[<10>] ====== Толкования на Откр. 18:15 ====== ===== Свт. Андрей Кесарийский ===== Ст. 15-17 **Торговавшие всем сим, обогатившиеся от нее, станут вдали от страха мучений ее, плача и рыдая, и говоря: горе, горе тебе, великий город, одетый в виссон и порфиру и багряницу, украшенный золотом и камнями драгоценными и жемчугом! Ибо в один час погибло такое богатство** **Горе, горе град великий**. - Обращает внимание на страдания сего Вавилона, плачем о нем указывая на величие несчастий и злоключений, которыми будет наказан город, гордившийся прежде царским достоинством. //**Толкование на Апокалипсис.**// ===== Свт. Кесарий Арелатский ===== Ст. 15-19 **Торговавшие всем сим, обогатившиеся от нее, станут вдали от страха мучений ее, плача и рыдая и говоря: горе, горе [тебе], великий город, одетый в виссон и порфиру и багряницу, украшенный золотом и камнями драгоценными и жемчугом, ибо в один час погибло такое богатство! И все кормчие, и все плывущие на кораблях, и все корабельщики, и все торгующие на море стали вдали и, видя дым от пожара ее, возопили, говоря: какой город подобен городу великому! И посыпали пеплом головы свои, и вопили, плача и рыдая: горе, горе [тебе], город великий, драгоценностями которого обогатились все, имеющие корабли на море, ибо опустел в один час** Когда бы Дух не говорил об обогатившихся от Вавилона, Он указывает на изобилие грехов. <...> Разве город облачается в **виссон и порфиру**, а не люди? Поэтому они оплакивают себя, пока их грабят упомянутые выше. <...> Разве все кормчие и корабельщики и всякий торгующий на море смогут присутствовать, чтобы увидеть пожар одного города? Но говорится, что все любящие дольний мир и творцы неправды боятся за себя, видя крушение своей надежды. //**Изложение Откровения.**// ===== Примасий ===== Ст. 15-19 **Торговавшие всем сим, обогатившиеся от нее, станут вдали от страха мучений ее, плача и рыдая и говоря: горе, горе [тебе], великий город, одетый в виссон и порфиру и багряницу, украшенный золотом и камнями драгоценными и жемчугом, ибо в один час погибло такое богатство! И все кормчие, и все плывущие на кораблях, и все корабельщики, и все торгующие на море стали вдали и, видя дым от пожара ее, возопили, говоря: какой город подобен городу великому! И посыпали пеплом головы свои, и вопили, плача и рыдая: горе, горе [тебе], город великий, драгоценностями которого обогатились все, имеющие корабли на море, ибо опустел в один час** Мы, конечно, знаем, что многих часто настигает подобное раскаяние, если применительно к их образу уместно понимаются места, из которых они, к чему мы склоняемся, должны быть изгнаны. То есть они будут стоять вдали и вопить, когда увидят дым от пожарища города, ведь стоять вдалеке - это значит не пасть с теми, кто погиб, но, скорее, принять устойчивость от состоявшегося покаяния. Ибо //перед своим Господом стоит он, или падает// [[new:rim:14:04|(Рим 14:4)]]. Это стояние следует понимать не в телесном смысле, а как обращение крепкой души. Поэтому сказанное о том, что они ударяют себя в грудь, оплакивая иных погибших, понима­ется так, что они принимают плодо­творное наказание. По этой причине апостол говорит: //И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по [воле] князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие// ([[new:ef:02:01|Еф 2:1]]-3), и прочее в этом духе. В соответствии с этими словами апостола, я думаю, что это место правильно понимать в связи с покаявшимися людьми. Потому что нет ни одного доброго, который раньше не был злым. //**Комментарий на Откровение.**// [<10>]