[<10>] ====== Толкования на Откр. 18:21 ====== ===== Свт. Андрей Кесарийский ===== Ст. 21-24 **И один сильный Ангел взял камень, подобный большому жернову, и поверг в море, говоря: с таким стремлением повержен будет Вавилон, великий город, и уже не будет его. И голоса играющих на гуслях и поющих, и играющих на свирелях и трубящих трубами в тебе уже не слышно будет; не будет уже в тебе никакого художника, никакого художества, и шума от жерновов не слышно уже будет в тебе; и свет светильника уже не появится в тебе; и голоса жениха и невесты не будет уже слышно в тебе: ибо купцы твои были вельможи земли, и волшебством твоим введены в заблуждение все народы. И в нем найдена кровь Пророков и Святых, и всех убитых на земле** **Падение Вавилона** произойдет так же быстро, как и **жернов** погружается в море; и будет оно так внезапно, что после него не останется никакого признака: на сие указывают оскудение и исчезновение играющих на гуслях, свирелях и пр. - Виною же сего ставит то, что своим сладкопением и ядовитым волхвованием обольстит он все народы и что был приятелищем кровей пророческих и других святых. Всем же сим вероятно означается нечестивый Вавилон Персидский, ибо в разные времена и до настоящего времени он принял кровь многих святых и постоянно увеселялся волхвованиями и обольщениями. А посему предметом нашего желания и молитвы да будет то, чтобы за гордость против Христа и Его рабов он получил предуказанное возмездие. Но думается, что такому рассуждению некоторым образом противоречит сказанное древними церковными учителями, которые предсказания сии относили к Вавилону Римскому, потому что у четвертого зверя - Римского царства видны были десять рогов, из коего выросший один, три искоренив, а остальные поработив себе, придет как царь Римский под видом того, чтобы устроить, обновить и усилить начальство их, а на самом деле - чтобы произвести их совершенное опустошение. Поэтому, не погрешит против надлежащего и тот, кто будет разуметь под ним, как упомянуто ранее, царство, как бы в одном общем теле владычествующее сначала до ныне и поистине пролившее крови Апостолов, Пророков и Мучеников. Ибо как говорится - один лик, одно войско и один город, хотя составляющие каждое из них и переменяются, так одно и царство, не смотря на то, что оно дробится и распределяется по многим городам и местам. //**Толкование на Апокалипсис.**// ===== Свт. Кесарий Арелатский ===== Ст. 21-24 **И один сильный ангел взял камень, подобный большому жернову, и поверг в море, говоря: с таким стремлением повержен будет Вавилон, великий город, и уже не будет его. И голоса играющих на гуслях, и поющих, и играющих на свирелях, и трубящих трубами в тебе уже не слышно будет; не будет уже в тебе никакого художника, никакого художества, и шума от жерновов не слышно уже будет в тебе; и свет светильника уже не появится в тебе; и голоса жениха и невесты не будет уже слышно в тебе: ибо купцы твои были вельможи земли, и волшебством твоим введены в заблуждение все народы. И в нем найдена кровь пророков и святых и всех убитых на земле** Таким образом, Иоанн называет Вавилон как бы большим брошенным **жерновом**, потому что ход времени всех любителей этого мира перемалывает, как жернов, и швыряет в круго­ворот. О них написано: //По кругу ходят нечестивые// [[old:ps:011:09|(Пс. 11:9)]]. <...> **И голоса играющих на гуслях, и по­ющих, и играющих на свирелях, и трубя­щих трубами в тебе уже не слышно будет**. Говорит Иоанн, что пройдет веселость нечестивых и уже не будет. И указал причину, говоря: **Ибо купцы твои были вельможи земли**, то есть в твоей жизни они обрели [все возможные] блага. **И волшебством твоим введены в заблуждение все народы. И в нем найдена кровь пророков и святых, и всех убитых на земле**. Разве тот же самый город убил апостолов, что и пророков и всех остальных святых? Но это город всех гордых, который Каин основал на крови своего брата, //и назвал город по имени сына своего: Енох// [[old:gen:04:17|(Быт. 4:17)]]. То есть [это - город его] потомков, потому что все злые, наследующие себе, в которых и присутствует Вавилон, вплоть до конца мира преследуют Церковь Божью. Следова­тельно, в городе Каина проливается //вся кровь праведная от крови Авеля праведного до крови Захарии// - то есть [городе] народа и жрецов. //Между храмом и жертвенником// [[new:mf:23:35|(Мф. 23:35)]], - то есть между народом и жрецами. Это сказано потому, что не только люди, но и жрецы сговорились о смерти Захарии. Это город, который умертвил пророков и побил камнями посланных к нему. Это город, который возводится на крови, как написано: //Горе строящему город на крови и созидающе­му крепости неправдою!// [[old:avm:02:12|(Авв. 2:12)]]. //**Изложение Откровения.**// ===== Беда Достопочтенный ===== Ст. 21-24 **И один сильный ангел взял камень, подобный большому жернову, и поверг в море, говоря: с таким стремлением повержен будет Вавилон, великий город, и уже не будет его. И голоса играющих на гуслях, и поющих, и играющих на свирелях, и трубящих трубами в тебе уже не слышно будет; не будет уже в тебе никакого художника, никакого художества, и шума от жерновов не слышно уже будет в тебе; и свет светильника уже не появится в тебе; и голоса жениха и невесты не будет уже слышно в тебе: ибо купцы твои были вельможи земли, и волшебством твоим введены в заблуждение все народы. И в нем найдена кровь пророков и святых и всех убитых на земле** Град века сего сравнивается с шатким жерновом из-за тяжести его прегрешений и заблуждений. Ибо //повсюду ходят нечестивые// [[old:ps:011:09|(Пс. 11:9)]]. Кара его справед­лива - быть поглощенным волнами: ведь он уничтожил град Иерусалим волнами неверности, когда, сидя на реках Вавилонских, его жители оплакивали свое изгнание с небесного Сиона. Господь же обещал, что введ­шие кого-то в соблазн будут наказаны тем же самым образом. Церковь Иоанн тоже уподобляет **камню**, но крепкому и устойчивому, способному противостоять разгулу стихии. **Жернов** можно также понять как страдание и муку, ведь, как рассказы­вают о блаженном Игнатии, на пороге смерти он воскликнул: «Я - пшеница Божия: пусть измелют меня зубы зверей, чтоб я сделался чистым хлебом». **И голоса играющих на гуслях и поющих** <... > и т.д. Из пяти чувств до сих пор не был упомянут слух; теперь говорится и о нем, что он будет отнят вместе с прочими мирскими веща­ми. Здесь словно бы говорится: то, что прекрасно на вид, мелодично для слуха, мягко на ощупь, приятно на запах и вкус, исчезнет из этого мира. //**Изложение Откровения.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И один сильный Ангел взял камень, подобный большому жернову, и поверг в море, говоря: с таким стремлением повержен будет Вавилон, великий город, и уже не будет его** Иоанн при том видит символическое изображение внезапности и непоправимости падения Вавилона. Один (некоторый) Ангел бросил в море большой камень. Этот образ означает то, что как тяжёлый камень, брошенный в море, исчезает в нем быстро и безвозвратно, так точно по Бож. суду бесследно и безвозвратно погибнет и Вавилон. К этому образу Ангел далее присоединяет и словесное описание той опустошенности и заброшенности, которые постигнут Вавилон. В заключение Ангел объясняет и причину самого суда над городом и его жителями. Первая вина их та, что купцы обратились в вельмож и придали безнравственное направление своей торговле. Далее, вина в его волшебстве, т.е. его развращающей политике. Наконец, последняя и самая важная вина Вавилона в том, что в нем была найдена кровь пророков, святых и всех убитых на земле (ср. [[new:otkr:17:06|17:6]]). Это значит, что Вавилон, как город при конце мира, столица антихристианства и место высшего проявления боговраждебности, был виновником пролития крови всех убитых на земле; так как зло и грехи будущего антихристианского мира были плодом и последствием всей долговременной истории зла, то, по справедливости, на антихристианский мир (Вавилон) падает и ответственность за все мировое зло. **//Толковая Библия.//** [<10>]