[<10>] ====== Толкования на Откр. 21:17 ====== ===== Свт. Андрей Кесарийский ===== **И стену его измерил во сто сорок четыре локтя, мерою человеческою, какова мера и Ангела** Высота стены **сто сорок четыре локтя**. - Ибо сие число получается из означающего Апостольское учение числа двенадцати, взятого двенадцать раз. //**Толкование на Апокалипсис.**// ===== Апрингий ===== **И стену его измерил во сто сорок четыре локтя, мерою человеческою, какова мера и Ангела** Здесь нам надлежит видеть меру в самой стене. Ибо **стена** этого города есть Господь наш Иисус Христос. **Измерил мерою человеческою**, то есть воспринятое человечество служит для защиты святых и для укрепления всякого благословения. Потому сказано, что **мерою человеческою, какова мера и ангела**, что Сам Он есть Ангел завета, о котором Он сказал: //Внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете// [[old:mal:03:01|(Мал 3:1)]]. И еще: //Нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира// [[old:is:09:06|(Ис 9:6)]]. Рассмотрим, какая тайна в том, что высота стены была измерена **во сто сорок четыре локтя**. Сто, составленное десятью десятками, поступает на правую сторону. Отсюда видно, что вся полнота святых и вся праведность, которая заключается в исполнении десяти заповедей и пророчестве Евангелия, блаженно содержится в деснице Господа нашего Иисуса Христа. **Сорок четыре**, поделенное на четыре десятки, и четыре, полученное в остатке, означает подобным образом, что и четвероякая истина Евангелия, и существо всего небесного учения пребывает в Его силе. Ибо и само число двадцать четыре является суммой двух равных чисел, чтобы показать, что полнота ветхого закона и сила Евангелия пребывает в Нем и из Него исходит. И мы знаем, что это символ апостолов Агнца или патриархов, или сам образ двадцати четырех старцев. Это число, помноженное на шесть, показывает, что в этих шести днях настоящей седмицы, в которые сотворен мир, всякое собрание и полнота святых содержится, как и в Господе нашем Иисусе Христе всякое совершенство и всякая праведность всех блаженных, как показано, сохраняется. //**Трактат на Откровение.**// ===== Примасий ===== **И стену его измерил во сто сорок четыре локтя, мерою человеческою, какова мера и Ангела** Очевидно, что часто во многих местах **ангел** обозначает Церковь. И поскольку Церковь собрана и состоит из людей, и возвышена обетованиями Христа, она надеется на равенство с ангелами и всецелым желанием томится по общению с ними. Поэтому и говорит Иоанн: **мерою человеческою, какова мера и ангела**. //**Комментарий на Откровение.**// ===== Экумений ===== **И стену его измерил во сто сорок четыре локтя, мерою человеческою, какова мера и Ангела** Во многих местах божественного Писания, по обыкновению, ангелы называются именем людей. Это очевидно из тех случаев, когда архангел Гавриил представлен как //человек Божий// [[old:dan:09:21|(Дан 9:21)]]. Говорит и пророк: //человеков и скотов хранишь Ты, Господи!// [[old:ps:035:07|(Пс 35:7)]], под //человеками// подразумевая ангелов, а под //скотами// - людей; ибо в сравнении с разумением ангелов люди несмышлены и подобны скотам. <...> Но и Господь, согласно Луке, называл ангелов //людьми//, когда говорил: //Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи. И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака// ([[new:lk:12:35|Лк 12:35]]-36). В самом деле, коль скоро ангелы во многих местах, как говорилось выше, называются людьми, взор их устремлен к Богу. По причине этого здесь говорится: [**стену его измерил во сто сорок четыре локтя] мерою человеческою, какова мера и ангела**. Сказанным подразумевается, что Божество во всех отношениях непознаваемо, ведь мы выше предположили, что //стена// города - Христос. И особенно в постижении величия Бога люди оказываются [в равном положении] с ангелами. Поэтому измеряется стена **локтем** ангельским, а не человеческим. А то, что [стена имеет измерение в] **сто сорок четыре локтя**, несет в себе некое таинственное число, соответствующее ангельской мудрости, которая и дает ясное различение. //**Комментарий на Откровение.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И стену его измерил во сто сорок четыре локтя, мерою человеческою, какова мера и Ангела** См. Толкование на [[new:otkr:21:09#lopuxin_ap|Откр. 21:9]] [<10>]