[<10>] ====== Толкования на Откр. 16:5 ====== ===== Свт. Андрей Кесарийский ===== **И услышал я Ангела вод, который говорил: праведен Ты, Господи, Который еси и был, и свят, потому что так судил** См. Толкование на [[new:otkr:16:04#svt_andrej_kesarijskij|Откр. 16:4]] ===== Примасий ===== **И услышал я ангела вод, который говорил: праведен Ты, Господи, Который eси и был, и свят, потому что так судил** **Ангелы вод** - это вестники людей, силою глубочайшего желания возносящие славословия Богу. //**Комментарий на Откровение.**// ===== Экумений ===== Ст. 5-6 **И услышал я ангела вод, который говорил: праведен Ты, Господи, Который eси и был, и свят, потому что так судил; за то, что они пролили кровь святых и пророков, Ты дал им пить кровь: они достойны того** Бог всемогущ и промышляет обо всех созданиях Своих, и способен забо­титься обо всем, не нуждаясь для этого ни в каком помощнике. Зачем нужен сотрудник и помощник в благодеяниях Тому, у Которого одно желание совершить дело есть уже совершение дела и у Которого одним движением воли все было приведено к бытию? Но, поскольку Он, будучи благим, желает и святых ангелов облагодетельствовать тем попечени­ем, которое они имеют о нуждающих­ся (ибо помогающий тому, кто нужда­ется в помощи, не столько ему помога­ет, сколько самому себе), и никто из ангельских сил не испытывал лише­ния и никто не нуждался в чьей-либо еще помощи, Бог устроил так, что о нуждающихся во всяком благе на земле пекутся святые ангелы. Итак, выше мы узнали, что ангелам препору­чены церкви, и премудрый Даниил написал, что начальствующий среди ангелов Михаил промышляет об иудейском народе. И теперь Апокалипсис описывает нам ангела, поставленного над вода­ми. Ибо, когда из четырех элементов - воздуха, огня, земли и воды - склады­вались земные создания (ибо кое-кто желает, чтобы существа небесные были созданы с некой пятой телеснос­тью, а именно эфирной и двигающей­ся по кругу), три элемента - огонь, земля и воздух - были в изобилии распределены, чтобы использоваться в дыхании и на другие первейшие нужды <...> Одной только воды не всем было дано в изобилии, воды питьевой, которая в источниках, ручьях, колодцах и реках, воды воздушной, которая, удерживаясь на небе облаками, своевременно дает нам дождь повелением Божьим и питает все живое на земле. Поскольку воды не достает всем, поставляется один из святых ангелов для того, чтобы у тех, кто нуждается в воде, не было в ней нужды, и они в той мере, в какой нуждаются, были бы ей обеспе­чены. Вода из-за наших злодеяний зачастую становится редка и исчезает, что вызывает засуху, голод и заразные болезни, которые следуют за ними. Иоанн говорит, что услышал именно этого ангела, поставленного промыслом Божьим над водами, который говорил: **Праведен Ты, Господи, Который eси и был, и свят**. Слова: **Который eси**, обозначают бесконеч­ность Божью. **И был** - безначалие. А **святой** значит праведный //над всеми, и через всех// [[new:ef:04:06|(Еф 4:6)]]. **Потому что так судил**, говорит Иоанн, чтобы пролив­шие кровь святых пили кровь. Ибо необходимо, чтобы те, кто во время войны разбил лагерь на берегах вод и рек, пили воду, оскверненную кровью человекоубийства. //**Комментарий на Откровение.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И услышал я Ангела вод, который говорил: праведен Ты, Господи, Который еси и был, и свят, потому что так судил** См. Толкование на [[new:otkr:16:04#lopuxin_ap|Откр. 16:4]] [<10>]