[<10>] ====== Толкования на Рим. 2:4 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Или о богатстве благости Его и кротости и долготерпении нерадиши, не ведый, яко благость Божия на покаяние тя ведет** См. Толкование на [[new:rim:02:01#svt_ioann_zlatoust|Рим. 2:1]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Или о богатстве благости Его и кротости и долготерпении нерадиши, не ведый, яко благость Божия на покаяние тя ведет** Теперешнее Божие снисхождение и долготерпение имеет совсем другой смысл, чем тот, который ты даешь ему. Здесь благость Божия на покаяние тебя ведет. Бери в этом побуждение не к тому, чтобы погрязать во грехах, к пагубе своей мечтая по сему поводу о всегдашней ненаказанности, а к тому, чтобы отстать от грехов и раскаяться. «Долготерпелив Бог, но, если не обратишься, заблистает меч Его (над головою твоею). Милостив Господь, но не для того, чтобы ты брал отсюда повод к большей закоренелости, а для того, чтобы ты имел время вступить на поприще покаяния» (Экумений). Но если таково намерение Божия ненаказывания тебя здесь, то, когда не воспользуешься сею милостию как должно, навлечешь на себя еще большее осуждение, как презритель милости Божией. И сам ты вместе с судом Божиим себя строже осудишь, когда увидишь, что в руках твоих было спасение и ты упустил его. Святой Златоуст говорит: «если же сам признаешь, что ты достоин наказания, но полагаешься на Божие долготерпение и, поелику не был наказан во время преступления, думаешь, что и вперед не будешь наказан; то, смотри, сие самое должно тебя страшить и ужасать. Господь медлит наказанием не для того, чтобы оставить тебя без наказания, но для того, чтобы, если не исправишься, наказать тебя с большею строгостию. И не дай Бог случиться сему с тобою! Итак, Апостол, восхвалив долготерпение Божие и показав важнейшую его пользу для внимательных — обращать согрешивших к покаянию, усиливает страх. Для пользующихся как должно служит оно виною спасения; а для презрителей — напутствием к большей казни. А что касается до обыкновенной поговорки: благ Бог и долготерпелив; Он не любит наказывать, — то, произнося оную, — внушает Апостол, ты навлекаешь только на себя тягчайшее наказание. Бог являет Свою милость, дабы ты освободился от грехов, а не присовокуплял новые. Как скоро не сделаешь сего, казнь будет ужаснее. Потому особенно, что Бог долготерпелив, тебе и должно не грешить, не должно Его благодеяний обращать в повод к неблагодарности. Хотя долготерпелив, но без всякого сомнения и наказывает». //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// ===== Сщмч. Игнатий Богоносец ===== **Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию** Отныне наступают последние времена [[new:1in:02:18|(1 Ин. 2:18)]]. Устыдимся и устрашимся долготерпения Божия и не пренебрежем богатством Его благости и кротости. //**Послания.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию** См. Толкование на [[new:rim:02:01#prp_efrem_sirin|Рим. 2:1]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию** См. Толкование на [[new:rim:02:03#blzh_feofilakt_bolgarskij|Рим. 2:3]] ===== Ориген ===== **Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию** **Богатство благости Божией** способен познать тот, кто видит, сколько зла люди совершают на земле каждый день и как почти все, уклонившись во зло и став негодными, идут широкой и просторной дорогой погибели, пренебрегая тесным путем жизни (ср. [[new:mf:07:13|Мф. 7:13-14]]). И тем не менее Бог для всех них ежедневно возводит солнце и посылает дождь (ср. [[new:mf:05:43|Мф. 5:43]]). Вглядись, сколько людей всякий день проклинают Бога и посягают языком своим на небеса. Что же говорить об обмане, насилии, преступлениях, святотатстве и прочих злодеяниях? Но всех опережают в преступлениях те, которые судят других, ибо то, что карают в других, совершают сами. Итак, кто пренебрегает благостью Божией, Его кротостью и долготерпением, тот навлекает на себя кару. Кротость же тем отличается от долготерпения, что обращена к тем, кто уклоняется во зло скорее по слабости, нежели злонамеренно, в то время как долготерпение - к тем, кто упорствует в своих преступлениях. Но поскольку Бог все делает согласно мере - как по весу, так и по количеству, - то и Его долготерпение имеет свою меру. Эту меру, должно быть, преступили те, кто погиб во время потопа [[old:gen:07:21|(Быт. 7:21-22)]], как и те, кто был истреблен в Содоме небесным огнем [[old:gen:19:24|(Быт. 19:24-25)]]. //**Комментарии на Послание к Римлянам.**// ===== Амвросиаст ===== **Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию** Павел говорит это, чтобы никто не подумал, будто ему удалось избежать наказания из-за того, что благость Бога долготерпит его грех. И пусть не думает никто, что терпением Его можно пренебречь, будто Бога не заботят дела человеческие. Пусть поймет и от себя не скрывает, что не в этой жизни обещан ему суд Божий. В будущей жизни он раскается, что не поверил, что Бог - Судия. Пребывая в наказании без плода раскаяния, он раскается, потому что не поверил в суд Божий, истинность которого он увидит. Потому нужно сильнее приводить к послушанию и устрашать вечным наказанием того, кого не исцелило долготерпение. Павел говорит очень строго, зная, что злые помыслы ничем, кроме страха, не удержать от греха. //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Констанций ===== **Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию** Здесь явным образом показывается, почему Бог попускает грешнику вожделения его сердца и что хотя Он мог воспрепятствовать греху или же послать наказание, однако предпочитает, чтобы тот сам обратился к покаянию. //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию** Здесь, несомненно, Апостол имеет в виду современных ему иудеев. Большинство из них действительно не обращали достаточного внимания на многочисленные и разнообразные проявления благости Божией, по которой Бог часто миловал их и там, где можно бы им было ожидать себе строгого наказания. **Кротости** - точнее: //снисходительности// (anoch). Иудеи распяли Христа, и гнев Божий, однако, не тотчас обрушился на их головы. Бог давал им время покаяться в своем грехе. См. также Толкование на [[new:rim:02:01#lopuxin_ap|Рим. 2:1]] [<10>]