[<10>] ====== Толкования на Откр. 16:2 ====== ===== Свт. Андрей Кесарийский ===== **Пошел первый Ангел и вылил чашу свою на землю: и сделались жестокие и отвратительные гнойные раны на людях, имеющих начертание зверя и поклоняющихся образу его** См. Толкование на [[new:otkr:16:01#svt_andrej_kesarijskij|Откр. 16:1]] ===== Свт. Кесарий Арелатский ===== **Пошел первый ангел и вылил чашу свою на землю: и сделались жестокие и отвратительные гнойные раны на людях, имеющих начертание зверя и поклоняющихся образу его** Все эти раны - духовные и возникают в душе. Ведь в то время весь нечестивый народ не будет поврежден какой-либо раной тела, поскольку он не заслужил наказания в этом веке, словно он тот, кто получил всю власть творить беззаконие. Но духовно, так сказать, все нечестивые и гордые наказывают­ся за грехи воли и смертные грехи, каковые и суть язвы в их душах. //**Изложение Откровения.**// ===== Беда Достопочтенный ===== **Пошел первый ангел и вылил чашу свою на землю: и сделались жестокие и отвратительные гнойные раны на людях, имеющих начертание зверя и поклоняющихся образу его** Проповедники выливают чаши гнева Божия на землю двумя способами: либо духовным судом они обрушивают наказания нечестивых на них самих, как Петр сказал Симону: //серебро твое да будет в погибель с тобою// [[new:act:08:20|(Деян 8:20)]], либо показывают их святой Церкви в пропо­веди, по слову того же Петра: //суд им давно готов, и погибель их не дремлет// [[new:2pet:02:03|(2 Пет 2:3)]]. //**Изложение Откровения.**// ===== Примасий ===== **Пошел первый ангел и вылил чашу свою на землю: и сделались жестокие и отвратительные гнойные раны на людях, имеющих начертание зверя и поклоняющихся образу его** Особенность смертельной раны такова, что небольшое место, которое она занимает на теле, имеет большую силу причинить смерть, чем оставшаяся часть тела - здоровая или скорее стремя­щаяся к сохранению здоровья человека. И хотя проповедь Господа Иисуса Христа пришла и как помощь спасению верующих, и как свидетельство осужде­ния неверующих, рана от этого пораже­ния может быть расценена как наихуд­шая участь для всего тела погибших. Ибо мы читаем о Христе: //се, лежит Сей на падение и на восстание многих// <...> //и в предмет пререканий// [[new:lk:02:34|(Лк 2:34)]]. Однако более всего это относится к иудейскому народу, от которого должен произойти антихрист. Этим одним преступлением они погубили благочес­тивое соблюдение закона, если могли его иметь, и сами были поражены неисцелимо тем, что Христа, им обещанного, не пожелали принять. Изображая одного из них, говорит старший брат отцу: //вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказа­ния твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими// и прочее [[new:lk:15:29|(Лк 15:29)]]. Ибо он есть народ, который отверг Агнца, словно пренебрегая тем, что правее, ибо место агнцев справа, и принял козленка, то есть отклонившись налево и подпав осуждению. Разумеется, он отверг Христа и принял антихриста. Поэтому здесь Иоанн, вероятно, имеет в виду, что огромная и страшная язва появилась у тех людей, которые имели начертание имени зверя и которые поклонялись образу его, так что, уязвленные одной виной, словно раной, они были приговорены к наказа­нию вечных мук. Об этом грехе, как о страшной язве сказал Господь: //Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем// <... > //Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха; а теперь и видели, и вознена­видели и Меня и Отца Моего// ([[new:in:15:22|Ин 15:22]], [[new:in:15:24|24]]). Это неисцелимая рана. Однако, поскольку благодаря злостной подмене у них будет много последователей, поэтому он сказал безразлично о тех людях, кто имеет начертание имени зверя, чтобы кто-нибудь не подумал, что он сказал здесь об одном только еврейском народе. Ибо в хорошем смысле закон назвал этих людей сынами Авраама - не потому что они родились от него по плоти, а благодаря подражанию его вере, потому что исповедовали победителя Христа от колена Иудина, Который воскрес из мертвых. Так в случае зла - иудеи, вероятно, будут иметь учеников из язычников, которые, приняв антихриста, кото­рый, как говорят, произойдет из колена Данова, и последовав за ним, будут отмечены как сообщники их клеймами преступления и станут причастниками их мучений в вечном осуждении. //**Комментарий на Откровение.**// ===== Экумений ===== **Пошел первый ангел и вылил чашу свою на землю: и сделались жестокие и отвратительные гнойные раны на людях, имеющих начертание зверя и поклоняющихся образу его** Эти слова можно истолковать в двух смыслах: или буквально - применительно ко времени конца мира, или аллегорически. Господь, обращаясь к своим ученикам по поводу знамений конца мира, многое им представил из того дурного, что будет происходить тогда, говоря: //Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец: ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; все же это - начало болезней// ([[new:mf:24:06|Мф 24:6]]-8), и погодя, прибавил: //Ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет// [[new:mf:24:21|(Мф 24:21)]]. Поэтому сказанное о том, что произойдет, когда изливается каждая из семи чаш, следовало бы истолковать в свете Господних речений. Излияние болезней из **первой чаши** обозначает скорби и страдания, которые в то время с помощью военных слухов будут разжигать души людей. //**Комментарий на Откровение.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Пошел первый Ангел и вылил чашу свою на землю: и сделались жестокие и отвратительные гнойные раны на людях, имеющих начертание зверя и поклоняющихся образу его** См. Толкование на [[new:otkr:16:01#lopuxin_ap|Откр. 16:1]] [<10>]