[<10>] ====== Толкования на Откр. 20:11 ====== ===== Свт. Андрей Кесарийский ===== **И увидел я великий белый престол, и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля: и не нашлось им места** **Белым престолом** обозначается Божие упокоение, которое Он сотворит в прославленных добродетелями Святых, восседая на них, как на престоле. - **Бежание неба и земли** означает их прохождение и обновление на мучения, так как в них не найдется места для изменения. Ибо, если тварь ради нас подверглась тлению, то, по свидетельству Апостола, вместе с нами //свободится она от работы истления в свободу славы чад Божиих// [[new:rim:08:21|(Рим. 8, 21)]], будучи обновляема в блистательнейшем виде, но не подвергаясь окончательному уничтожению, как о сем думали блаженный Антипатр и другие Святые. Блаженный Ириней говорит так: «Не истребляется и не уничтожается ни состав, ни существо твари (ибо верен и истинен устроивший ее), но преходит образ мiра сего, т. е. то, в чем было преступление, ибо в сем обветшал человек, а потому, по Божественному о всем предведению, и образ сей был только на время». Великий Мефодий в слове о воскресении об этом говорит следующее: «Неудобоприятно такое иных рассуждение, что все до основания погибнет и что не будет ни земли, ни воздуха, ни неба; ибо хотя для очищения и обновления весь мiр и воспламенится, будучи потопляем огнем, однако не дойдет он до окончательной погибели и истребления». И ниже продолжает: «и Павел ясно свидетельствует, говоря: //чаяние бо твари, откровения сынов Божиих чает, Суете бо тварь повинуся не волею, но за повинувшаго ю на уповании. Яко и сама тварь свободится от работы ucmления// и т. д.[[new:rim:08:19| (Рим. 8, 19-21)]]. И ранее сего Святый Давид, воспевая Господу, сказал: //послеши Духа Твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли// [[old:ps:103:30|(Пс. 103, 30)]]. И Исаiя говорит: //будет небо ново, и земля нова, и не помянут прежних, ниже взыдут на сердце их, но радость и веселие обрящут на ней//[[old:is:65:17| (Ис. 65, 17-18)]]. И верно, что в преизбытке бесконечной радости, при множестве наград, забудут о бывших при подвигах страданиях, борьбы и болезнях! Он же говорит в другом месте: «якоже бо небо ново, и земля нова, яже Аз творю, пребывают предо Мною, тако станет семя ваше, и имя ваше» [[old:is:66:22|(Ис. 66, 22)]]. Итак, ради нас бывшая тварь вместе с нами же последовательно изменится к лучшему, не переходя, как мы по смерти, в небытие. //**Толкование на Апокалипсис.**// ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **И увидел я великий белый престол, и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля: и не нашлось им места** Поразительные картины! Каково видеть, например, белый престол и Сидящего на нем, от молниезрачнаго лица Коего, дышащего всемогуществом и беспредельной властию и величием, побежали небо и земля и не нашли себе места. Представь это хорошенько, подумай об этом! **//Дневник. Том I. 1856.//** ===== Блж. Августин ===== **И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места** Это **небо** и эта **земля** перестанут существовать уже после совершения суда, тогда, когда явится новое небо и земля новая. Мир этот пройдет не в смысле совершенного уничтожения, а вследствие изменения вещей. Почему и апостол говорит: //проходит образ мира сего. А я хочу, чтобы вы были без забот// ([[new:1kor:07:31|1 Кор 7:31]]-32). Следовательно, образ проходит, но не природа. //**О граде Божием.**// ===== Тертуллиан ===== **И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места** С нас довольно того, что все созданное Богом не вызывает сомнения, а сделанное из материи - сомнительно. <...> Что все было создано из ничего будет согласно с промыслом Бога, Который возвратит все в ничто. Если уж небо свернулось как свиток, то, конечно, оно уйдет в никуда с самой землей, с которой изначально и было создано. //Небо и земля прейдут// [[new:mf:24:35|(Мф 24:35)]], - говорит Он; //прежнее небо и прежняя земля миновали// [[new:otkr:21:01|(Откр 21:1)]], **и не нашлось им места**, ибо то, что приходит к концу, не имеет места. //**Против Гермогена.**// ===== Экумений ===== **И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места** **Белым** Иоанн называет светлый и лучезарный **престол**. Под **бегством** же **неба и земли** [от лица Его] подразумевается их перемена и переустройство. Ибо если //небеса с шумом прейдут// [[new:2pet:03:10|(2 Пет 3:10)]], согласно божественному Петру, а также согласно пророку, который говорит: //В начале Ты, [Господи], основал землю, и небеса - дело Твоих рук; они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся// ([[old:ps:101:26|Пс 101:26]]-27), то естественно, что прехождение и гибель их, каковые обозначают их перемену, книга Откровения назвала **бегством**, поскольку **не нашлось им места**. Ибо где можно найти тленное [естество], которое было отринуто? Итак, здесь сказано об их перемене, а немного позже - что они будут обновлены. //**Комментарий на Откровение.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места** Доведя до конца изображение судьбы антихриста, лжепророка и самого диавола, преданным вечным мучениям, откровение обращается к изображению суда над человеческим миром (11-15 ст.), а после этого рисует картину будущего обновленного мира, на котором будет жить новое обновлённое человечество. Иоанн видит великий престол, который назван белым для указания на святость и неподкупность сидящего на нём Судии (ср. [[new:mf:26:31|Мф. 26:31;]] [[old:dan:07:09|Дан 7:9)]]. Сидящий на престоле несомненно Сам Иисус Христос, Который говорил о Себе, что Отец весь суд отдал Сыну [[new:in:05:22|(Ин 5:22)]]. Пред Ним как всемогущим Господом и Владыкою лежало небо и земля. Небо и земля исчезнут, когда наступит конечный мировой переворот, после которого должна начаться новая жизнь обновленного мира. Обновление мира и обновление твари должно произойти одновременно с обновлением человека, с изменением оставшихся в живых и с воскресением умерших. И только после переворота, среди новой обстановки, все люди предстанут пред престолом Судии. [<10>]