[<10>] ====== Толкования на Откр. 21:22 ====== ===== Свт. Андрей Кесарийский ===== **Храма же я не видел в нем; ибо Господь Бог Вседержитель храм его, и Агнец** **И храма не видех в нем**. - Да и какая может быть нужда в храме у города, имеющего охраною и покровом, Бога, которым //мы живем, и движемся и есмы.// Ибо Он и храм Святых и обитатель, по обещанию, //в них живущий и ходящий// [[new:2kor:06:16|(2 Кор. 6, 16)]]. - **Агнец** - это закланный за нас Агнец Божий, с Которым существенно соединен и Животворящий Дух, ниже представленный под образом //реки//. //**Толкование на Апокалипсис.**// ===== Апрингий ===== **Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель — храм его, и Агнец** Итак, Богом устроен храм, чтобы Того, Кого ни мир не вмещает, ни храм, прославляли люди, собранные в ограде храма, чтобы то, что невидим Бог, через действие веры постигали умы. А там, где Он открывает Себя верным, храм не нужен, да его и нет, потому что Тот, Кто освящает храм, познается всеми лицом к лицу. //**Трактат на Откровение.**// ===== Примасий ===== **Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель - храм его, и Агнец** Как тело состоит из отдельных членов, так храм составлен из драгоценных камней. И автор словно не желает, чтобы мы, пристрастившиеся к материальным ухищрениям, что-либо из внушенного плотским навыком здесь помыслили. Не давая нам мыслить так, он говорит: **Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель - храм его, и Агнец**. Ибо Церковь, особенно после удаления плевел, в одних избранных ликуя, остается освященной в Боге, словно упокаиваясь во всем Храме. Таким образом, Церковь получает блаженное место обитания в Нем, от Которого она имеет начало существования и познала кротость спасения. Ибо сущность ее как целого составляется тремя вещами: бытием, знанием и любовью. Бог сотворил ее, чтобы она была устроена. Он, призвав ее, просветил, а избрав, сделал блаженной, когда в обетованном прославлении сделал, чтобы она, достигнув совершенства, обитала в Нем, уже не ходя в вере, но радуясь перед лицом Его. //**Комментарий на Откровение.**// ===== Экумений ===== **Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель — храм его, и Агнец** Ибо какая польза в храме, когда Бог присутствует и неким образом живет вместе со святыми и доступно Его лицезреть, насколько достижимо? Божественный апостол назвал нынешнее знание Бога словами - //как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, а будущее - лицем к лицу// [[new:1kor:13:12|(1 Кор 13:12)]]. Правомерно кто-нибудь может спросить: а почему же здесь упоминается Бог Вседержитель, то есть Отец Господа и Агнца, Сына Божия, но не Дух Святой? На это нужно ответить: о любезный, говоря: **Господь и Бог**, он назвал Отца и Сына и Духа Святого - ведь это и есть Бог. А прибавляя: **Господь Бог Вседержитель**, он дает обозначение Пресвятой Троицы посредством трех имен. Но и следующее станет кто-то спрашивать: а почему, все же, упомянув многочтимую Троицу в словах: **Господь Бог Вседержитель - храм его**, Иоанн особенно упоминает для нас Агнца, Который есть Христос, и тогда мы уже Троицу не мыслим? Да не будет так! - можно ответить на это. Ведь мы не этому научены, но тому, что если наличествует упоминание и Пресвятой Троицы, и Агнца, то стих обозначает, что одно из Лиц Пресвятой Троицы есть Воплотившийся и что Сын с плотью участвует в полноте Троицы и не лишен плоти ныне на небесах. Ибо воплотившегося Сына Иоанн описательно обозначил именем Бога, Который есть Сын, и именем Агнца, Который также - сам Христос воплотившийся, единосущный нам и наделенный разумной душой; с каковой плотью Слово соединилось по ипостаси. //**Комментарий на Откровение.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель - храм его, и Агнец** См. Толкование на [[new:otkr:21:09#lopuxin_ap|Откр. 21:9]] [<10>]