[<10>] ====== Толкования на Рим. 1:2 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **еже прежде обеща пророки Своими в писаниих святых** Всякий раз, когда Богу угодно приготовить нечто великое, Он сообщает об этом заблаговременно. Тем самым Он настраивает слух на принятие, когда придет время исполнения... Пророки не только говорили, но и записывали то, о чем говорили. И не только записывали, но и изображали при помощи действий: например Авраам вел Исаака, Моисей возносил змия, воздевал руки во время сражения с Амаликом и закалал пасхального агнца. //**Гомилии на Послание к Римлянам**// См. также Толкование на [[new:rim:01:01#svt_ioann_zlatoust|Рим. 1:1]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **еже прежде обеща пророки Своими в писаниих святых** Все эти слова можно заменить такою фразою: в благовестие, прежде обещанное. Довольно уже возбуждено внимание тем, что он сказал о себе, – что избран свыше и послан на благовестие Божие. Теперь усиливает его Апостол, говоря, что благовестие его не ново, а издревле предположено. Мысль о новости учения колеблет доверие к нему и требует от предлагающего его усиленных доказательств. Напротив, указание, что оно издавна предсказано, располагает ум к покорности. Почему всегда считалось и есть одним из сильнейших доказательств Божественности христианского откровения то, что оно предвозвещено Пророками. И святой Павел нередко им пользовался. Так, в речи к Ироду с Фестом он говорит, что немолчно свидетельствует истину Божию //и малу и велику, ничтоже вещая разве яже пророцы рекоша хотящая быти и Моисей// (см.: [[new:act:26:22|Деян. 26, 22]]). На то же наводит он мысли и здесь, чтоб проложить путь слову своему в сердца как иудеев, так и язычников. Иудей и слышать не мог что-либо новое, напротив, становился агнцем покорным, когда говорили к нему словом отцов его и Пророков. Язычника это не могло преклонить к вере, ибо не его отцы предвозвещали; но он не мог не почтить учения, столь давно предвозвещенного и предызображенного. Предвозвещение, по общему всех понятию, есть дело Божие; Божие дело – и исполнение предвозвещенного. Кто возвещает такое учение, и сам не может не быть из Божией области и сразу обязывает к вере. К тому же и среди язычников, как уверяют Светоний и Тацит, ходили тогда речи, что вот-вот выйдут из Иудеи учители, которые покорят своему учению весь мир. Слыша слова Апостола: //еже прежде обеща//, – они не могли не подумать: верно, это то, о чем у них ходит слух; а подумавши так, не могли не сказать себе: надо послушать, если не поверить сразу. Святой Златоуст и говорит на это: «ты не оставляй без внимания, почему о сем предвозвещено за столько времени. Ежели Бог предуготовляет что-либо великое, то предсказывает о том за долгое время, дабы настроить слух к принятию сего при исполнении». Апостол говорит, что обещано было благовестие. Так и было. Моисей давал закон, но тут же сказал: смотрите, пошлет нам Бог другого Пророка, того послушайте. Пророки убеждали народ быть верным закону данному, но в то же время говорили, что даст ему Бог другой закон, который начертается на сердцах их. Святой Давид провидел, как //Господь даст глагол благовествующим силою многою// [[old:ps:067:12|(Пс. 67, 12)]], а святой Исаия предызобразил и //красные ноги благовествующих// (см.: [[old:is:52:07|Ис. 52, 7]]). Но благовестие потому и есть благая весть, что возвещает о благах. Потому обещание благовестия было обещанием благ роду человеческому. То есть обещано было не слово только благое, но и самое дело благое. Такое обещание точно и началось тотчас по падении и во все последующее время не прекращалось, а шло непрерывно, раскрывая имеющее совершиться дело благое во всех его подробностях. Евангельские события как на картине предызображены все в Ветхом Завете. Богопросвещенные мужи знали, что готовится нечто дивно-великое, и //желали видеть// лично событие того, но //не видели// (см.: [[new:mf:13:17|Мф. 13, 17]]). Только одному Аврааму дано было видеть все особенным некиим образом. //И виде и возрадовася// [[new:in:08:56|(Ин. 8, 56)]]. Для предвозвещения Бог воздвигал Пророков, просвещал их ум Духом Святым, и они видели будущее и о виденном говорили. «И не только говорили, но и писали, что говорили» (святой Златоуст). Так, благовестие предобещано Пророками в Писаниях Святых. //**Толкование на послание апостола Павла к Римлянам.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **которое Бог прежде обещал через пророков Своих, в святых писаниях** См. Толкование на [[new:rim:01:01#prp_efrem_sirin|Рим. 1:1]] ===== Блаж. Августин ===== **которое Бог прежде обещал через пророков Своих, в святых писаниях** Здесь свидетельствуется, что из народа иудейского были пророки, через которых было прежде обещано Евангелие, верой в которое оправдываются верующие... Ведь были и не Его пророки, у которых тоже можно найти из того, что они слышали о Христе и о чем пророчествовали. Такое говорят о Сивилле, во что мне трудно поверить... Говоря о святых писаниях, Павел хочет прояснить, что писания язычников полны суеверного идолопоклонства и их не следует принимать за святые, даже если в них обнаруживается нечто имеющее отношение ко Христу. //**Толкование на Послание к Римлянам.**// ===== Блаж. Феодорит Кирский ===== **которое Бог прежде обещал через пророков Своих, в святых писаниях** Ветхий Завет изобилует предсказаниями о Господе. Слово же «святые» апостол употребил не просто так, но, во-первых, уча, что признает и Ветхое Писание (т.е. Ветхий Завет) божественным, а во-вторых, отметая всякое писание, которое является чуждым, поскольку только богодухновенное Писание приносит пользу. Говорит он также о том, что Писание является образом обетования. //**Толкования на послания святого Павла.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **которое Бог прежде обещал через пророков Своих, в святых писаниях** Так как проповедь ту поносили, как нововведение, то показывает, что она древнее язычества и прежде описана была у пророков; даже слово "благовестие" находится у Давида, который говорит: //Господь даст слово: провозвестниц великое множество// [[old:ps:067:12|(Пс. 67:12)]], и у Исаии: //как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир// [[old:is:52:07|(Ис. 52:7)]]. **В святых писаниях**. Пророки не только говорили, но и писали и изображали действиями, например: Авраам посредством Исаака, Моисей посредством змия, воздеяния рук и заклания агнца. Ибо когда Бог имел уготовить нечто великое, то предвозвещает о том задолго прежде. Посему, когда говорит Он, что //многие пророки желали видеть, что вы видите, и не видели// [[new:mf:13:17|(Мф. 13:17)]]; то выражает сим, что они не видели самой плоти Его, а потому не видели и знамений, совершающихся перед их глазами. //**Толкование на послание к Римлянам святого апостола Павла.**// ===== Ориген ===== **которое Бог прежде обещал через пророков Своих, в святых писаниях** Идет ли речь просто о благовестии, которое Бог обещал в пророческих писаниях, или о том, чтобы отличать его от другого Евангелия, которое Иоанн называет в Апокалипсисе вечным [[new:otkr:14:06|(Откр. 14:6)]] и которое должно быть открыто тогда, когда пройдет тень и придет истина, когда смерть будет поглощена, а вечность восстановлена, – это реши ты, читающий. К этому вечному Евангелию принадлежат, видимо, и те вечные годы, о которых говорит пророк: «Размышляю о годах вечных» [[old:ps:076:06|(Пс. 76:6)]]. **В святых писаниях.** Предреченное пророками о Христе нужно понимать и как предреченное о Евангелии, хотя у евангелиста Марка, как представляется, проведено различение между Христом и Евангелием, когда говорится о похвале Иисуса тем, кто оставил отца и мать и близких ради Него и Евангелия (см. [[new:mk:10:29|Мк. 10:29]]). Но даже если искать обещания, относящиеся собственно к Евангелию, то у пророков они имеются в изобилии. Например: «//Бог даст благовествующим Слово великой силы//» [[old:ps:067:12|(Пс. 67:12)]], или: "//Как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир//" [[old:is:52:07|(Ис. 52:7)]]. //**Комментарии на Послание к Римлянам.**// ===== Севериан Габальский ===== **которое Бог прежде обещал через пророков Своих, в святых писаниях** Павел сказал: **Через пророков своих**, потому что есть также пророки идольские. Употребив слово **своих**, он отделил как пророков от пророков, так и Евангелие от евангелий. Ибо есть много евангелий, однако смертных и преходящих, Евангелие же Христа обещает через **святые писания** вкушение вечных благ. Поэтому пророки Его, а не другого бога, пророки Отца Христа. //**Фрагменты.**// ===== Амвросиаст ===== **которое прежде обещал** Чтобы показать, что незыблемая и нерушимая надежда веры дана во Христе, Павел говорит, что Его Евангелие было обещано Богом. И чтобы прежде своего прихода научить их тому, что Христос – совершенный поручитель жизни, апостол показывает, что ему дано свидетельство. О том же свидетельствует апостол Петр: //Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись// [[new:act:04:12|(Деян. 4:12)]]. **через пророков своих** Чтобы с большей степенью очевидности обозначить, что приход Христа спасителен, он также назвал и людей, через которых Бог дал Свое обещание, чтобы через них было видно, насколько истинно и велико обещание. Ведь малозначительную вещь никто не возвещает через великих глашатаев. **в святых писаниях** Это он добавил в качестве завершения своего истинного заверения, чтобы придать верующим большую уверенность и чтобы почтить закон. Писания же святы, поскольку осуждают грехи: в них таинство Единого Бога, воплощения Божиего Сына ради спасения людей, свидетельства бесчисленных чудес. //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **которое Бог прежде обещал через пророков Своих, в святых писаниях** **Которое Бог прежде обещал...** Желая уверить римлян в том, что Евангелие, которое он как Апостол проповедует, не человеческое учение, а весть Божественного происхождения, Павел говорит, что его предвозвестил Сам Бог через Своих пророков в святых писаниях. Читатели уже знали, конечно, что Христос и апостолы указывали на исполнение в Новом Завете ветхозаветных пророчеств (см. [[new:lk:04:17|Лк 4:17-21]]; [[new:mf:11:05|Мф 11:5]]; [[old:is:60:01|Ис 60:1]] и сл.; [[new:mf:12:17|Мф 12:17-21]]; [[old:is:42:01|Иc 42:1-4]] и т. д.). Павел не хочет, без сомнения, повторять здесь этой мысли. Он указывает только на то, что писания, в которых предвозвещается наступление Нового Завета, святые, т. е. не заключают в себе заблуждений: им нужно верить и в том, что они говорят о Христовом Царстве... См. также Толкование на [[new:rim:01:01#lopuxin_ap|Рим. 1:1]] [<10>]