[<10>] ====== Толкования на Откр. 19:20 ====== ===== Свт. Андрей Кесарийский ===== **И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению** **И ят бысть зверь и с ним лживый пророк**. Хотя они вместе с послушными им царями и князьями противились Христу Спасителю, однако, быв покорены оба, - антихрист и лжепророк, сотворивший для более успешного принятия обольстителя знамения и чудеса, постигнуты были и объяты гневом Божиим. **Оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою.** Быть может, что они не подвергнутся общей смерти, но умерщвленные //во мгновение ока// будут осуждены на вторую смерть в озере огненном. Как пойдут на суд те, о которых сказал Апостол, что они, будучи живы, //вдруг, во мгновение ока, изменятся// [[new:1kor:15:52|(1 Кор. 15, 52),]] так, напротив, сии два противника Бога перейдут не на суд, но на осуждение. Основываясь на словах Апостола, что //антихрист будет убит духом Божественных уст// [[new:2sol:02:08|(2 Сол. 2, 8)]], и на сказании некоего учителя, что живые будут и по убиении антихриста, некоторые толкуют сие иначе. Мы же утверждаем, что живые суть ублажаемые Даниилом, и что сии два, по пресечении Богом их власти, в неистлеващих телах ввержены будут в огнь геенский, который и составит для них смерть и убиение Божественным Христовым повелением. //**Толкование на Апокалипсис.**// ===== Апрингий ===== Ст. 20-21 **И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению: оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою, а прочие убиты мечом Сидящего на коне, исходящим из уст Его, и все птицы напитались их трупами** И Даниил говорит: //Никто не поможет ему// [[old:dan:11:45|(Дан 11:45)]]. Когда Господь сражает­ся против него, никто не может прийти к нему на помощь. <...> Двое брошенные в огонь были князь всех грешников - дьявол, и тот величайший нечестивец, называемый антихрист. Судом Господа нашего Иисуса Христа и духом уст Его будут убиты все, кто поверил дьяволу, и трупы их будут отданы //птицам небесным и зверям земным//. //**Трактат на Откровение.**// ===== Примасий ===== Ст. 20-21 **И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению: оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою, а прочие убиты мечом Сидящего на коне, исходящим из уст Его, и все птицы напитались их трупами** **И схвачен был зверь и с ним лжепророк**, то есть дьявол и антихрист, или вожди и все тело его <...> **Оба** - голова и тело, дьявол и его община <...> которая будет существовать вплоть до конца времен. **А прочие убиты мечом** <... > **исходящим из уст Его**. Меч разделяет тело на части, желая показать как давно умерших, так и тех, кого второе пришествие Христа застало в живых, и того, которого, как мы читаем, //Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего// [[new:2sol:02:08|(2 Фес 2:8)]]. Нам не обязательно понимать это до такой степени плотски, чтобы верить в то, что святые, взыскующие более высокого, насыщались бы телами нечестивцев. Скорее, когда была явлена справедливость святого Божественного суда, согласно кото­рой, составив полноту избранных, Бог определил, что прочие должны быть осуждены, святые напитались знанием той праведности, которой они алкали и без которой жаждали в этой жизни, но которую были неспо­собны созерцать в совершенстве. Ибо и Исайя сказал о нечестивых: //и будут они мерзостью для всякой плоти// [[old:is:66:24|(Ис 66:24)]]. Я полагаю, что здесь речь идет о птичьей вечере нашего отрывка. Ибо и апостол также допускает, что он еще не имеет совершенного понимания, говоря: //[Говорю так] не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус// [[new:fil:03:12|(Флп 3:12)]]. Итак, они не обрадуются осужде­нию грешников, но возрадуются тогда, когда насытятся светом Боже­ственной праведности. Кто-то может толковать образ птиц иначе - в плохом смысле, как падших ангелов, которые, когда привели своих после­дователей к погибели, ради насыще­ния злого похотения напитались телами погибших, от осуждения которых они получают удовлетворе­ние и для которых сами по своей воле стали начальниками заблуждения. //**Комментарий на Откровение.**// ===== Экумений ===== Ст. 20-21 **И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению: оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою, а прочие убиты мечом Сидящего на коне, исходящим из уст Его** Сказано: **оба живые брошены в озеро огненное, а прочие убиты мечом**. О высшая справедливость! Не одного наказания Он удостоил начинателей войны и сообщников. Но двое, то есть дьявол и антихрист, присуждены к огню, в котором вечно пребывают живьем, ведь то, что они брошены в огонь живыми, означает именно это; а остальные будут повержены мечом. Конечно, куда лучше скорое наказание мечом, чем огнем. //**Комментарий на Откровение.**// [<10>]