[<10>] ====== Толкования на Откр. 20:2 ====== ===== Свт. Андрей Кесарийский ===== **Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет** См. Толкование на [[new:otkr:20:01#svt_andrej_kesarijskij|Откр. 20:1]] ===== Сщмч. Викторин Петавийский ===== **Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет** См. Толкование на [[new:otkr:20:01#sschmch_viktorin_petavijskij|Откр. 20:1]] ===== Сщмч. Ириней Лионский ===== **Он взял дракона, змия древнего, который есть дьявол и сатана, и сковал его на тысячу лет** Для этой цели Он положил вражду между змеем и женою и ее семенем, которую они сохраняют между собою: один будет уязвляем в пяту, но сам может наступать на главу врага, а другой уязвляет, убивает и препятству­ет хождению человека, пока не придет Семя, предопределенное попрать главу его, Которое и роди­лось от Марии. И о нем говорит пророк: //на аспида и василиска насту­пишь; попирать будешь льва и дракона// [[old:ps:090:13|(Пс 90:13)]], показывая, что грех, который восстал и распространился против человека и сделал его подвлас­тным смерти, лишится своей силы вместе с царствовавшею смертию и что Им попран будет в последние времена нападающий на человечес­кий род лев, то есть антихрист, и что Он свяжет дракона, древнего змия и подчинит его власти человека, неког­да побежденного, для сокрушения всей его силы. Адам был побежден и лишился всякой жизни; посему с победой, в свою очередь, над врагом Адам возвратил себе жизнь; //последний же враг истребится - смерть// [[new:1kor:15:26|(1 Кор 15:26)]], прежде властвовавшая над человеком. Поэтому с освобождением человека и сбудется написанное: //поглощена смерть победою. Смерть, где твоя победа? Смерть, где твое жало?// ([[new:1kor:15:54|1Кор 15:54]]-55). А это не могло бы быть справедли­во, если бы не был освобожден человек, над которым прежде возоб­ладала смерть. Ибо его спасение есть разрушение смерти. Когда же Господь оживотворяет человека, то есть Адама, то и смерть разрушена. //**Против ересей.**// ===== Блж. Августин ===== **Он взял дракона, змия древнего, который есть дьявол и сатана, и сковал его на тысячу лет** Сам Господь Иисус Христос говорит: //Никто, войдя в дом сильного, не может расхитить вещей его, если прежде не свяжет сильного, и тогда расхитит дом его// [[new:mk:03:27|(Мк 3:27)]]. Под именем //сильного// он дает разуметь дьявола, потому что дьявол в силах был удержать в плену род человеческий; под //вещами// же //его//, которые имел расхитить, дает разу­меть будущих верных своих, которых тот держал в различных грехах и нечестиях. Так как тому сильному предстояло быть связанным, то упомянутый апостол видел в Апока­липсисе //Ангела, сходящего с неба// <... > **который есть дьявол и сатана, и сковал его на тысячу лет**, то есть устранил и ограничил его власть обольщать и держать в своих руках тех, которых ожидало освобождение. **Тысяча** же **лет**, как мне кажется, может пониматься двояким образом. Или что это совершается в остальные годы тысячелетия, то есть в тысячеле­тие шестое, как бы в шестой день, последние часы которого проходят в настоящее время, а затем последует не имеющая вечера суббота - то есть не имеющий конца покой святых; так что **тысячью лет** апостол назвал последнюю, остающуюся до конца века часть тысячелетия, как бы часть дня, употребив тот способ выраже­ния, по которому часть называется именем целого. Или **тысячью лет** он назвал все остальные годы этого века, так что совершенным числом обозна­чается полнота времени. Ибо число тысяча есть полный квадрат числа десять. Десять, взятые десять раз, дают сто - что есть фигура квадрат­ная, но плоская. Чтобы она получила высоту и сделалась полной, сто умножается снова на десять, и получа­ется тысяча. ...Тем более для обозна­чения совокупности всего употребля­ется тысяча, которая представляет собой полноту десятичной квадрату­ры. Лучшего толкования нельзя дать и тому выражению, которое читается в псалме: //Вечно помнит завет свой, слово, которое заповедал в тысячу родов// [[old:ps:104:08|(Пс 104:8)]], то есть во все роды. //**О граде Божием.**// ===== Апрингий ===== **Он взял дракона, змия древнего, который есть дьявол и сатана, и сковал его на тысячу лет** В греческой графике тысяча обозна­чается буквой альфа (А). В альфе начало, то есть Христос, в имени - крест, который есть наша победа и поражение злого врага. Следователь­но, крестом Христа и его властью положен предел вражде мира, кото­рая соблазняет населяющих землю. Ибо никакое время не течет в этой вечности, и вечность Его времени не может иметь никакого конца и ника­ким числом лет не может исчерпать­ся. Итак, властью Господа и силою креста связывается сатана в бездне. //**Трактат на Откровение.**// ===== Беда Достопочтенный ===== **Он взял дракона, змия древнего, который есть дьявол и сатана, и сковал его на тысячу лет** **Дьявол** переводится как текущий вниз, по-гречески же - обвинитель, клевет­ник. **Сатана** же переводится как противостоящий, либо предатель. Таким образом, его называют **драконом** из-за вреда, который он причиняет; **змеем** из-за хитрости, с которой он обманывает; **дьяволом** из-за того, что он пал со своей прежней ступени; **сатаной** - за упорство, с каким он противостоит Богу. //**Изложение Откровения.**// ===== Экумений ===== **Он взял дракона, змия древнего, который есть дьявол и сатана, и сковал его на тысячу лет** Разве книга Откровения представляет нам тысячелетний период безбожных греков, перевоплощение душ, летейские струи и не знаю уж какой еще вздор и пустословие, сообщая, что дьявол будет** скован на тысячу лет**, а затем //будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы// [[new:otkr:20:07|(Откр 20:7)]]? Прочь столь губительные учения, подобающие эллинскому скудоумию! Что же на самом деле говорится? Вот изречено у пророка: //ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и [как] стража в ночи// [[old:ps:089:05|(Пс 89:5)]]. Итак, **тысяча лет** счисляется как один день в глазах Бога. Это же написано и во Втором послании божественного Петра: //Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день// [[new:2pet:03:08|(2 Пет 3:8)]]. И это так. А божественный пророк Исайя говорил о полном вочеловечении Господа как о дне и сказал: //во время благоприятное Я услышал Тебя, и в день спасения помог Тебе// [[old:is:49:08|(Ис 49:8)]]. И не только [такие примеры], но также и псалмопевец этот самый день называет утром, в одном месте говоря о радости нашего спасения: //сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный!// [[old:ps:117:24|(Пс 117:24)]]; в другом гимнословя: //рано услышь голос мой, - рано предстану пред Тобою, и Ты узришь меня// [[old:ps:005:04|(Пс 5:4)]]. Ведь наши моления удостаиваются благоприемлющего взгляда Бога Отца при посредничестве и примирении Господа. И еще раз говорится про Иерусалим: //Бог поможет ему с раннего утра// [[old:ps:045:06|(Пс 45:6)]]. //Днем// и //утром// стало воплощение Господа, поскольку воссияло для нас Солнце праведности (ибо так выразился Малахия) и доставило нам //свет ведения// [[old:os:10:12|(Ос 10:12)]]. Об этом божественном свете предрекал Захария, когда говорил: //[по благоутробному милосердию Бога нашего], которым посетил нас Восток свыше, просветить сидящих во тьме и тени смертной// [[new:lk:01:78|(Лк 1:78)]]; в согласии с чем говорит и пророк: //Бог - Господь, и осиял нас; вяжите вервями жертву, ведите к рогам жертвенника// [[old:ps:117:27|(Пс 117:27)]] <...> Поскольку говорится, что день счисляется Богом как **тысяча лет**, и, опять же, пребывание Господа на земле называется //днем//, то и сказано, что этот день - **тысяча лет**, так как нет никакой для Бога разницы между одним днем и тысячью лет. В это время вочеловечения Господа дьявол был скован и не был в силах противиться чудесному явлению Спасителя. Поэтому, ощутив эти духовные оковы, нечестивые демоны возопили: //что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас// [[new:mf:08:29|(Мф 8:29)]]. Но и Господь сказал, делая разъяснения об их оковах: //Или, как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? и тогда расхитит дом его// [[new:mf:12:29|(Мф 12:29)]]. Стало быть, поскольку, как сказано, мы осмысливаем вочеловечение Господа и пребывание на земле как //один день// и **тысячу лет**, без различения вслед за божественным Писанием, то такое число упомянуто в сокровенном значении. Вот что гласит книга Откровения: //И увидел я другого Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и цепь в руке своей//. А когда он одолел дьявола, **сковал его** <...> и **низверг его в бездну**. То, что сделал Господь с дьяволом духовным образом, евангелист наблюдал словно изображение на доске. Ведь коль скоро невозможно было Иоанну как человеку видеть духовный мир, то он описывает случившееся телесным образом <...> Сказано: //дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет//. Ибо для пребывания Господа на земле необходимо было немного больше поддержки и попечения с целью предотвратить деятельность нечистых демонов против людей, сходную с той, что имела место во времена, предшествовавшие вочеловечению. //**Комментарий на Откровение.**// [<10>]