[<10>] ====== Толкования на Откр. 16:10 ====== ===== Свт. Андрей Кесарийский ===== Ст. 10-11 **Пятый Ангел вылил чашу свою на престол зверя; и сделалось царство его мрачно, и они кусали языки свои от страдания, и хулили Бога Небесного от страданий своих, и не раскаялись в делах своих** Что фиал прольется на престол зверя, это означает, что гнев сей обрушится на царство антихриста, как неосвещенное солнцем правды. - **Kycaниe языка** указывает на величие болезни, которою им прельщенные будут объяты, будучи поражены Богом посланными язвами, чтобы, уверившись во лжи прославляемого ими за бога, отвратились от обольщения. - Но и в этом случае они обратятся не к покаянию, но хулению. Если сии, при наведении наказаний, обратятся к хулению, то испытают то же и те, которые после будут поражаемы градом величиною с талант. И лукавые бесы, пользуясь человеческими телами как орудиями, будучи поражаемы Святыми, не перестают хулить наказывающих их. - Следует же рассмотреть, что нам думать о нечестивых, мучимых в геенне огненной: совершенно ли удержатся они сим наказанием от присущего им зла, так что отвратятся от него даже самым умом и помышлением, или же только удержаны будут от выполнения своих лукавых замыслов подобно злодеям, содержимым в темницах и оковах и удерживаемым от наветов на других не расположением души, но по необходимости? Я, слыша о вечной муке, не могу не верить предлагающему сие изречение; но, зная о постоянной Его благости и благоутробии, думаю и убеждаюсь в том, что Он никогда не стал бы угрожать или же предавать вечному осуждению достойных его, если б осужденных видел покаявшимися и возненавидевшими зло, которое возлюбили они самопроизвольно: ибо мучаются они ради него не по необходимости, но по собственному желанию. И если Он, умоляемый Моисеем, удостаивал пощады и освобождал от наказания Фараона, хотя и знал, что он смягчится только на время казней, после же ожесточится снова, то тем более освободил бы сих, если бы видел, что чрез огонь они очистятся подобно золоту, которое некоторые приводят в пример в сем отношении. Но к золоту нечистота пристает как к веществу бездушному, к разумным же она приходит по их желанию, точнее же - в них самих и зарождается. Посему, считающие благость, предведение и силу Божию препятствием вечной муке пусть присовокупят к ним и правосудие определяющее каждому по достоинству, и не думают о каком бы то ни было изменении Божественного определения. Если же сего не хотят, то, чтоб не противоречить себе, пусть обвиняют и земных царей. Ибо знают же они наперед, что не все из участвующих в борьбе, или в кулачном бою, или в бегании взапуски, или на конских бегах, сделаются победителями, но будет увенчано только по одному за каждый вид состязания, хотя место ристалища одинаково доступно для всех. А что для состязающихся ристалище, то для всех людей вступление в этот мiр, ибо родиться или не родиться не зависит от нашей власти, а подвизаться, победить лукавых демонов и достигнуть вечного блаженства - это от нас. Посему побежденные, т. е. грешники по необходимости бесполезно будут раскаиваться и рыдать: по псаломскому изречению: //во аде кто исповестся// [[old:ps:006:06|(Пс. 6, 6)]], ибо осужденным не споспешествует, как теперь, помощь Святого Духа. //И рассекутся они, //говорит Господь, //полма//, когда отделятся от отвергнутого ими Животворящего Духа. Мы думаем, что предпосланный смысл указывается и в следующем псаломском изречении: //не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простерли рук своих к беззаконию// [[old:ps:124:03|(Пс. 124, 3)]], так как жизнь их не может быть смешиваема с жизнью тех не только по разности образа и характера, но и по твердости и постоянству, чтобы примесью худшего не раздражить их изволения ко греху и слабостью плоти и страхом перемены не умалить радости, но чтобы вселить непоколебимую твердость по Боге. - Так как слово должно перейти к обещанному, то мы и пойдем по порядку. //**Толкование на Апокалипсис.**// ===== Беда Достопочтенный ===== Ст. 10-11 **Пятый Ангел вылил чашу свою на престол зверя: и сделалось царство его мрачно, и они кусали языки свои от страдания, и хулили Бога небесного от страданий своих и язв своих; и не раскаялись в делах своих** **Престол зверя**, то есть его царство, словно судебная власть, омрачились подобными язвами - фальшивой радостью земного благополучия. От них был отнят свет, по слову псалмо­певца: //низвергаешь их, когда они возвыша­ются// [[old:ps:072:18|(Пс 72:18)]]. Не сказано: //после того, как они возвысятся//. **И они кусали языки свои от страдания**. Как праведный вкусит от плода трудов своих, точно так же и нечестивый, преданный достойной его богохульства каре, словно насыщается языком своим. Ибо богохульники сами себя предали каре Божией, принимая ее за благополучие. **И хулили Бога небесного**, и т.д. Здесь имеется в виду не их жесто­косердие, но праведное возмущение Бога, наславшего на народ такую язву, что в ней они ничего не помнят. Ибо кто, страдая телесно, не почувствует, подобно Антиоху, руки Божией? **И хулили**, - говорит Иоанн, но хулили не открыто, но все более и более предава­ясь греху. //**Изложение Откровения.**// ===== Примасий ===== Ст. 10-11 **Пятый Ангел вылил чашу свою на престол зверя: и сделалось царство его мрачно, и они кусали языки свои от страдания, и хулили Бога небесного от страданий своих и язв своих; и не раскаялись в делах своих** **Престол зверя**, или **его царство, сделалось мрачно**. Это сказано, словно о судебной власти, которая потому потемнела, что почернели его приспешники от радости земного счастья. Поскольку они хвалили блага века сего более чем обладание высшим блаженством и //подавляли истину неправдою// [[new:rim:01:18|(Рим 1:18)]], то **кусали языки свои**. Псалом согласуется с этим по смыслу, когда говорит: //которых уста говорят суетное и которых десница - десница лжи// [[old:ps:143:08|(Пс 143:8)]], и //неправду говорят свысока// [[old:ps:072:08|(Пс 72:8)]]. Ибо в надменности временного процветания, словно дым возвысившиеся, от чего они должны были отвратиться покаянием, они радуются, ослепленные. Как сказал Иов: //проводят дни свои в счастьи и мгновенно нисходят в преисподнюю// [[old:iov:21:13|(Иов 21:13)]]. //**Комментарий на Откровение.**// ===== Экумений ===== Ст. 10-11 **Пятый Ангел вылил чашу свою на престол зверя: и сделалось царство его мрачно, и они кусали языки свои от страдания, и хулили Бога небесного от страданий своих и язв своих; и не раскаялись в делах своих** Чаша пятого ангела была вылита **на престол зверя, и сделалось царство его мрачно**. Апостол написал об антихристе, //которого Господь Иисус убьет духом уст Своих//, а Исайя сказал: //Пускай будет убит нечестивый, чтобы не увидел славы Господа// [[old:is:26:10|(Ис 26:10)]], - //славой// называя пришествие Господа во славе. Сказанное о том, что чаша была вылита **на престол зверя**, показывает, что нечестивой тирании антихриста придет конец, когда он милосердно будет устранен. А тьма непредвиденным воздаянием проклятому накроет всех, кто был поставлен им. Ибо случившееся застигает врасплох помрачившихся рассудком. **И они кусали языки свои от огня**. Это обыкновенно бывает во время каждого серьезного несчастия, когда люди откусывают зубами языки или иную часть тела, полагая, что этим уменьшают силу страдания. Те, кому необходимо было покаяться (пусть и по такой причине, как устранение антихриста, которого они сделали себе царем и Богом), хулили истинного Бога за умерщвление грешника. //**Комментарий на Откровение.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Пятый Ангел вылил чашу свою на престол зверя: и сделалось царство его мрачно, и они кусали языки свои от страдания** Пятая чаша гнева Божия выливается на самый престол зверя. Зверь - это антихрист, его престол - сфера его власти, его подданные, составляющие его царство. Сделалось мрачным именно его царство. Сила казни не столько во тьме, сколько в том впечатлении, которое она производит: это впечатление страшной физической боли, которая вызывает даже скрежет зубов. Эту казнь нужно рассматривать как естественное следствие предыдущей казни. Страшный жар солнца, о котором говорилось в четвертой казни, вследствие раскаленности воздуха и уничтожения растительности и вследствие массы испарений необходимо должен был произвести мрачное и грозное состояние атмосферы. Кроме этого и вследствие этого царство антихриста сделается мрачным и в том смысле, что у людей возникает такое настроение духа, которое может быть названо мрачным, - настроение злобы и отчаяния. [<10>]