиим. А так как гнев Божий, которым были наполнены чаши, в Свящ. Писании почти всегда изображается под видом огня [[old:ps:078:06|(Пс LXXVIII:6;]][[old:ier:10:25| Иер Х:25]]), то нужно полагать, что и чаши Ангелов были также наполнены огнем. Лишь только были переданы чаши, как весь храм наполнился дымом славы Божией, так что доступ в него стал невозможен. Это нужно понимать как указание на возгоревшийся гнев Божий [Hengstenberg, Ebrard, Андрей Кесар.], на предстоящие страшные казни над антихристианским миром. [<10>]