[<10>] ====== Толкования на Откр. 16:15 ====== ===== Свт. Андрей Кесарийский ===== Ст. 15-16 **Се, иду как тать: блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим, и чтобы не увидели срамоты его. И он собрал их на место, называемое по-еврейски Армагеддон** **Бодрствовать и хранить одежды** значит быть бодрственным и неуклонно заботиться о добрых делах, которые и составляют одежды Святых; лишенный же непременно будет посрамлен как обнаженный и преисполненный срамоты. - **Армагеддон** означает рассечение или убийство. В том, полагаем, месте собранные и предводимые диаволом народы будут избиты, ибо он утешается кровью человеческою. Отсюда также ясно, что мерзостно лишение риз добродетели, так как и из Евангельской притчи знаем, что не имевший их извержен был из чертога [[new:mf:22:13|(Матф. 22, 13)]] и из Апостольского изречения, в котором он, толкуя о нетлении, говорит: //аще точию и облекшеся, не нази будем// [[new:2kor:05:03|(2 Кор. 5, 3)]], т. е. от добрых дел. - Посему будем прилежно просить Господа нашего, чтобы Он здесь омыл наши душевные одежды, дабы, по слову Псаломскому, нам //убелиться паче снега// [[old:ps:050:09|(Пс. 50, 9)]] и не услышать: //друже, како вшел eси семо не имый одеяния брачна// и связанным по рукам и ногам не быть сверженными во тьму кромешную [[new:mf:22:12|(Матф. 22, 12-13)]], но чтобы, по премудрому Соломону, имея во всякое время белые одежды и нося светлые, украшенные состраданием, светильники добродетельной жизни, вместе с чистым и непорочным Женихом наших душ - Христом войти в Его чертог. С ним Отцу со Святым Духом подобает слава, держава и честь ныне и присно и во веки веков. Аминь. //**Толкование на Апокалипсис.**// ===== Беда Достопочтенный ===== **Се, иду как тать: блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его** //Блажен// <...> //чьи грехи покрыты// [[old:ps:031:01|(Пс 31:1)]], кто уродство достойной порицания жизни пред очами праведными на суде скрыл покровом следующих добрых дел. //**Изложение Откровения.**// ===== Тиконий ===== **Се, иду как тать: блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его** Поэтому и апостол [Павел] гово­рит: //так придет, как тать ночью// [[new:1sol:05:02|(1 Фес 5:2)]]. <...> Он говорит: //все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись// [[new:gal:03:27|(Гал 3:27)]]. Полагаю, что здесь высказывается требование сохранить эти одежды незапачкан­ными, чтобы не обесславить их повторным крещением и не загряз­нить пятнами грехов; ибо в обоих проступках становится явной позорность, каковой сознательно избегают, соблюдая большую осто­рожность. //**Фрагменты.**// ===== Экумений ===== **Се, иду как тать: блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его** **Се, иду как тать**, - говорит Господь. Он говорит: **как тать**, по причине внезапности и неожиданности Своего второго пришествия. **Блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим**. Он и далее использует образ вора. Поэто­му, Он сказал, нужно беречь одеж­ды, чтобы они не пропали. **Одеждой** Он называет или добродетельную и благообразную жизнь, благодаря которой мы становимся достойны­ми защиты Божьей, или же тело, которое должно быть непорочным и чистым. Ибо тот, кто не хранит своих одежд, будет постыжен перед ангелами и людьми Божественного престола, подвергнувшись суду в то время и оставшись нагим без Боже­ственной заботы. //**Комментарий на Откровение.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Се, иду как тать: блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его** Слова: **"се, иду как тать... "** приходят на память самому Иоанну по поводу упоминания о великом дне Господа, и он высказывает их от своего имени, напоминая об общеизвестном выражении Самого Бож. Учителя. Как верные и исправные рабы, все христиане должны ожидать пришествия Своего Господа, должны хранить свои одеяния, одеяния своего спасения[[new:1sol:05:08| (1 Сол 5:8)]], чтобы не предстать пред очами Господа-Судии нагими, лишенными всяких добродетелей (ср. [[new:otkr:03:18|III:18]]). [<10>]