[<10>] ====== Толкования на Откр. 15:8 ====== ===== Свт. Андрей Кесарийский ===== **И наполнился храм дымом от славы Божией и от силы Его.** Чрез **дым** мы узнаем, что страшен, ужасен и мучителен гнев Божий, который, наполнив храм, в день суда посещает достойных его и прежде всего покорившихся антихристу и творивших дела отступления. Это подтверждается и последующим, ибо говорит: **И никто не мог войти в храм, доколе не окончились семь язв семи Ангелов.** По сему предполагаем, что, пока Божественный гнев на нечестивых не разлучит праведников от неправедных, до тех пор Святые никоим образом не получат жребия в небесном Иерусалиме, священнодействия и успокоения в храме Божием. Ибо сперва надлежит окончиться язвам, которыми воздается за грех сие заслужившим, а потом уже и Святым предоставлено будет обитание в вышнем граде. Не погрешит, думаю, и тот, кто каждую из язв отнесет к находящимся на земле при кончине ее. И Бог, как человеколюбец, чтобы уменьшить бесконечные муки в будущем, попускает и в настоящей жизни наводить карательные язвы на заслуживших или чрез Пророков Еноха и Илiю или чрез происходящие страдания от войн. - Но мы будем молить Господа, чтобы Он наказал нас отечески, а не мучительно бичевал во гневе Своем, ибо говорится: //нет целого места в плоти нашей от гнева Его// [[old:ps:037:04|(Пс. 37, 4)]], чтобы, омывши слезами покаяния наши, оскверненные грехами, ризы, и облекшись в брачную одежду, войти нам в вечный чертог веселья Христа Бога нашего, Которому подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцом и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. //**Толкование на Апокалипсис.**// ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **И наполнился храм дымом от славы Божией и от силы Его, и никто не мог войти в храм, доколе не окончились семь язв семи ангелов** Боже великий, я исчезаю пред этими последними событиями великого дня Судного. Явления все такие новые, страшные и дивные: поразительна одна новость и необычайность их. **//Дневник. Том I. 1856.//** ===== Беда Достопочтенный ===== **И наполнился храм дымом от славы Божией и от силы Его, и никто не мог войти в храм, доколе не окончились семь язв семи ангелов** Когда Церковь собирается выйти на проповедь язычникам, то сперва она, воспламенившись огнем любви, испускает дым благочестивого исповедания, //благодаря Бога за неизреченный дар Его// [[new:2kor:09:15|(2 Кор 9:15)]]. **И никто не мог войти в храм**, и т.д. Никто не может присоединиться к членам Церкви - только тот, кто, слушая о таинствах веры, научится от проповедников, что Иисус //есть определенный от Бога Судия живых и мертвых// [[new:act:10:42|(Деян 10:42)]]. Если же истолковать **дым** как сокрытые тайны судов Божиих, то для смертных они остаются сокрытыми и непостижимыми, пока по окончании язв нынешнего века не придет Господь, Который и озарит сокрытое во тьме, и покажет, насколько пришествие антихриста было как полезно для испытания веры Церкви, так и справедливо для ослепших иудеев, не принявших истину любви, через которую они могли бы спастись. //**Изложение Откровения.**// ===== Примасий ===== **И наполнился храм дымом от славы Божией и от силы Его, и никто не мог войти в храм, доколе не окончились семь язв семи ангелов** Я полагаю, что **дым** указывает на то, что никто не может проникнуть в тайны судов Божиих, и умы смертных слепнут, трепеща от мысли о приносимых язвах, о которых Иоанн здесь начинает повествовать, и вплоть до полного окончания их в храме будет оставаться дым. Поэтому логично сказанное далее: **Никто не мог войти в храм**. То есть это оставалось в глубочайшем секрете, **доколе не окончились семь язв семи ангелов**. Поэтому и псалом говорит: //Сие труд есть предо мною, пока не войду в святилище Божие и не уразумею концы// ([[old:ps:072:16|Пс 72:16]]-17). Еще в образе **дыма** обычно изобра­жается исповедание. Ибо как дым предшествует огню, так пламени веры и любви предшествует исповедание грехов. Поэтому псалом, указывая на подобное, говорит: //Призирает на землю, и она трясется; прикасается к горам, и дымятся// (Пс 103:32). //Господь// лишь //взглянул на Петра// [[new:lk:22:61|(Лк 22:61)]], и он омыл свое исповедание слезами, потому что, отрекаясь, он пришел в ужас. Итак, вот значение отрывка: **Никто не мог войти в храм, доколе не окончились семь язв**, то есть никто не в силах сказать следую­щее: //Буду ходить в непорочности моего сердца посреди дома твоего//, и //царь ввел меня в чертоги свои// [[old:pp:01:03|(Песн 1:3)]]. Кто, если не Он, осудив все прошлые постыдные поступки, позаботится удалить их после исповеди? //Потому что помышле­ние человеческое исповедается Тебе//, вот дым, //и остаток помышления праздник справит Тебе// [[old:ps:075:11|(Пс 75:11)]], словно безмя­тежное славословие за осуществлен­ную справедливость. Итак, пока все казни не окончатся, Церковь продол­жает с плачем исповедовать грехи - и в тех, кто, как мы сказали, получает полезное воздаяние за прежние прегрешения, и в тех, кто, как это станет ясно потом, одобряется за лучшее, чем прежде, служение. //**Комментарий на Откровение.**// ===== Экумений ===== **И наполнился храм дымом от славы Божией и от силы Его, и никто не мог войти в храм, доколе не окончились семь язв семи ангелов** **Дым** - это знак Божественного гнева. Ибо написано: //Поднялся дым от гнева Его// [[old:ps:017:09|(Пс 17:9)]]. Этот дым есть указание на огонь, но также и дым, который видел божественный Исайя, когда сказал: //И поколебались верхи врат от гласа, которым восклицали святые серафимы и дом наполнился дымом// [[old:is:06:04|(Ис 6:4)]]. Дым указывал на гнев Божий, направленный против Иерусалимского храма. То, что дым произошел от славы Божьей и силы Его, есть некое иносказание, как если бы Иоанн сказал: наполнился дымом от гнева Божьего. Ибо Бог есть сила как таковая и слава как таковая. И кто обладает силой Его? **И никто не мог войти в храм, доколе не окончились семь язв семи ангелов**. Ибо кто может войти в гнев Божий и кто сможет жить пребывая в нем? Ибо, если никто не //стоял в совете Господа// [[old:ier:23:18|(Иер 23:18)]], по словам Писания, вряд ли кто вынесет гнев Божий. //**Комментарий на Откровение.**// [<10>]