[<10>] ====== Толкования на Рим. 2:9 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Скорбь и теснота на всяку душу человека творящаго злое, Иудеа же прежде и Еллина** См. Толкование на [[new:rim:02:06#svt_ioann_zlatoust|Рим. 2:6]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Скорбь и теснота на всяку душу человека творящаго злое, Иудеа же прежде и Еллина** Снова повторяет, что уже высказал, подтверждая как бы: да, так это будет и иначе сему быть нельзя. Хочет посильнее напечатлеть ту истину, что будет суд и на нем всякий даст отчет в делах своих и соответственное тому получит воздаяние. Только малый оттенок в сем изображении примечается в том, что упоминаются раздельно иудеи и еллины. Этим делается переход к обличению после язычников и иудеев (см.: блаженный Феодорит); к сему, однако ж, он приступает ниже — со стиха 17. **Скорбь и теснота** — будет или ниспадает: **скорбь** — душевная мука, **теснота** — мука телесная. Но и скорбь, терзая душу, мучит тело; и теснота, муча тело, томит душу. Оба слова, можно думать, выражают всесторонние страдания и мучения, глубоко чувствуемые. — **На всяку душу** — не то же, что на всякое лицо или на всякого человека: ибо человек тут же стоит. Апостол хотел указать, что и внешние, и внутренние страдания и мучения — все сходятся в душе. Она и за себя страдать будет, и за тело: ибо все от нее. В ней зачинается грех, в ней изрекается согласие на грех, она услаждается им и навык к нему усвояет. Ей и страдать за все следует. Можно и ту здесь видеть мысль, что на суде будет иметься в виду одна душа с делами своими без всяких внешних земных отличий. Святой Златоуст говорит: «сие значит, что, богат ли кто, начальник ли кто вольного государства или самодержавный царь, — слово суда никого не уважает; достоинства не имеют на суде места». Одно только отличие будет иметь вес на суде, — иудей кто или еллин; но и это не по внешнему чему, а тоже по внутреннему состоянию. Иудей осязательнейшее имел удостоверение, что есть Бог Творец, Промыслитель и Судия, и о воле Его и заповедях имел полнейшее и яснейшее ведение. То и другое имел и язычник, но в меньшей мере ясности и полноты. Потому тот больше виновен, забывая Бога и заповеди Его преступая, нежели этот. Тому и наказание строже, нежели этому. Святой Златоуст говорит: «Апостол тягчайшим наказанием угрожает иудею: **Иудеа же прежде и Еллина**. Кто большее получил наставление, тот должен вытерпеть большую казнь за преступление. Чем мы сведущее и могущественнее, тем тяжелее будем наказаны за грехи. Если ты богат, от тебя требуется больше пожертвований, нежели от бедного; если умен — больше послушания; если облечен властию, покажи блистательнейшие заслуги. Так и во всем прочем ты дашь отчет по мере сил своих». Нельзя оставить без внимания и замечания блаженного Феофилакта на греческое слово, отвечающее нашему: **творящаго злое**. «Не сказал, говорит, Апостол: εργαζόμενος — делающий, но: κατεργαζόμενος — делающий зло со тщанием, — такой, который не только творит злое, но остается во зле и не раскаивается». На суд хотя все предстанут, но осуждению подпадут только нераскаянные. Раскаяние извергает худое из души; потому хоть и значится сие худое за человеком, но не носится им в себе самом. Раскаянный предстанет на суд не имеющим в себе зла; а как быть с тем злом, которое записано за ним? Это решит милость Божия. Веруем, впрочем, что слезы покаяния изглаждают и ту запись, силою Таинства Покаяния, по благодати Господа нашего Иисуса Христа. //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, потом и Еллина** См. Толкование на [[new:rim:02:01#prp_efrem_sirin|Рим. 2:1]] ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, потом и Еллина** См. Толкование на [[new:rim:02:08#blazh_feofilakt_bolgarskij|Рим. 2:8]] ===== Ориген ===== **Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, потом и Еллина** Принимающий эти слова буквально, считает достаточным понять их в соответствии с тем, что было сказано выше: Бог всякому воздает по делам его... Тот же, кто ни одной йоты не считает несущественной в апостольских писаниях, в которых говорит Христос, - тот скажет, что не напрасно апостол употребил такой способ выражения... Апостол не просто сказал: //ярость и гнев//, чтобы эти слова просто соотнести с вышестоящим словом «воздаст», но написал: //ярость и гнев//, **скорбь и теснота**. Отсюда человек духовный и разумеющий, что говорит Дух через Павла, поймет, что апостол сказал так не по неумению, а по божественному научению. Тем самым он хочет показать, что те, которые постоянством в добром деле ищут славы и бессмертия, получат воздаяние от Бога - жизнь вечную. Те же, кто последует за упорствующими и не покоряющимися истине, но предающимися неправде, получат воздаяние не от Бога, чьи дары постоянны и достойны Его, а от последствий собственных дел. Поскольку они творили зло, будут им //ярость и гнев//, **скорбь и теснота**, которые они сами собрали на себя. //**Комментарии на Послание к Римлянам.**// ===== Амвросиаст ===== **Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, потом и Еллина** **Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое**. Здесь апостол говорит не только о делах, но и о вероломстве. Говорит о неверующем, имея в виду душу, чтобы ты понимал наказание духовное, а не телесное, так как душа страдает наказаниями невидимыми. **Во-первых, Иудея, потом и Еллина**. Он всегда впереди ставит иудея за заслуги праотцев - как тогда, когда хвалит, так и когда осуждает. Если тот верит, то более прославится за Авраама; если же сомневается, то тем ему хуже, ибо отверг дар, обещанный предкам. //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 9-10 **Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, потом и Еллина! Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом и Еллину** Здесь повторяется мысль 7 и 8 стихов, для того, чтобы выставить на вид одинаковую ответственность пред судом Божиим как иудеев, так и язычников. - **Скорбь** (qliyiV) - несчастия, бедствия. - **Теснота** (stenocwria) - положение совершенно безвыходное (ср. [[new:rim:08:35|8:35;]] [[new:2kor:04:08|2Кор. 4:8]]). - **Всякой душе человека** - каждому отдельному человеку. - **Во-первых, иудею**. //"От всякого,// - сказал Христос Спаситель, - //кому дано много, много и потребуется"// [[new:lk:12:48|(Лк 12:48)]]. Иудеи, знавшие о том, что угрожает неисполнителям закона Божия и что ожидает его исполнителей [[old:lev:19:start|(Лев XIX]]; [[old:vtor:28:start|Втор XXVIII]]), конечно, подлежат большей ответственности за пренебрежение законом Божиим. - //И мир.// Так как этот мир ставится в ряду наград вместе с славою и честью, то он не может здесь означать внутреннего спокойствия человека, а нечто внешнее - именно спасение в общем смысле этого слова, как и I гл. 7 ст.// (мир от Бога).// - **Во-первых, иудею**. Так как иудею в законе была предначертана чрезвычайно широкая задача //(заповедь Твоя безмерно обширна!// [[old:ps:118:096|Пс CXVIII:96)]], то, естественно, иудей должен был иметь преимущество пред язычником и в отношении награды, как полагается верному исполнителю воли Божией. Здесь, как и выше, Апостол, конечно, говорит об иудеях и еллинах, еще не просвещенных светом Евангелия (И. Златоуст). См. также Толкование на [[new:rim:02:01#lopuxin_ap|Рим. 2:1]] [<10>]