[<10>] ====== Толкования на Откр. 17:4 ====== ===== Свт. Андрей Кесарийский ===== **И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом** **Облечена жена в багряницу и порфиру** - сии принадлежности и символы самодержавия над всеми; по той же причине **украшена драгоценными камнями и бисером**. **И держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее** **Чашею** показывается сладость лукавых деяний пред вкушением их, а золотом их драгоценность. - Как некто сказал об Иове, что он //пил поругание якоже воду// [[old:iov:34:07|(Иов. 34, 7]]), так и здесь показывается, что она следует злу не для насыщения, но по жажде своей погибели. Посему она и умножила свои мерзости, т. е. мерзостные для Бога дела, которыми напоевается грехолюбивое общество, вкушая как сладкое питье мерзостное опьянение греха и блудного осквернения. //**Толкование на Апокалипсис.**// ===== Сщмч. Киприан Карфагенский ===== **И облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее** Изысканность одежд и украшений, обольстительные прикрасы лица свойственны одним только непотреб­ным бесстыдным женщинам, и ни у кого почти не бывает убранство дороже, как у тех, у кого дешев стыд. Так и в Святом Писании, в котором Господь благоволил преподать нам наставление и увещание, описывается город любодейный, в убранстве и нарядах, с нарядами, или лучше, ради них обреченный на поги­бель. <...> Да избегают чистые и целомуд­ренные девы убранства блудниц, одежды бесстыдниц, уборов прелестниц, украшений блудниц! //**Об одежде девственниц.**// ===== Тиконий ===== **И облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее** В **пурпуре** показана видимость ее мнимого царства, в **багрянице** - крова­вая повадка ее нечестия <...> **Каменья** - всяческие ухищрения подделывания истины <...> Что именно внутри этой красоты, Иоанн показывает, когда говорит: **и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечис­тотою блудодейства всей земли**. Стало быть, **золото** - лицемерие, поскольку сказал Господь так: //Извне выглядят словно бы праведниками, а внутри полны всяческой нечистоты// [[new:mf:23:25|(Мф 23:25)]]. //**Фрагменты.**// ===== Экумений ===== **И жена облечена была в порфиру и багряницу**. **Порфира** указывает на ее царское достоинство, а **багряница** - на то, что она пролила кровь многих святых. Она была **украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом**. Повествование уместно облачает ее, как царицу, в царский наряд. Она **держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями**. Чаша была золотой по причине высоты ее правления. Но вместе с тем она была полна идолопоклон­ства и скверн, которыми она была напитана и которыми она соверша­ла возлияния ее собственным демонам. **И нечистотою блудодейства земли**. Ибо на ней, как на зачина­тельнице зла и идольского безумия, лежит ответственность за идоло­поклонство прочих народов. //**Комментарий на Откровение.**// [<10>]