[<10>] ====== Толкования на Откр. 17:10 ====== ===== Свт. Андрей Кесарийский ===== **и семь царей** См. Толкование на [[new:otkr:17:09#svt_andrej_kesarijskij|Откр. 17:9]] **Из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет, не долго ему быть** Под именем **пяти царей**, павших из числа семи, блаженный Ипполит разумеет века, из коих пять уже прошли, шестой, в который и видел сие Апостол, еще продолжается, а следующий и за шестью веками седьмой еще не наступил, но когда придет, продолжаться будет не долго. Если же принять мнение блаженного Иринея, что, как были созданы семь дней, так и семь небес и преимущих пред прочими семь Ангелов, то слушающим удобоприемлемыми покажутся и наши толкования, что семь царств суть те, которые были от начала мipa доселе; пять из них уже пали, шестое, при котором явлено откровение, было в древнем Риме, не наступившее седьмое - это в Риме новом. Хорошо было бы слово, если бы владычество всемирного Вавилона считать за непрерывное, даже до пришествия антихриста, царствование одного города, а последнее за мучительство антихристово, которое в сравнении с предыдущими царствованиями, владычествовавшими до пятисот и тысячи лет, будет продолжаться недолго. При всем том всякое вообще временное число лет ничтожно в сравнении с бесконечным будущим царством Святых. //**Толкование на Апокалипсис.**// ===== Сщмч. Викторин Петавийский ===== **и семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет, не долго ему быть** Так нужно понимать время, в которое пишется Апокалипсис, ибо тогда правил Цезарь Домициан. До него был Тит, его брат, и Веспасиан, отец их. Затем Отон, Вителлий и Гальба. Это - **пять, которые пали**. **Один есть**, утверждает Иоанн, - тот, при котором написан Апокалипсис, а именно Домициан. **Другой еще не пришел** - речь идет о Нерве, который **когда придет, не долго ему быть**, потому что он не правил и двух лет. //**Толкование на Апокалипсис.**// ===== Сщмч. Ипполит Римский ===== **и семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет, не долго ему быть** Исчисляя время от сотворения мира и Адама, мы легко найдем искомое. В самом деле, первое пришествие Господа нашего во плоти, которое было в Вифлееме, совершилось за восемь дней до январских календ, в среду, в сорок второй год царствова­ния Августа; от Адама же - в пять тысяч пятисотом году. А пострадал Он в тридцать третьем году, за восемь дней до апрельских календ, в пятницу на восемнадцатом году царствования Тиберия цезаря при консулах Руфе и Рубелионе и Гаие цезаре, бывшем консулом в четвертый раз, и Гаие Кестие Санторине. Итак, чтобы наступил отдохнове­ния святой день, в который почил Бог от всех дел Своих, которые сотво­рил , необходимо, чтобы эти шесть тысяч исполнились. Ибо суббота есть образ и подобие того имеющего открыться царства святых, когда они, как говорит Иоанн в Апокалипсисе, будут царствовать вместе с Христом после того, как Он придет с небес. В самом деле, //День Господень как тысяча лет// [[new:2pet:03:08|(2 Пет 3:8)]]. Итак, если Бог сотво­рил все в шесть дней, то должны исполниться и шесть тысяч лет, но они еще не исполнились, как говорит Иоанн: **пять пали и один есть** - то есть шестой, - **а другой еще не пришел**, понимая под этим другим, седьмой, в который будет отдохновение. //**Комментарий на пророка Даниила.**// ===== Беда Достопочтенный ===== **и семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет, не долго ему быть** Иоанн утверждает, что //головы зверя// - это цари мира, которые из-за их непомерно раздутой гордости сравниваются с высокими //горами//. На //горах// покоятся похоть и нечестие, так что они подавляют силой и вводят в заблуждение коварством. <...> Поскольку числом семь обозначается полнота мирского царства, последний период которого, то есть царство антихриста, еще не настал, то Иоанн и говорит здесь, что **пять царей уже миновали, шестой есть сейчас, а седьмому еще должно придти**. **И когда придет, не долго ему быть**. Господь видит всех нас - и гордых, и немощных, поэтому здесь говорится о том, что тот в особенности злой день, которому Он попустит прийти к нам, из милосердия будет сокращен. Таким образом, Он сумеет и устрашить гордых бедствиями этого времени, и ободрить немощных тем, что время это будет кратким. //**Изложение Откровения.**// ===== Примасий ===== **и семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет, не долго ему быть** Как мы уже говорили, в каждом отдельном виде представлен целый род. Ибо то, чем является целый //зверь//, Иоанн называет //семью головами//, //а семь голов - семью горами и семью царями//. То есть они суть целокупное существо грешного человечества, которое пребывает в вождях, равно как и в царях, и в их подданных. Оно наименовано по-разному по причине различия действий, к которым оно прибегает, употребляя силу или обманывая, когда вползает в погубляемых скользящими движениями через наслаждения, доставляемые чувственными вещами. Как мы читаем в Писании: //смерть входит в наши окна// [[old:ier:09:21|(Иер 9:21)]]. И я думаю, что это правильно было бы понимать относительно наших пяти чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. И по этой причине Господь сказал женщине самаритянке: //у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе// [[new:in:04:18|(Ин 4:18)]]. То, что там названо мужьями, здесь именуется **царями**, властью которых, как мы знаем, начала человеческой жизни ведомы и управляемы. И животные, похоже, имеют в этом общее с нами. И то, что Иоанн сказал: //тот, которого ныне имеешь, не муж тебе//, - а именно, что она живет не с законным мужем, а во грехе, - здесь выражено так: **из которых пять пали, один есть**. И когда говорится: **а другой еще не пришел**, - он имеет в виду, что здесь остается незадействованной еще одна часть этого злого тела, которая последует за поколением, которое уходит. Она будет сходным образом иметь тот же самый злой дух, который, как мы отметили, пребывает в семи обличьях. Ибо говорится, что **пять пали, один есть, а другой еще не пришел**, что составляет семь. //**Комментарий на Откровение.**// ===== Экумений ===== **и семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет, не долго ему быть** По справедливости Иоанн под //головами// понимает правителей, ибо они осуществляют управление римлянами. Почему же - при том, что в разные времена столь много было правителей в Риме - лишь семерых он назвал //семью головами зверя//? Потому что эти семеро по преимуществу представляют собой зверя, то есть дьявола: они возвысили его голову на христиан, начав гонения на Церковь. Первым из них был Нерон, вторым Домициан, затем Траян, Север, после него Деций, Валериан, Диоклетиан - ибо эти властители Рима неотступно преследовали Церковь, как повеству­ет в своей хронике Евсевий; из этих семи, как сказано, **пять пали** - Нерон, Домициан, Траян, Север, Деций, - **а один есть**, то есть Валериан. **Другой еще не пришел, и когда придет, не долго ему быть**. **Другой** - Диоклетиан, после которого прекратилось правле­ние, бывшее в Риме, и перешло в город, названный в честь благочести­вого Константина, куда сам Констан­тин переместил государственную власть. С большой точностью все было сообщено евангелисту; в особенности же то, что относится к Диоклетиану, где сказано: **и когда придет, не долго ему оставаться**. Имеется в виду, что останется на преследование христиан; ибо, хотя царствовал он двадцать лет, но как учинил в последние два года гонения, так и прекратилась его власть. //**Комментарий на Откровение.**// ===== Лопухин А.П. ===== **и семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет, не долго ему быть** См. Толкование на [[new:otkr:17:09#lopuxin_ap|Откр. 17:9]] [<10>]