[<10>] ====== Толкования на Откр. 19:6 ====== ===== Свт. Андрей Кесарийский ===== Ст. 6-7 **И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуйя! Ибо воцарился Господь Бог Вседержитель. Возрадуемся и возвеселимся, и воздадим Ему славу, ибо наступил брак Агнца** **Глас народа и вод многих и громов** показывает звучность песнопения всех Ангельских и небесных бесчисленных сил, которых некоторые разумели под //водами, яже превыше небес// [[old:ps:148:04|(Пс. 148, 4)]]. - С ними прославляет Создателя весь собор и полнота праведных. Чрез человеколюбие воцарился Господ Иисус Христос над теми, которыми обладал как Творец; и будет царствовать или по разумному усвоению, или по власти, приличествующей Царю и Судии. - **Агнчим браком** называет союз Церкви со Христом, устроителями коего были божественные Апостолы, даровавшие ей духовное обручение, как некогда имеющей получить чистое и истинное единение лицом к лицу. //**Толкование на Апокалипсис.**// ===== Свт. Никита Ремесианский ===== **И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуйя! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель** [Будучи в заточении] и Павел обращает­ся к пророкам Церкви: //Когда вы сходитесь//, - говорит, - //и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, - все сие да будет к назиданию// [[new:1kor:14:26|(I Кор 14:26)]]. И еще раз в другом месте: //буду петь духом, буду петь и умом// [[new:1kor:14:15|(1 Кор 14:15)]]. Так и Иаков в своем послании утверждает: //Злостраждет ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поет псалмы// [[new:iak:05:13|(Иак 5:13)]]. И Иоанн в Апокалипсисе повторяет, когда открылся Дух ему, что он увидел и **услышал голос**, сошедший с небес, **как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуйя!** Поэтому никто не должен сомневаться, что это служение, если оно исполняется с праведной верой и благоговением, подобно служению ангелов, которые, без сна и посторон­них дел, непрерывно славят Бога на небесах и благословляют Спасителя. //**Об использовании Псалмов.**// ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуйя! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель** Господи! Сподоби нас со святыми Твоими в вечной славе Твоей царствовать и петь Тебе немолчное: **аллилуиа**. Человек! Прислушайся к этому странному, величественному, поразительному голосу, происходящему как бы от многочисленного народа или от множества вод или, наконец, от сильных громов: **аллилуиа – воцарился Господь Бог Вседержитель!** Будем радоваться и веселиться и петь Ему славу, потому что пришел брак Агнца и жена Его совсем приготовилась. Сколько духовных существ будет ликовать в светлых обителях неба и какие бесконечные потоки славословия будут журчать там, выходя из несметного множества уст. Все будут знать только радость, конца не имеющую, и славословие непрестанное, сладостное. Земля с ее горестями и мучениями будет забыта; диавол со своими ангелами и людьми нечестивыми будут в геенне. Святые души, или святые Божии человеки, соединятся с Богом, и в этом-то соединении миру, радостям и блаженству, коих никто отнять не в состоянии, не будет конца. Так щедро Бог награждает любовь и верность к Себе слуг Своих! **//Дневник. Том I. 1856.//** ===== Беда Достопочтенный ===== **И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуйя! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель** Громок голос поющих, велико благоговение сердца. Многократным повторением хвалы голос сорадуется падению нечестивых и вечной славе Господа и [верных] Его. //**Изложение Откровения.**// ===== Примасий ===== **И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуйя! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель** //Трубы// означают то исповедание, о котором говорит Исайя: //Взывай громко, не удерживайся; возвысь голос твой, подобно трубе// [[old:is:58:01|(Ис 58:1)]]. В этом исповедании также явлен ужас перед Божественным судом. Ужас, я пола­гаю, внушается также упоминанием **грома** <...> В образе **многих вод**, как водится, показаны те люди, которые воздают Богу хвалу: **аллилуйя**. Итак, когда Церковь проповедует, и страшится, и воздает хвалу, она ликует в трепете, как мы читаем: //служите Господу со страхом и радуйтесь с трепетом// [[old:ps:002:11|(Пс 2:11)]]. **Ибо воцарился Господь Бог Вседер­житель**. Голос справедливо упомина­ет всемогущество Божие. Ибо Он сотворил из ничего то, что не существовало, и взыскал погибших во грехах, и отыскал заслуживав­ших наказания, и из этих Он милос­тиво сделал праведными тех, кого пожелал. Затем из них, словно из членов, создал для Себя Церковь, и когда Он искупил ее ради такой чести, то сделал ее Своей невестой, ибо она не заслуживала быть Его рабыней. //**Комментарий на Откровение.**// ===== Экумений ===== **И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуйя! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель** Серафимы, согласно божественному пророку Исайе, трижды изрекающие //свят//, замкнули троекратное славословие на одно господство, обозначая, что воспеваются Трое по [ипостасным] свойствам, или называя близким образом, по лицам, при том, что Божество едино по сущности. Так и в этой книге, трижды возгласившие выше **аллилуйя** и вознесшие почести каждой из трех святых Ипостасей божественные ангелы теперь воспевают **аллилуйя** в честь Пресвятой Троицы, разъясняя, что всевоспетая Пресвятая Троица имеет бытие в единичной сущности и Божестве. Сказано: **ибо воцарился Господь Бог Вседержитель**. Господь наш Иисус Христос еще прежде спасительного вочеловечения воцарился с Отцом и Всесвятым Духом как единородный Сын и Слово Отца и Создатель всего. А после вочеловечения Он подобным образом Господь и Царь всего, ничуть не претерпев ущерб по причине воплощения в том, что касается власти и царствования над всем. Но поскольку, согласно всеведущему апостолу, мы еще не видим, что все находится под Его управлением, но в будущем веке все Ему покорятся, [в том числе] и ныне живущие, кто доселе не склоняет шеи перед ним и противится, поскольку покоряется и сама смерть - //последний же враг истребится - смерть// [[new:1kor:15:26|(1 Кор 15:26)]], - то по праву божественные ангелы восклицают: **воцарился Господь Бог наш**, вознося славословие к будущему веку, так как тогда, с покорением всего, Христос обретет совершенное надо всем владычество. Для одних осуществится эта покорность в муках, для других - в лицезрении, но не так, как ныне: //сквозь [тусклое] стекло, гадательно// [[new:1kor:13:12|(1 Кор 13:12)]]. //**Комментарий на Откровение.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 6-7 **И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуйя! Ибо воцарился Господь Бог Вседержитель. Возрадуемся и возвеселимся, и воздадим Ему славу, ибо наступил брак Агнца** В ответ на призыв Бож. голоса Иисуса Христа Иоанн слышит новое пение. Звуки этого пения он сравнивает с шумом говора, пения многочисленного народа. Можно думать, что оно было столько же небесным, сколько земным. В нем участвуют все прославленные люди и мученики последнего времени, находящиеся на небе, и все те, которые назначены к прославлению, но еще находились на земле. Вследствие этого звуки пения были столь сильны и столь торжественны. Основание хвалы прежде всего в том, что наступило царство Вседержителя Бога, т.е. царство будущего века. Вторым побуждением к радостному славословию служит то, что уже наступил брак Агнца и жена Его приготовила себя. Здесь говорится о единении Иисуса Христа с Его обществом, но не о совершившемся наступлении этого царства, а только о моменте самом близком к нему. Это - тот же самый момент эсхатологии, когда Господь по звуку трубы Ангела собирает всех Своих избранных, отделив их от нечестивых, поставляет по правую сторону Своего престола [[new:mf:25:33|(Мф. 25:33)]] для произнесения окончательного приговора суда. Общество верных христиан, доживших до последнего времени, и есть эта женщина, эта невеста Агнца. Оно приготовило себя к встрече своего жениха, Иисуса Христа. **//Толковая Библия.//** [<10>]