[<10>] ====== Толкования на Откр. 17:1 ====== ===== Свт. Андрей Кесарийский ===== Ст. 1-3 **И пришел один из семи Ангелов, имеющих семь чаш, и, говоря со мною, сказал мне: подойди, я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих. С нею блудодействовали цари земные, и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле. И повел меня в духе в пустыню, и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами** Некоторые принимали эту **блудницу** за древний Рим, как расположенный на семи холмах; **семью же главами** носящего ее **зверя** считали семь нечестивейших из всех царей, которые от Домициана до Диоклетиана преследовали Церковь. Мы же, руководствуясь и сообразуясь с последовательностью происходящего, думаем, что блудницей называется вообще земное царство, как бы в одном теле представляемое, или же город, имеющий царствовать даже до пришествия антихриста. Ибо прежний Рим лишился царской державы еще с давнего времени, разве только предположить, что прежнее достоинство снова к нему возвратится. Но если сие допустим, то уничтожится город, владычествующий ныне, ибо Апостол говорит: и// жена, юже видел eси, град есть великiй, иже имать царство над цари земными// [[new:otkr:17:18|(Апок. 17, 18)]]. Но о сем, если поможет Бог, поговорим впоследствии. Теперь же следует изъяснить, что должно разуметь под **пустыней**, в которую видевший сие был приведен Духом. Пустынею в духовном смысле считаем всякий вообще город или многочисленное или многолюдное общество, порицаемое Богом за душевное опьянение, прелюбодеяние и другие подобные преступления. Можно истолковать это и иначе: что Апостол Иоанн в духовном созерцании видел запустение предуказанной блудницы, представленной под образом женщины по причине женственности, наклонности и слабости к греху. - **Она сидела на звере багряном**, потому что по лукавым делам почивает на дiаволе, увеселяющемся убийствами и кровью, и тем становится в хулениях на Бога помощницею отступника. Ибо самый зверь и багряный вид его служат указанием суровости, жестокости и предрасположения к убийствам. - О значении семи голов и десяти рогов узнаем, с помощью Божией, из последующего от Божественного Ангела. //**Толкование на Апокалипсис.**// ===== Сщмч. Викторин Петавийский ===== Ст. 1, 6 **И пришел один из семи ангелов, имеющих семь чаш, и, говоря со мною, сказал мне: подойди, я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих; Я видел, что жена упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых, и видя ее, дивился удивлением великим** Ведь все истязания святых всегда происходи­ли по постановлению римского сена­та, и, хотя сейчас к [верующим] проявлено снисхождение, сама [блудни­ца] стала источником всякого постанов­ления, касающегося всех народов, против провозглашения веры. //**Толкование на Апокалипсис.**// ===== Беда Достопочтенный ===== Ст. 1-2 **И пришел один из семи ангелов, имеющих семь чаш, и, говоря со мною, сказал мне: подойди, я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих; с нею блудодействовали цари земные, и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле** Здесь рассказывается о том, как множество погибших, оставленных Создателем, предали себя на поругание демонам, сидят на волнах, то есть на раздоре между народами. В противоположность им, //у множества же уверовавших было одно сердце и одна душа// [[new:act:04:32|(Деян 4:32)]], которую апостол //обручил единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою// [[new:2kor:11:02|(2 Кор 11:2)]]. **С нею блудодействовали цари земные**, и т.д. Целое больше частей. Каждый из царей и населяющих землю горделиво стремится к земному. Они растлеваются порочными страстями, поддаваясь соблазнам века сего, и упиваются допьяна безумием. //**Изложение Откровения.**// ===== Примасий ===== Ст. 1-2 **И пришел один из семи ангелов, имеющих семь чаш, и, говоря со мною, сказал мне: подойди, я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих; с нею блудодействовали цари земные, и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле** Сходным же образом также Исайя говорит о дьяволе, которого изобра­жает в образе царя Вавилона: //Как упал ты с неба, денница, зын зари// [[old:is:14:12|(Ис 14:12)]]. Святой Дух, рассматривая тело всех погибших, которое Он называет применительно к случаю различными именами, полагает, что оно, уже давно прираставшее многими уродствами, достигло в этом предела. Разрушаемое грехами и уловленное заблуждения­ми, оно обезумело до такой степени нечестия, что его члены противи­лись кротким. Святой Дух в сообразном описании представляет подлежа­щее гибели, называя его блудницей. Ибо покинутая Творцом предалась блуду, чтобы быть изнасилованной демонами. Великая - из-за чудовищно­сти извращений, с помощью которых она премного издевалась над святы­ми. На водах многих - то есть на многих народах. //**Комментарий на Откровение.**// ===== Экумений ===== Ст. 1-2 **И пришел один из семи ангелов, имеющих семь чаш, и, говоря со мною, сказал мне: подойди, я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих; с нею блудодействовали цари земные, и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле** Завершая рассказ о конце настоящего века и о событиях того времени, видение переходит к иному сюжету, желая показать евангелисту, что случится с Римом. Иоанн говорит, что ангел сказал ему: **Подойди, я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих**. **Судом** он называет образ жизни и управления, которым, он рассудил, она жила и которому следовала. Он называет ее **блудницей** как предавшую Бога и отступившую от Него. Это Священное Писание называет блудом, по слову пророка к Богу всяческих: //Ты истребляешь всякого отступающего от Тебя// [[old:ps:072:27|(Пс 72:27)]]. **Многими водами** он называет народы, над которыми и начальствует и которыми управляет Рим, о чем Иоанн сам, продолжая, говорит. Он говорит: **С нею блудодействовали цари земные**. Это цари, что царствовали над этими народами. Ибо это те цари земли, что приобщились блуда ее и идольского безумия. **И вином ее блудодеяния упивались живущие на земле**. Ибо ведь и остальная часть народов, которыми блудница управляет, также отступила от Бога, причем одних она заставляла, а других увлекала примером. //**Комментарий на Откровение.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И пришел один из семи Ангелов, имеющих семь чаш, и, говоря со мною, сказал мне: подойди, я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих** В новом видении, не непосредственно, Иоанн дает объяснения предыдущим видениям. Пред Иоанном является один из семи Ангелов, в руках которых были чаши Бож. гнева. В выражении "**подойди**" можно усматривать указание на перемену направления мыслей и внимательности Иоанна. Он должен теперь обратить свой пророческий взор на суд над великою блудницею, сидящею на водах многих. Под блудницею здесь нужно разуметь тот самый город Вавилон, о котором упомянуто в[[new:otkr:14:08| XIV:8]]; там он назван великим городом и охарактеризован как блудница. Над ним должен произойти и по словам [[new:otkr:16:19|XVI:19.]] Великая блудница - это, несомненно, город (ст. 18), и город будущего времени, город антихристианского царства, который может быть назван Вавилоном или Римом по сходству своей культуры и по своему боговраждебному развращающему влиянию на другие народы. [<10>]