[<10>] ====== Толкования на Откр. 21:10 ====== ===== Свт. Андрей Кесарийский ===== Ст. 10-11 **И вознес меня в духе на великую и высокую гору и показал мне великий город, Святой Иерусалим, который нисходил с неба от Бога: он имеет славу Божию** А что Святый был //веден духом,// сие показывает, что мысль его была устремлена от земли к размышлению о небесном. - Под **горой великой** разумеется возвышенная и премирная жизнь Святых, которою украсится и прославится от Бога жена Агнца - **горний Иерусалим**. //**Толкование на Апокалипсис.**// ===== Сщмч. Викторин Петавийский ===== Ст. 10, 23 **И вознес меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога. И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его - Агнец** Таким образом, в Царстве при первом воскресении явится **святой город**, который **низойдет с неба**, четвероугольный, украшенный камнями, различными по ценности, цвету и виду. Город подобен чистому золоту - то есть яркому. Улица же его, говорит, вымощена стеклом. Река жизни течет посреди его и ключи вод жизни. Древо жизни по обе стороны реки, каждый месяц дающее различные плоды. Света солнца там нет по причине избытка славы [Бога]. **Ибо Агнец**, говорит, то есть Бог, **есть свет его** (Ср. [[new:otkr:21:02|Откр. 21:2]], [[new:otkr:21:18|18]], [[new:otkr:21:21|21]]; [[new:otkr:22:01|22:1]][[new:otkr:22:02|–2]]). Врата его из цельных жемчужин, по три с каждой стороны, не заперты, но открыты [[new:otkr:21:21|(Откр. 21:21]], [[new:otkr:21:13|13]], [[new:otkr:21:25|25)]]. Но “город” понимается здесь не так, как мы привыкли. Ведь мы, не имея руководителя, не можем помыслить нечто более обширное, чем мы когда-либо слышали или видели. Однако тут “городом” называется вся область восточных провинций, обещанная патриарху Аврааму. [Писание] говорит: //посмотри// на небе //с места, на котором ты теперь стоишь//, – то есть от великой реки Евфрата до реки Египетской (Ср. [[old:gen:15:18|Быт. 15:18)]], – //всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему// (Ср. [[old:gen:13:14|Быт. 13:14]][[old:gen:13:15|–15)]]. Потому Святой Дух говорит: //он будет обладать от моря до моря//, – то есть от Красного моря в Аравии и до северного моря в Финикии, – //и даже до концов земли// [[old:ps:071:08|(Пс. 71:8)]], что обозначает части Великой Сирии. Итак, ясно, что все эти провинции выровняются (Ср. [[old:is:40:04|Ис. 40:4)]] и очистятся в пришествие Господа, а блеск солнца скроется, будучи превзойден блеском изливающегося свыше света, сходящего с неба словно облако. Ибо через Исаию так свидетельствует Святой Дух: //словно облако света в пылающем огне покроется всякой славой// [[old:is:04:05|(Ис. 4:5)]]. И в другом месте он говорит: //светись, Иерусалим, ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою. Не будет уже солнце освещать тебя днем, и луна ночью; но Господь Бог твой будет тебе вечным светом// [[old:is:60:01|(Ис. 60:1]],  [[old:is:60:19|19)]]. И Давид восклицает: //Будет твердь на земле наверху гор, и превознесется выше Ливана плод его, и процветут от града как трава земная// [[old:ps:071:16|(Пс. 71:16)]]. Даниил же рассказывает о камне, вырезанном без содействия рук, который разбил истукана, имеющего в себе четыре [элемента], то есть золото, серебро, медь и железо, и, наконец, глину. И когда этот камень разбил истукана в прах, он сам сделался большой горой, наполняющей всю землю (См. [[old:dan:02:34|Дан. 2:34]][[old:dan:02:35|–35)]]. Даниил сам толкует этот сон царю и говорит: “Ты и твой род – это золотая голова. После тебя восстанет другое царство, ниже твоего, и еще третье царство, которое будет владычествовать над всею землею. А четвертое царство будет крепко и сильно, как железо, которое все укрощает и вырезает всякое дерево. А в последнее время, как глина смешалась с железом, так смешаются люди и не будут единодушны и постоянны. И в те дни Господь Бог воздвигнет другое царство, которое получат святые Всемогущего Бога, и царство это не будет передано другому народу; потому что Бог сокрушит и разрушит все царства земли, а это [царство] будет стоять вечно” (Ср. [[old:dan:02:38|Дан. 2:38–44)]]. Об этом царстве упоминает и Павел в послании к Коринфянам: //Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои// [[new:1kor:15:25|(1 Кор. 15:25)]]. В этом царстве святые скажут: //я возрадовался//, о чем мы уже слышали (Ср. [[new:otkr:19:07|Откр. 19:7)]]. В этом царстве [Господь] обрящет сохраняющих неповрежденную веру, о которых Он говорит, что //они стоят на стеклянном море, держа гусли и чаши// [[new:otkr:15:02|(Откр. 15:2)]], что означает, что, твердо стоя в своем крещении и имея исповедание в своих устах, они возрадуются здесь. В том Царстве Он обещал рабам Своим: //всякий, кто оставит отца, или мать, или братьев, или сестер ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную// [[new:mf:19:29|(Мф 19:29)]]. В том Царстве лишившиеся имущества ради имени Господа, а также многие, убитые в разного вида злодеяниях и темницах, - ибо до прихода Господа святые пророки были побиваемы камнями, убиваемы и перепиливаемы (Ср. [[new:evr:11:36| Евр. 11:36]][[new:evr:11:37|–37)]], - получат утешение свое, то есть венец и небесные богатства. В том Царстве Господь обещал, что //Он воздаст за годы, которые пожирали саранча, и черви, и порча// [[old:iol:02:25|(Иоил 2:25)]]. В нем будет соблюдаться целокупность творения, и по Божиему повелению оно изведет из себя сокрытые блага. //Там святые получат вместо меди золото и вместо железа серебро и драгоценные камни// [[old:is:60:17|(Ис 60:17)]]. Там //обратится к ним богатство моря и достоинства народов// [[old:is:60:05|(Ис 60:5)]]. В том царстве они будут называться //священниками Господа, служителями Бога// [[old:is:61:06|(Ис 61:6)]], как [сейчас] называются нечестивцами. В том царстве они будут пить вино, намажутся мазью и предадутся радости (Ср. [[old:is:25:06|Ис. 25:6]]; [[old:ps:067:04|Пс. 67:4]]). Об этом царстве вспомнил Господь, прежде чем претерпел страдания, говоря апостолам: //не буду отныне пить от плода сего виноградного, пока не выпью с вами нового [вина] в будущем Царстве// [[new:mf:26:29|(Мф 26:29)]]. Это и есть //[вознаграждение] во сто крат//, [то есть], в десятки тысяч раз лучшее и большее. //**Толкование на Апокалипсис.**// ===== Примасий ===== **И вознес меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога** По свидетельству Истины, это //город, стоящий на верху горы// [[new:mf:05:14|(Мф 5:14)]]. Также Исайя говорит: //гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами// [[old:is:02:02|(Ис 2:2)]]. Имеется в виду высота ее праведности, о которой мы читаем: //Правда Твоя, как горы Божия// [[old:ps:035:07|(Пс 35:7)]], или же горами называются апостолы и пророки. Однако, превосходя всех прочих, Господь возвышается, словно гора во главе гор, //и от полноты Его//, как сказано, //мы приняли и благодать на благодать// [[new:in:01:16|(Ин 1:16)]]. И хорошо говорится - **с неба от Бога**, ибо тогда полнее явится красота Церкви, когда через Духа, которым, по нашей вере, ее Жених зачат и рожден, она удостоится носить небесный образ. Следовательно, это сама невеста, которая есть **город**. //**Комментарий на Откровение.**// ===== Экумений ===== **И вознес меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога** См. толкование на [[new:otkr:21:09#ehkumenij|Откр. 21:9]] ===== Лопухин А.П. ===== **И вознес меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога** См. Толкование на [[new:otkr:21:09|Откр. 21:9]] [<10>]