[<10>] ====== Толкования на Рим. 2:7 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Овым убо по терпению дела благаго, славы, чести и нетления ищущим, живот вечный** См. Толкование на [[new:rim:02:06#svt_ioann_zlatoust|Рим. 2:6]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Овым убо по терпению дела благаго, славы, чести и нетления ищущим, живот вечный** На суде будет воздано каждому по делам его. Кому же что? Праведным — рай, а грешным — ад. Ставит впереди воздаяние праведным, чтоб дать мысли утешительный предмет и несколько смягчить грозную речь, какую вел доселе и будет вести далее. «Сказав, что Господь воздаст каждому, начал с награды добрым, делая таким образом речь свою приятною» (блаженный Феофилакт). «В беседе о суде и будущем наказании быв грозным и строгим, Апостол не вдруг изображает казнь, как ожидать надлежало, но обращает речь к более приятному, к награде добрых» (святой Златоуст). Тем, которые по терпению дела благого ищут славы, чести и нетления, воздаст Бог жизнь вечную. — **По терпению дела благаго**. Дело благое означает и каждое доброе дело, какое бы ни встретилось, и вообще доброделание или жизнь добродетельную и святую. С жизнию такою терпение так существенно связано, что без него в ней шагу нельзя сделать. Терпение необходимо и в начале, и в продолжении, и в конце как каждого дела, так и всей жизни. Везде требуется напряжение сил, всегда упасть готовых, преодоление препятствий, как внутри, так и вовне, придумывание средств и приведение их в дело. Все же сие без терпения выдержано быть не может. Терпение — субстрат (подстилка) святой и богоугодной жизни. Вот почему святой Павел, минуя другие соприкосновенности благого дела спасительной жизни, помянул только о терпении. Ибо когда оно есть, то и все есть: есть и ревность, есть и внимание ко всякому встречающемуся случаю добра, есть и решимость скорее умереть, чем опустить что из предлежащего доброго, а тем паче — допустить что противное тому. Потому терпение благого дела может означать постоянство в доброделании или в доброй и святой жизни. **Славы, чести и нетления ищущим**. Искать славы — славолюбие, искать чести — честолюбие. То и другое — не добрые стремления; как же за них живот вечный? Искание славы и чести, когда оно обращено к славе и чести пустым и непрочным, человеческим, питающим самость человеческую, рождает пороки: славолюбие и честолюбие. Но когда оно обращено к вечной славе и чести у Бога в Царствии Небесном, то оно не пороки рождает, а добрые расположения, наводящие на добрые дела, кои не самость питают, а самоотвержения требуют. Чтобы возжелать и взыскать той славы и чести, надо отвергнуться себя и всего высокого и высящегося на земле и низойти на самую смиренную и уничиженную долю, — бросить, что пред глазами, и ятися за то, что невидимо и для ума безвестно. Между здешним и тамошним — целая бездна. Как перейти ее и кто перенесет через нее? Как бы это ни совершилось, но очевидно, что это есть великий подвиг. Ибо взыскавший тамошнего бывает весь там сердцем и мыслию, хотя видимо остается здесь. Будущие блага объемлет надежда. Но надежде нельзя установиться без любви; ибо она крепка только тем, что полагается на любимого и любящего. А любви нельзя породиться без веры; ибо только вера вводит в созерцание достолюбезного. Таким образом, взыскание славы, чести и нетления имеет высокое духовное совершенство, которому, поколику оно таково, не может не принадлежать вечная жизнь: ибо оно ею уже и дышит. Там будут слава и честь; но никто ими не будет занят. То будет состояние славное и пречестное: самое естество человеческое станет славно и честно; внимание же обладающих им будет занято другим — высшим, созерцанием Бога, всеблаженного и всеублажающего. И здесь, на земле, взыскавшие тамошнего, чают его; но внимание их обращено не к нему, а к тому, что ведет к нему надежно, к святой и богоугодной жизни и ко всякого рода трудам, которые требуются для достижения такой цели. Потому можно сказать, что в чаянии у них неизреченные будущие блага, без окачествования их какою-либо чертою. Апостол же называет их славою, честию и нетлением, заимствуя черты от того, что есть великого у людей, не существо их изображая, а намеком некиим предугадывать научая их величие. Святой Златоуст говорит: «заметь, что, говоря о будущем, сам Апостол не в состоянии изобразить всех благ, но говорит о славе и чести. Поелику блага сии превосходят все человеческое и на земле ничего нет, что могло бы служить им подобием, Апостол, сколько можно, объясняет чрез сравнение с тем, что у нас почитается блистательным — с славою, честию и жизнию, так как сие для людей вожделеннее. В самом же деле небесные блага не таковы, но, как нетленные и бессмертные, несравненно превосходнее. Таким образом: **славы, чести и нетления ищущим** — то же значит, что ищущим небесных благ. — А то, что Бог воздаст им живот вечный, — значит, что Бог и обогатит их сими благами. Все же место сие можно выразить так: тем, которые, решившись жить свято и богоугодно, терпеливо и неуклонно идут сим путем благим, воодушевляясь надеждою будущего пресветлого состояния, Бог воздаст живот вечный, — даст им вечно вкушать неизреченные блага небесные. Здесь Апостол «и труды добродетели дал видеть, показал и венцы. Словами: **по терпению дела благаго** — означаются труды. Ибо должно терпеть и преуспевать в добродетели, и таким образом ожидать венцов ее. Но труд — временный, а приобретение вечное» (блаженный Феодорит). «Тем, говорит, которые ищут чести, славы и нетления и никогда не выпускают их из мыслей своих, Бог воздаст в воскресение жизнь вечную. Каким же образом снискиваются будущая слава, честь и нетление? Постоянством в добром деле. Ибо постоянный в добром деле и твердо стоящий против всякого искушения действительно снискивает и славу, и честь, и бессмертие или наслаждение нетленными благами в нетленном теле» (блаженный Феофилакт). //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// ===== Сщмч. Ириней Лионский ===== **тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия,- жизнь вечную** Бог даровал добро, как и апостол свидетельствует в том же послании (ср. [[new:rim:07:14|Рим. 7:14]]). И кто творит его, тот получит славу и честь, потому что они делали добро, хотя могли и не делать. Те же, кто не творят его, получат справедливый приговор Божий, потому что не делали добро, хотя и могли делать. //**Против ересей.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия,- жизнь вечную** См. Толкование на [[new:rim:02:01#prp_efrem_sirin|Рим. 2:1]] ===== Блаж. Феодорит Кирский ===== **тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, - жизнь вечную** Труд - на время, приобретение же вечно. И не только жизни присуща вечность, но и славе, и чести, и нетлению. Ибо апостол пожелал многими вещами показать, каким будет воздаяние для творящих добро. //**Толкования на послания святого Павла.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, - жизнь вечную** Сказав, что Господь воздаст каждому, начал с награды добрых, делая таким образом речь свою приятной. В словах **постоянством в добром деле** высказывает, во-первых, то, что от добра не должны отступать, ни совершать оное нерадиво, но пребывать в нем до конца, а во-вторых - то, что не должно полагаться на одну веру, потому что нужно и доброе дело. Словом **бессмертия** отверзает двери воскресения. Потом, так как все восстанем, но не все для одного и того же, но одни для славы, а другие для наказания, то упомянул о славе и чести. Итак, вся речь имеет такой смысл. Тем, говорит, которые ищут будущей славы, чести и бессмертия и никогда не выпускают их из мыслей своих, Бог воздаст, то есть в воскресение, жизнь вечную. Каким же образом снискиваются будущая слава, честь и нетление? Постоянством в добром деле. Ибо постоянный в добром деле и твердо стоящий против всякого искушения действительно снискивает и славу, и честь, и бессмертие или наслаждение нетленными благами в нетленном теле. //**Толкования на послание к Римлянам.**// ===== Ориген ===== **тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия,- жизнь вечную** Когда апостол говорит: **постоянством в добром деле**, он показывает тем самым, что труды и брани не минуют тех, кто хочет творить добро. //Потому что наша брань//, - утверждает тот же апостол, - //не против крови и плоти, но против начальству против властей, против мироправителеи// [[new:ef:06:12|(Еф. 6:12)]], которые противятся всякому доброму делу, и потому постоянство необходимо. //**Комментарии на Послание к Римлянам.**// ===== Амвросиаст ===== **тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия,- жизнь вечную** Проповедуя праведный суд Божий, апостол показал, каким он будет для делающих добро. Он говорит, что знающие о терпении Божием не медлят со своим исправлением, делая это отчасти по причине обличения, отчасти из опасения еще большего наказания. Они раскаиваются в прежде содеянном, обращаются и начинают полагаться на веру - более не причиняя ущерба обещанной им жизни. Таким людям Он воздаст славой и честью. И для того чтобы избежать очевидного сравнения со славой и честью этой жизни, он добавляет также бессмертие, чтобы через него стали понятны другая слава и другая честь, когда к ним прибавляется нетление. В жизни теперешней честь и слава теряются, поскольку все тленно: тот, кто дает, что дает, и тот, кто получает. В день же суда Божия будет дана нетленная честь и нетленная слава, которые будут вечными: та же субстанция будет прославлена, изменив свои свойства. Следовательно, славы вечной ищут те, кто не только исповедует правильную веру, но и живет по ней. //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, - жизнь вечную** Апостол говорит здесь не об одних христианах, а о человечестве вообще. Во всех народах, по его убеждению, могут быть люди, стремящиеся постоянно к достижению высших идеалов жизни - высшего прославления, которое уже никогда не кончится - //бессмертия// - точнее с греч. (afqarsian) = //нетления// или лучше, //нетленной (славы),// так как это выражение представляет собою определение к выражению славы и чести. Допустимо ли, однако, с религиозной точки зрения, такое искание прославления? Не возбуждается ли в этом случае у человека славолюбие и честолюбие? Нет, не возбуждается. Раз это искание обращено к вечной славе в Царстве Небесном, то оно возбуждает только добрые расположения. "Чтобы возжелать и взыскать той славы и чести, надо отвергнуть себя и всякого высокого и высящегося по земле и низойти на самую смиренную и униженную долю" (еп. Феофан). - //Жизнь вечную,// т. е. вечную блаженную жизнь в Царстве Христовом [[new:rim:05:21|(5:21;]] [[new:rim:06:22|6:22]] и сл. ; [[new:gal:06:08|Гал 6:8)]]. Там и тогда именно и осуществится тот идеал, к которому эти люди стремились в течение всей своей земной жизни. - Но если апостол здесь обещает Царство Христово всякому ищущему высшего идеала, то не противоречит ли он сам себе - тому своему положению, что без веры во Христа спасение для человека невозможно? Недоумение это можно устранить только предположением, что Апостол считает неизбежным для такого человека - рано или поздно, обращение ко Христу. Христос Спаситель сказал:// "поступающий по правде идет к свету"// ([[new:in:03:21|Ин 3:21]]; ср. [[new:rim:07:17|7:17]]). И, действительно, стремление к идеалу, одушевляющее человека, гонит его ко Христу, в Котором этот идеал нашел уже свое осуществление. Стремление к добродетели есть, можно сказать, уже само по себе согласие с учением Евангелия. И если в этой жизни человек, стремящийся к идеалу, не будет иметь возможности присоединиться к церкви, то эта возможность открывается для него за гробом. Такой смысл имеют слова Ап. Петра о проповеди Евангелия мертвым ([[new:1pet:03:19|1 Пет 3:19, 20;]] [[new:1pet:04:06|4:6)]]. См. также Толкование на [[new:rim:02:01#lopuxin_ap|Рим. 2:1]] [<10>]