[<10>] ====== Толкования на Рим. 2:21 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Научая убо инаго, себе ли не учиши** См. Толкование на [[new:rim:02:17#svt_ioann_zlatoust|Рим. 2:17]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Научая убо инаго, себе ли не учиши** Язычники безответны, что, зная доброе по внушению совести, делали злое. Ты же, иудей, от Самого Бога получил познание о достодолжном, и не только это имел, но и сознавал себя учителем других. Посуди теперь, сколько ты безответнее, когда делаешь худое? Других учишь, а сам что? «Как поступил Апостол, обличая язычников, так поступает и здесь. Как там сказал: //имже бо судом судиши друга, себе осуждаеши//, — так и здесь говорит: **научая инаго, себе ли не учиши**! Излагая мысль свою в виде вопроса, стыдит иудеев. В начале сказал, что одно слышание закона, если не присоединено будет исполнение его, не приносит никакой пользы; а теперь доказывает гораздо больше, что не только слышание, но даже и важнейшее того, самое обучение (других) закону, не поможет учащему, если он не исполняет того, чему учит. И не только не поможет, но еще навлечет большее наказание» (святой Златоуст). Когда учишь другого, то, значит, не только знаешь должное, но и желаешь, чтобы оно признано было таковым другими и вошло в жизнь. Сам же ты: что остаешься назади и не трогаешься с места, подобно столбу, который указывает другим дорогу, а сам недвижим пребывает? Замечают, что когда кто сам в чем погрешает, то ревностнее обличает за то же других. Апостол говорит как бы: не трать ты эту ревность попусту и, вместо других, обрати лучше всю ее на себя самого. //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **как же ты, уча другого, не учишь себя самого** См. Толкование на [[new:rim:02:17#prp_efrem_sirin|Рим. 2:17]] ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **как же ты, уча другого, не учишь себя самого** Тебе дано право учительства – и ты учишь других, всенародно, во храме, торжественно, жить в чистоте и святости, по-христиански. А сам делаешь то, чему учишь других? Ведь ты учишь других для дела, то есть, чтобы они исполняли на деле то, чему учишь; что же ты сам прежде в своей жизни не осуществляешь преподаваемых тобою правил жизни, **уча другого, не учишь себя самого?** **//Дневник. Том I. 1856.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **как же ты, уча другого, не учишь себя самого** Павел показал, что такой человек не получил никакой пользы от установления закона, но утешается одной только буквой и пытается учить других, делами же противоречит словам и напрасно пытается через закон себя возвеличить. //**Толкования на послания святого Павла.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 21-24 **Как же ты, уча другого, не учишь себя самого? Проповедуя не красть, крадешь? Говоря: "не прелюбодействуй", прелюбодействуешь? Гнушаясь идолов, святотатствуешь? Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога? Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников** Излагает мысль свою в виде вопроса, пристыжая тех, которые хвалились, что они - учители. Святотатством называет хищение посвященного идолам; ибо хотя они гнушались идолами, но, обладаемые сребролюбием, коснулись посвященного идолам из постыдной корысти. После этого излагает самую тяжкую вину, говоря: **хвалишься законом**, как превознесенный честью от Бога чрез закон, **а преступлением закона бесчестишь Бога**. Здесь три вины. Первая: иудеи бесчестят; вторая: бесчестят Бога, превознесшего их честью; третья: бесчестят закон, нарушая его, тогда как он служил к их чести. Но дабы не подумали, что обвиняет иудеев сам, привел в обвинителя их пророка Исаию, выставляя две вины их. Ибо они не только сами оскорбляют Бога, но и других приводят к тому, и не только не учат жить по закону, но и учат противному, учат хулить Бога, что противно закону; ибо видящие их развращение говорят: этих ли должен любить Бог? Неужели Бог, любящий таковых, есть истинный Бог? //**Толкования на послание к Римлянам.**// ===== Амвросиаст ===== **как же ты, уча другого, не учишь себя самого** Это означает следующее: ты, осуждающий язычников в беззаконии и в безбожии, себя самого не судишь. Отвергнув Христа, Который был обещан в законе, ты выдаешь себя в тех, кого осуждаешь. Ты учишь не красть - и крадешь; учишь, чего делать не должно, - а сам делаешь. Объясняя ложно веру Христа, ты отрицаешь Христа нашего, обещанного в законе. //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 21-24 **как же ты, уча другого, не учишь себя самого? Проповедуя не красть, крадешь? говоря: "не прелюбодействуй ", прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь? Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога? Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников** Здесь Апостол стыдит иудеев, которые, считая себя способными учить язычников, сами погрязали в разных пороках. Воровство, прелюбодеяние и святотатство - вот их главные преступления, на каких останавливает Апостол свое внимание. И в то же время они везде хвалятся тем, что они народ Божий! Не посрамляют ли они через это самое имя Божие? - //Крадешь..., прелюбодействуешь.// Апостол выбирает эти два примера преступности иудейской, вероятно, с тою целью, чтобы показать, что и у иудеев были пороки, соответствующие специфически-языческим - жадности и невоздержанию [[new:rim:01:29|(1:29)]]. - Святотатствуешь (ierosuleiV). Иоанн Златоуст, Феофилакт и мн. другие видят здесь указание на случаи похищения евреями драгоценных предметов из языческих капищ, и такое толкование вполне согласно с предшествующим замечанием Апостола: //гнушаясь идолов.// Очевидно, что в слове //святотатствуешь// также речь идет о похищении священных предметов из идольских капищ, что и случалось в действительности [[new:act:19:37|(Деян 19:37)]] [Дейсман говорит, что и теперь на Востоке христиане скупают украденные из мечетей драгоценные ковры для собственных домов...]. - //Ради вас... имя Божие хулится у язычников.// Язычники, видя порочную жизнь иудеев, конечно, говорили: "ужели таких людей любит Бог? Ужели Бог, любящий таких, есть истинный Бог?" (Феофилакт Болг.). См. также Толкование на [[new:rim:02:17#lopuxin_ap|Рим. 2:17]] [<10>]