[<10>] ====== Толкования на Откр. 20:7 ====== ===== Свт. Андрей Кесарийский ===== **Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей, и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань. Число их как песок морской** Некоторые, почему, не знаю, указанное тысячелетие исчисляли за три с половиною года, прошедших от крещения Христова до Его вознесения на небо, после чего, дiавол, думали, был разрешен. Другие же говорили, что по истечении шести тысяч лет дано будет первое воскресение одним умершим Святым, чтобы в продолжение тысячи лет насладились они удовольствием и славою на той самой земле, на которой показали терпение, а что уже после сего будет всеобщее воскресение не только праведных, но и грешников. Но так как ни одного из сих толкований Церковь не приняла, то совершенно излишне о них и говорить. Мы же, следуя словам Господа, сказавшего Саддукеям о праведниках, что они //яко Ангели Божии на небеси суть//[[new:mf:22:30| (Матф. 22, 30)]] и словам Апостола, что //несть царство Божiе брашно и питие// [[new:rim:14:17|(Рим. 14, 17)]] принимаем и считаем **тысячу лет** за время Евангельской проповеди. Ибо говорили и ранее, что нет необходимости считать сие тысячелетие за точное число лет; но как в сказанном в Песнях Песней [[old:pp:08:11|(8, 11-12)]]: //«муж принесет в плоде его тысячу сребреник. Виноград же мой предо мною: тысяща Соломону и двести стрегущим плод его»//, обозначается не сие число, а изобилие и избыток урожая, так и здесь - совершеннейшее плодоношение веры. После сего придет //человек беззакония, сын погибели//[[new:2sol:02:03| (2 Сол. 2, 3)]], //да//, по Апостолу, //суд приимут все не веровавшие истине, но благоволившие в неправде// [[new:2sol:02:12|(2 Сол. 2, 12)]], и по слову Владыки, сказавшего: //Аз приидох во имя Отца Моего и не приемлете Мене: аще ин приидет во имя свое, того npиемлeтe// [[new:in:05:43|(Иоан. 5, 43)]]. Тогда, как сказано, освобожденный из своего заключения сатана прельстит все народы и для опустошения вселенной поднимет на брань Гога и Магога. - Некоторые думают, что **Гог и Магог** суть полунощные и отдаленнейшие народы скифские или, как мы их называем Гунны, самые воинственные и многочисленные из всех земных народов. Только Божественною десницею они удерживаются до освобождения дiавола от завладения всей вселенной. Иные, переводя с Еврейского, говорят, что **Гог** обозначает собирающего или собрание, а **Магог** - возвышенного или возвышение. Итак, сими именами обозначается или собрание народов или их превозношение. Следует знать, что Иезекииль пророчествовал об этих народах, что //npиидут в последние дни с большою силою и падут на земле Израильской, а оружие их, по причине множества, будет гореть семь лет//[[old:iez:39:09| (Иезек. 39, 9)]]. Некоторые из толковников сии слова Пророка относили к битве Ассириян с Сеннахиримом при Езекии. Но событие это случилось за много лет до Иезекиилева пророчества. Иные относят к поражению народов, напавших на жителей Иерусалима, когда они, после Вавилонского плена, хотели обновить и укрепить стены города по повелению сперва Кира Персидского, а потом Дария. Относят и к войскам Антиоха, побежденным Маккавеями. Известно же, что пришествие их более всего соответствует временам последним. Сие можно предполагать потому, во-первых, что нигде в Священных книгах не упоминается о войнах Иудеев со Скифами, кроме войн с народами окрестными, завидовавшими их внезапному обогащению, во-вторых, потому, что о Гоге написано, что он будет приготовляться от времен древних и придет во времена последние, и, в-третьих, - что в сем, предсказывающем будущее, Откровении сказано, что Гог и Магог придут при кончине века сего. //**Толкование на Апокалипсис.**// ===== Блж. Августин ===== **Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей, и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань. Число их как песок морской** В то время, следовательно, сатана прельстит именно для того, чтобы вовлечь в эту войну. Ибо всякими способами, какими мог, он прельщал множеством и разнообразием зла и прежде. Сказано: выйдет, то есть от тайной ненависти перейдет к тайному преследованию. Это будет последнее преследование, которому перед наступлением последнего суда по всей земле подвергнется святая Церковь, то есть град Христов, от всего града дьявольского, пока они оба еще будут на земле. Под народами, которые называются **Гог и Магог**, не следует разуметь каких-нибудь варваров, населяющих некую часть земли, вроде гетов и массагетов, как думают некоторые на основании буквенного сходства их имен, или вроде других иноплеменных, не находящихся под римскою властью [народов]. Ибо они выставляются живущими по всей земле, когда говорится: выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, а затем прибавляется: **Гога и Магога**. Значение этих имен в переводе таково: **Гог** - кровля, **Магог** - из-под кровли; это как бы дом и тот, кто выходит из дома. Итак, это те народы, в которых, как мы показали выше, заключен как в бездне дьявол; и сам он как бы выступает и выходит из них <...> //**О граде Божием.**// ===== Апрингий ===== **Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей, и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань. Число их как песок морской** Когда награды всех блаженных исполнятся и усовершатся, к единому Началу - к Господу нашему Иисусу Христу - все будет приведено и в Нем будет всякая неизменность. **Сатана будет освобожден из темницы своей**, то есть даже сама тьма освободится от него, и в то же самое время творец тьмы и исчезнет, и пойдет в вечную погибель. ---- Здесь **обольщать** - значит рассеивать, и портить, и вести за собой в погибель. То есть всех грешников, которых он обольстил на краях земли, собранных вместе с ним в одной погибели, он обрекает на вечные мучения. Ибо **Гог** переводится как кровля, а **Магог** - как от кровли, или от крыши. Всякий, кого он вознес и привел ко греху своей гордыни или поднял на кровлю высокомерия, или кто был признан сошедшим с этой крыши и высоты его возвышения, - все они одновременно примут одно осуждение и огонь вечный. Когда он говорит: **собирать их на брань**, он описывает будущее вместо прошлого. Ибо **брань** в известном смысле означает, что грешники противятся добрым делам. И поскольку грешников много и даже очень, он прибавляет: **число их как песок морской**. //**Трактат на Откровение.**// ===== Экумений ===== **Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской** Когда Господь, осуществив домостроительство во плоти, вознесся на небеса, дьяволу предстояло быть освобожденным от оков и вновь обольщать народы, ибо сказано прежде, что устраняет действие дьявола пребывание Господа с людьми. Конечно же, когда Господь возносится на небеса, дьявол творит то, что ему свойственно и привычно, и люди на земле как пользовались свободой, так и продолжают пользоваться; ибо дьявол стремится всех рассеять. Но одни поддаются убеждению, а другие, не поддаваясь, вступают с лукавым в сражение. Однако кто-то, возможно, скажет: «А почему дьяволу, которого некогда стеснили и чьим страстным устремлениям воспрепятствовали при телесном пришествии Господа, вновь будет позволено нас, тех, кто на земле, обольщать? Не лучшим ли было сковать его, а людям остаться вне заблуждения?» На это следует говорить, что, собственно, почему бы лучше не сказать о причине возникновения дьявола или о том, почему, возникнув и став на преступный путь, он не был целиком уничтожен, и тогда не было бы ему доступа к людям? А как, о любезнейший, стали бы тренироваться борцы, если бы не с кем было состязаться? Как же и силу им показывать, если нет противника? Ведь нерадивые и податливые на увеселения люди сами по себе злополучны, присутствует ли дьявол, смущая их, или нет. Божьи же люди, конечно, чистые сердцем атлеты, подпали бы напраслине, не будь их мужество в претерпевании страстей на виду. Получается, что и ленивым не принесло бы пользы отсутствие сатаны, и усердные наибольшую получили бы укоризну. Ибо сатана, известным образом, наставник людей в гимнастике, предлагает состязающимся повод для победного триумфах...> Ты же пожелал, ради меня и себя, чтобы служители греха получили бы волю и отпали бы [еще более] для того, чтобы нам не подвергнуться ни малейшему, или почти никакому, воздействию дьявола. Тогда лишились бы славы патриархи и пророки, апостолы и евангелисты и те, кто стойко остался свидетелем Христа вплоть до [пролития своей] крови и сохранил благородство ради Него, а еще и исповедников, и замечательных пастырей, руководящих церквями, и наиболее терпеливых аскетов, и всех праведников, достигших зрелости в вере Христовой, - //тех, которых этот мир не был достоин// [[new:evr:11:38|(Евр 11:38)]]. Таким образом, и благородные и чистые нравом борцы смягчают наказание для грешников, которым причиняется полностепенный вред; ведь один честный ценится Богом выше, чем тысяча отвергающих [Его]. Стало быть, в обоих случаях было сделано прекрасно и боговдохновенно - и воспрепятствование духовного нападения дьявола во время пришествия Господа, и освобождение его для соблазнения людей после восхождения Господа на небеса. Ибо если бы позволено было сатане проявить себя в полноте действия, когда Господь пребывал на земле, то он помешал бы людям достичь высоты Божественного учения, и никто не смог бы узнать, кто есть Бог истинно и по природе, и что такое непорочное Его служение, и что есть зло и добро; но также и крест Ему он подготовил бы прежде времени, прежде чем началось учение. Произойди такое, и вочеловечение Господа, и столь удивительное таинство [его] не возымели бы действия, а лучше сказать, были бы бесполезными. ---- Об этих **Гоге и Магоге** сообщал и божественный Иезекииль, говоря о том, что пагубные пагубно погибнут. Это некие народы, которые будут предводительствовать над народами при последних временах, ибо теперь их нет; или это некоторые из ныне бытующих народов, называемые в божественном Писании иными именами. Они будут собраны богопротивным сатаной против служителей Христовых. //**Комментарий на Откровение.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской** Отдел XX гл. с 7-10 ст. сообщается Иоанном не в форме видения, но в форме пророчества. Пророческому взору Иоанна было открыто, что по прошествии тысячи лет, на которые сатана (диавол) был заключен в бездну, он снова будет освобожден из этой темницы, из своего состояния связанности в его деятельности. Диавол назван здесь сатаною, каковое название характеризует его со стороны его боговраждебности, со стороны его постоянного стремления препятствовать людям воспринимать Бож. благодать. Этот эсхатологический момент освобождения сатаны из бездны нужно рассматривать (ср.[[new:otkr:09:01| IX:1-11;]] [[new:otkr:11:07|XI:7]]) как ту самую деятельность диавола, которую он проявит пред концом мира, когда он для большего успеха воспользуется личностью антихриста и его лжепророка. Сатана выходит, т.е. открыто [Августин "О граде Бож. " 10:11] проявляет себя обольстителем земных народов (ср. [[new:otkr:09:11|IX:11;]] [[new:otkr:13:01|XIII:1]]). В 7 ст. обольщаемые народы названы Гогом и Магогом. С именами Гога и Магога мы встречаемся и в Свящ. Писании, и в Свящ. Писании Ветхого Завета. Магог - это имя одного из сыновей Иафета [[old:gen:10:02|(Быт 10:2)]] и страны [[old:iez:39:06|(Иез ХXXIX:6)]], царем которой был Гог ([[old:iez:38:15|Иезек. 38:15-16]]). Имена Гога и Магога нужно рассматривать как указание на представителей народов, бывших орудием Бож. казни, и должны говорить нам о воинственности и жестокости этих народов. Они изображаются находящимися **на четырех углах земли;** это, значит, все народы вселенной, которыми будет пользоваться диавол чрез антихриста в своей боговраждебной деятельности. Нечестивые народы последнего времени, возбуждаемые диаволом и руководимые антихристом, соберутся на брань против святых (стана) и против возлюбленного города.** Стан святых** - это Церковь Христова [Августин, Андрей Кес.. Hengstenberg], общество истинно верующих христиан последнего времени в их противоположности последователям антихриста. Точно также и возлюбленный город есть та же самая Церковь, общество верующих гонимое, но твердое и славное Бож. помощью, верою в Бога, Который обитает среди них как бы в своем возлюбленном городе. [<10>]