[<10>] ====== Толкования на Откр. 18:6 ====== ===== Свт. Андрей Кесарийский ===== Ст. 6-7 **Воздайте ей так, как и она воздала вам, и вдвое воздайте ей по делам ее; в чаше, в которой она приготовила вам вино, приготовьте ей вдвое. Сколько славилась она и роскошествовала, столько воздайте ей мучений и горестей** **Воздадите ей сугубо по делам ея**. - Сие говорит или тем, которые не повинны, но много зла потерпели от владычествующих в том городе, ибо ради терпения скорбей послужили причиною злейшего наказания мучивших их, или слова сии указывают на переход от одних лиц к другим, т. е. от наказуемых к некоторым наказующим святым силам, по любви к Богу присвояющим или считающим собственными обиды, нанесенные их сорабам, - **Сугубою** называет чашу или потому что грешники и законопреступники страшно будут наказаны и здесь и в жизни будущей, или потому что будут мучимы вместе душа и тело, у коих общи сами деяния, или потому что грех будет наказан мучением не внешним только, но более внутренним, заключающимся в совести. //**Толкование на Апокалипсис.**// ===== Блж. Августин ===== Ст. 6-8 **Воздайте ей так, как и она воздала вам, и вдвое воздайте ей по делам ее; в чаше, в которой она приготовляла вам вино, приготовьте ей вдвое. Сколько славилась она и роскошествовала, столько воздайте ей мучений и горестей. Ибо она говорит в сердце своем: «сижу царицею, я не вдова и не увижу горести!» За то в один день придут на нее казни, смерть и плач и голод, и будет сожжена огнем, потому что силен Господь Бог, судящий ее** Посмотрите, как были уничтожены народы Вавилона. //Ей воздается вдвойне//. <...> Каким образом //воздается вдвойне//? Сражаются святые, поднимают мечи обоюдоострые. Происходят битвы, происходят убийства, разделения. Каким образом ей //воздается вдвойне//? Она, когда смогла преследовать христиан, умертвила плоть, но Бога не сокрушила. Сейчас ей //воздается вдвойне//, и язычники уничтожаются, и идолы разбиваются. //**Изъяснения Псалмов.**// ===== Апрингий ===== Ст. 6-8 **Воздайте ей так, как и она воздала вам, и вдвое воздайте ей по делам ее; в чаше, в которой она приготовляла вам вино, приготовьте ей вдвое. Сколько славилась она и роскошествовала, столько воздайте ей мучений и горестей. Ибо она говорит в сердце своем: «сижу царицею, я не вдова и не увижу горести!» За то в один день придут на нее казни, смерть и плач и голод, и будет сожжена огнем, потому что силен Господь Бог, судящий ее** У Исайи говорится к ней: //Сойди и сядь на прах, девица, дочь Вавилона; сиди на земле: престола нет, дочь Халдеев, и вперед не будут называть тебя нежною и роскошною// [[old:is:47:01|(Ис 47:1)]]. И немного ниже: //Сиди молча и уйди в темноту, ибо вперед не будут называть тебя госпожею царств// [[old:is:47:05|(Ис 47:5)]]. И еще: //И ты говорила: «вечно буду госпожею», а не представляла того в уме твоем, не помышляла, что будет после. Но ныне выслушай это, изнежен­ная, живущая беспечно, говорящая в сердце своем: «я, - и другой подобной мне нет; не буду сидеть вдовою и не буду знать потери детей». Но внезапно, в один день, придет к тебе то и другое, потеря детей и вдов­ство// ([[old:is:47:07|Ис 47:7]]-9). Кому не понятно, что эти вещи, сведенные вместе, составляют совершенно одно и то же пророчество и проповедуют об одном всеобщем событии? //**Трактат на Апокалипсис.**// ===== Беда Достопочтенный ===== Ст. 6-8 **Воздайте ей так, как и она воздала вам, и вдвое воздайте ей по делам ее; в чаше, в которой она приготовляла вам вино, приготовьте ей вдвое. Сколько славилась она и роскошествовала, столько воздайте ей мучений и горестей. Ибо она говорит в сердце своем: «сижу царицею, я не вдова и не увижу горести!» За то в один день придут на нее казни, смерть и плач и голод, и будет сожжена огнем, потому что силен Господь Бог, судящий ее** [Ангел молится], чтобы наслаждавшаяся временными радостями была предана на вечные муки, поскольку она говорит в сердце своем: **Сижу царицею, я не вдова** <... > и т.д. Наслаждаясь роскошью века сего, она не пожелала ничего предпринять, дабы избежать будущей кары, потому вскоре она будет наказана страданиями как духовными, так и телесными. <...> С другой стороны, граждане небесного отечества, ставящие Иерусалим превыше собственного веселия, не желают петь песнь Господню на земле чужой, то есть испытывать в веке нынешнем радость, принадлежащую веку будущему. //**Изложение Откровения.**// ===== Примасий ===== Ст. 6-8 **Воздайте ей так, как и она воздала вам, и вдвое воздайте ей по делам ее; в чаше, в которой она приготовляла вам вино, приготовьте ей вдвое. Сколько славилась она и роскошествовала, столько воздайте ей мучений и горестей. Ибо она говорит в сердце своем: «сижу царицею, я не вдова и не увижу горести!» За то в один день придут на нее казни, смерть и плач и голод, и будет сожжена огнем, потому что силен Господь Бог, судящий ее** Все эти будущие события связаны со вторым пришествием, когда по результатам допроса последнего суда общество нечестивых будет изгнано и получит справедливую награду, чтобы те, кто грешил во времени, подвергся бы наказанию в вечности. Именно это и означают слова: **вдвое воздайте ей и приготовьте ей вдвое**, - что любой, кто наслаждался преходящими удовольствиями, подвергся вечным мучениям. В псалме Господь предсказывает, что Он освободит своих от этой лихвы: //от лихвы и неправды избавит души их// [[old:ps:071:14|(Пс 71:14)]]. Кроме того, о них сказано, что они будут попаляемы вечным огнем и терзаемы голодом, а именно тогда, когда те, кто сейчас голоден и испыты­вает жажду, за праведность примут нетленное богатство. Нечестивые, конечно, умрут, потому что Бог оставил их. Ибо известно, что как тело умирает, когда его оставляет душа, так умирает и душа, когда ее оставляет Бог. Это тот плач, о котором Христос говорит в Евангелии: //горе вам, смеющиеся ныне! <... > ибо восплачете и возрыдаете// [[new:lk:06:25|(Лк 6:25)]]. Чтобы показать, что Бог желает уберечь своих от этих язв, говорится: //чтобы не подвергнуться вам язвам ее//. Это как если бы он сказал: поскольку вы отреклись от их воли и не были подобны им в их грехах, то не вос­примете равного наказания. И мы не можем нашими собственными усили­ями избежать данных язв, потому что это может быть даровано нам только благостью Божьей. Но, придержива­ясь надлежащего порядка, Святой Дух объявляет, что те, кто не был пленен в сердце своем согласием с пороком, совершенно не подвергает­ся мукам нечестивых: //А души правед­ных в руке Божией, и мучение не коснется их// [[old:prs:03:01|(Прем 3:1)]]. //**Комментарий на Откровение.**// ===== Экумений ===== Ст. 6-8 **Воздайте ей так, как и она воздала вам, и вдвое воздайте ей по делам ее; в чаше, в которой она приготовляла вам вино, приготовьте ей вдвое. Сколько славилась она и роскошествовала, столько воздайте ей мучений и горестей. Ибо она говорит в сердце своем: «сижу царицею, я не вдова и не увижу горести!» За то в один день придут на нее казни, смерть и плач и голод, и будет сожжена огнем, потому что силен Господь Бог, судящий ее** Сказано: **вдвое воздайте ей по грехам ее**. Но также и через всемудрого Моисея заповедал нам Господь: //не творите месть дважды на одно и то же// [[old:naum:01:09|(Наум 1:9)]]. Итак, как же Он воздаст **дважды**? **Дважды** не двойное количество означает, но то, что Бог, будучи человеколюбивым и благим и наказывая много меньше, нежели по заслугам, полагает, что воздал дважды и тогда, когда воздает часть; и не только дважды, но и семь раз. И зная это, пророк сказал: //Семикратно возврати соседям нашим в недро их поношение, которым они Тебя, Господи, поносили// [[old:ps:078:12|(Пс 78:12)]], - в прошении умоляя Бога о семикратном наказании врагов по заслугам. Подобно чему и говорится: **воздайте ей**, получившей славу в этой жизни и предававшейся наслаждениям, не задумавшейся о Божьей воле. Ибо она говорит: не утрачу никогда царства, - ведь то, что она **вдова**, означает лишение царства. **И не увижу горести!** Стало быть, по ее бахвальству тотчас постигнут ее беды. Потому что **силен Господь Бог**, и никто Ему не воспрепятствует применить к ней суд и наказание; и мы сможем освободиться от нее по благодати Христа. //**Комментарий на Откровение.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Воздайте ей так, как и она воздала вам, и вдвое воздайте ей по делам ее; в чаше, в которой она приготовляла вам вино, приготовьте ей вдвое** **"Воздайте ей"** - это приказание от того же лица, которому принадлежит и голос 4 ст., но к другому субъекту. Этими исполнителями Бож. повеления, очевидно, являются те самые цари, которые были назначены исполнителями Бож. воли относительно суда над Вавилоном. Им повелевается воздать, отплатить Вавилону, как и он воздавал "**вам**", ибо от его развращенной жизни, от его насилий страдали не только избранные христиане, гонимые и преследуемые, но даже и сами нечестивые цари и народы. Сильного двойного наказания, страдания Вавилон вполне заслужил своим крайним нечестием, своим развращающим примером и влиянием. Его виновность обнаружилась собственно в том, что он поил народы вином своего блудодеяния [[new:otkr:14:04|(XIV:4]];[[new:otkr:17:02| XVII:2, 4]]). [<10>]