[<10>] ====== Толкования на Рим. 2:28 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Не бо иже яве, Иудей есть, ни еже яве во плоти, обрезание** См. Толкование на [[new:rim:02:27#svt_ioann_zlatoust|Рим. 2:27]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Не бо иже яве, Иудей есть, ни еже яве во плоти, обрезание** Так, стало быть, — иудеем быть ничего не значит? Ничего не значит и обрезанным быть? Нет; не та мысль у Апостола. Он хочет внушить, что не тот настоящий иудей, кто по наружности иудей только: иудеи всегда имели и имеют свой тип, так что их можно разузнавать с первого взгляда. И не то настоящее обрезание, которое только во плоти бывает. «Он не отвергает ни иудея, ни обрезания, а отвергает того, кто не (настоящий) иудей и не (вполне) обрезанный» (святой Златоуст). Ветхозаветное устройство Церкви представляло богоучрежденное руководство от внешнего к внутреннему. Правда, что вся жизнь иудея во внешних ее проявлениях была определена законом, содержавшим внешние чиноположения; но не за тем, чтобы на этом одном он и останавливался, а чтоб от этого внешнего восходил к внутреннему, имея для него во внешнем и напоминание, и побуждение, и поддержку. Это внутреннее тут же среди внешних чиноположении и указано. Настоящим иудеем являлся только тот, кто при внешнем образовывал в себе и соответственное внутреннее. Кто же внешно был исправен, а внутреннего не имел, тот не был настоящий иудей. Но это то же, что неиудей, — как ненастоящая монета — не монета. Это и дает здесь разуметь святой Павел, уясняя эту мысль еще полнее в следующем стихе, который составляет едино с настоящим. //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 28-29 **Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога** Ведь **(ибо), Иудей не тот, кто по наружности** (таков), **и не то обрезание, которое в наружности на плоти, - но обрезание сердца в духе, не письмени**, то есть - по закону природы, а не по обрезанию книг Моисеевых. Но радость его **есть** не пред очами людей, но пред взором божественным, испытующим сердца. Какая же польза, если тело твое носит божественное знамение обрезания, а помыслы твои подобны тем, кои не запечатлены знаком веры? Итак, похвала обрезанием незаконна и сожительствует с ложью, похвала же верою выше всего. //**Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти** См. Толкование на [[new:rim:02:27#blazh_feofilakt_bolgarskij|Рим. 2:27]] ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 28-29 **Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога** Можно быть иудеем **по наружности**, т. е. иметь обрезание или, что то же, можно носить на теле (плоти) знак союза с Богом - обрезание и в то же время не быть истинным иудеем и не состоять в действительном особенном общении с Богом. Подобная мысль высказана и в Евангелии (см. [[new:mf:08:11|Мф 8:11, 12]]). Наоборот, настоящим иудеем, т. е. человеком, имеющим особые права в истории домостроительства спасения людей, может быть назван только тот, кто в душе (**внутренно**) таков, кто по своему нравственному существу выдается среди других людей. Обрезание настоящее также есть обрезание сердца, т. е. удаление из сердца, из внутреннего существа человека всего нечистого, греховного. - **По духу**. Правильнее: //Духом (Святым)//. Если же здесь разуметь дух человеческий, то его прибавление было бы совершенно лишним при выражении: в сердце. - //Не по букве.// Одного исполнения буквы или внешнего постановления об обрезании недостаточно, потому что в нем ничего не сказано о необходимости внутреннего изменения принимающего обрезание человека, и оно такого изменения не может само произвести. Только Дух Святой изменяет внутреннюю жизнь человека! - **Ему**, т. е. и настоящему обрезанию, и настоящему иудею. - **Похвала**. Это слово имеет отношение к значению имени иудей //(хвала Божия)//. Похвала, конечно, будет изречена такому человеку и такому обрезанию на последнем суде (ср. [[new:1kor:04:05|1 Kop 4:5]]). См. также Толкование на [[new:rim:02:17#lopuxin_ap|Рим. 2:17]] [<10>]