[<10>] ====== Толкования на Откр. 19:12 ====== ===== Свт. Андрей Кесарийский ===== **Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим. Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого** См. Толкование на[[new:otkr:19:11#svt_andrej_kesarijskij| Откр. 19:11]] **Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого** //Неизвестность имени// показывает непостижимость Его существа, ибо по домостроительству Он имеет несколько имен, как-то: благий, пастырь, солнце, свет, живот, правда, святыня, искупление; подобно сему и отрицательные: нетленный, бессмертный, невидимый, неизменяемый; по существу же Своему имени Он не имеет, ибо непостижим и знаем только самому Себе со Отцом и Святым Духом. //**Толкование на Апокалипсис.**// ===== Апрингий ===== **Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим** Ибо как пламя проникает во всякое тело, которое охватывает, и не оставляет в неприкосновенности ни одной части, которой бы оно не опалило своим жаром, так и очи Божий не могут быть отведены. Они везде и во всем и, предвидя все человеческие поступки, исследуют их со святой неотступностью. **Много диадэм**, потому что всю славу святых, всю честь блаженных Он приносит Самому собирающему все Богу. Ни один из святых и блаженных не молчит, но возносит хвалы и благо­словения. //**Трактат на Откровение.**// ===== Беда Достопочтенный ===== **Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим** Иногда о заповедях говорится как об //очах Божиих//, иногда о Духе. //Слово Твое, Господи//, - восклицает псалмопевец, - //светильник ноге моей// [[old:ps:118:105|(Пс 118:105)]]. И о Духе: //Огонь пришел Я низвести на землю// [[new:lk:12:49|(Лк 12:49)]]. //**Изложение Откровения.**// ===== Ориген ===== **Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим** Как пламя есть нечто светлое и вместе с тем освещающее, а еще огневидное и потребляющее материальное, так и очи Слова (которыми смотрит и всякий принявший Его участие), принадлежа Ему, уничтожают и подвергают уничтожению более материальное и более грубое <...> Вслед за сказанным о Сеющем справедливо, Воюющем праведно и Несущем этой войной свет весьма обдуманно добавлено, что **на голове Его** покоится **множество диадэм**. Ведь если бы единственна и единообразна была ложь, осилив которую был увенчан Победитель - //истинное и верное// Слово, - то правильно было бы написать, что одна диадэма возлежит на Том, Кто взял верх над всем враждебным Божественному Слову. Но поскольку есть многое, ложным образом провозглашенное как истина, сражаясь с чем и было увенчано Слово, постольку **множество диадэм** на голове Победившего, ибо они возложены из-за победы над деятельностью каждого отпавшего. **Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого** Этот живой Логос - Единственный, Кто знает что-либо, так как несовершенна природа тех, кто рожден после Него; никто не может постичь всего того, что Он видит. Возможно же, что те, которые имеют часть с этим Логосом, в отличие от тех, которые ее не имеют, знают то, чего другие не знают. //**Комментарий на Евангелие от Иоанна.**// ===== Примасий ===== **Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого** Совершенное знание Слова Божьего открыто тем, кто достоин быть телом Христа и членами Его, потому что Глава прежде всего дает познание Себя телу, и Он знает, что Церковь достойна знать Его. Апостол говорит: //соединяю­щийся с Господом есть один дух с Господом, ибо два будут одна плоть// ([[new:1kor:06:16|1 Кор 6:16]]-17). Ни иудеи, ни чужестранцы, ни еретики никогда не узнают этого имени, //ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы// [[new:1kor:02:08|(1 Кор 2:8)]], и потому что //мир Тебя не познал// [[new:in:17:25|(Ин 17:25)]]. И еще Господь сказал ученикам: //вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить. В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас// ([[new:in:14:19|Ин 14:19]]-20). А ученики отвечали: //Господи! что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру?// [[new:in:14:22|(Ин 14:22)]]. Отно­сительно еретиков Господь сказал: //вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах; так что они своими глазами смотрят, и не видят// ([[new:mk:04:11|Мк 4:11]]-12). **Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого**. Однако нам должно остерегаться, чтобы плотским мудрованием незаметно не помыслить того, что имя Сына, о котором здесь речь, неизвестно Отцу или Святому Духу <...> Если говорит­ся, что только Сын знает что-либо, то следует думать, что и вся Троица знает. Точно так же, если сказано, что Отец один знает что-либо, Он без сомнения мыслится знающим это вместе со Своей Мудростью, Которая есть Христос, и со Своим Духом, Который, по вере, есть Дух Отца и Сына. Ибо когда об Отце говорится, что Он знает день суда, определенно это не противоречит тому, что Сын и Дух также знают это. Итак, когда говорится, что Святой Дух один знает что-либо, и имена Отца и Сына в схожей речевой ситуации не названы, тем не менее здесь объявляется, что и Они также знают это. Если апостол говорит: //кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живуще­го в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия// [[new:1kor:02:11|(1 Кор 2:11)]], глупо было бы лишать Отца и Сына этого знания. Если он говорит в другом месте: //не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления// [[new:ef:04:30|(Еф 4:30)]], это не отстраня­ет Отца и Сына от участия в деле нашего искупления, даже если он не упоминает их имен. Ибо из-за того, что сила единой природы неделима, мы учим, что действия Троицы нерассекаемы. //**Комментарий на Откровение.**// ===== Экумений ===== **Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого** В седьмой главе книги Исход Бог говорит божественному Моисею:// Я Господь. Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем «Бог Всемогущий», а с именем Моим «Господь» не открылся им// ([[old:ish:06:02|Исх 6:2]]-3). Он показывает, что оно больше, чем может вместить человеческий слух. Поэтому, давая апостолам наставление о том, как должно совершать крещение обратившихся к познанию Бога, Господь сказал: //крестя их во имя//, а сказав: //имя//, Он не сообщил имена в подлинном звучании. Ведь не было возможности для Него сделать их звучание доступным, но вместо подлинных Он сообщил имена, указывающие на отношения и личные. Первые Он употребил, произнеся: //во имя Отца и Сына//, а личное - прибавляя: //и Святого Духа// [[new:mf:28:19|(Мф 28:19)]]. Вследствие этого, что наиболее основательно, и в книге Откровения Он не допускает, чтобы всем было известно истинное имя Единородного. //**Комментарий на Откровение.**// [<10>]