[<10>] ====== Толкования на Рим. 3:4 ====== ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **Никак. Бог верен, а всякий человек лжив, как написано: Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоем** Неужели обманывает Бог? Не обманывает, ибо невозможно, чтобы Бог говорил ложь. Является ли эта невозможность какой-либо слабостью? Вовсе нет, ибо если Он может все, то как может быть, чтобы Он чего-либо не мог? Что же невозможно Ему? Нет ничего, что не в Его силах, однако есть то, что противно Его природе. Невозможно, говорится, чтобы Он говорил ложь (см. [[old:chis:23:19|Чис. 23:19;]] [[new:tit:01:02|Тит. 1:2]]). Невозможность эта - не свидетельство слабости, но силы и величия, ибо истина не приемлет лжи и сила Божия не приемлет ошибок. //**Послания.**// ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Да не будет: да будет же Бог истинен, всяк же человек ложь, якоже есть писано: яко да оправдишися во словесех Твоих и победиши, внегда судити Ти** См. Толкование на [[new:rim:03:01#svt_ioann_zlatoust|Рим. 3:1]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Да не будет: да будет же Бог истинен, всяк же человек ложь, якоже есть писано: яко да оправдишися во словесех Твоих и победиши, внегда судити Ти** См. Толкование на [[new:rim:03:03#svt_kirill_aleksandrijskij|Рим. 3:3]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Да не будет: да будет же Бог истинен, всяк же человек ложь, якоже есть писано: яко да оправдишися во словесех Твоих и победиши, внегда судити Ти** **Да не будет** — желательная форма речи, которая, однако ж, есть решительно утвердительная. Быть этому нельзя. Против этого восстают все религиозные чувства и помышление то подавляют в самом его возникновении. Не буди кому-либо так подумать о Боге и делах Божиих. **Да будет же**. Да содержит же всякий в уме своем и в сердце своем, никакого не допуская в сем колебания, что **Бог истинен** всегда и во всем, — как обетовал, так и делает; и ничто в мире не может помешать Ему исполнить Свои преднамерения. — **Всяк же человек ложь**, — то есть да будет же, — да будет он таким признаваем. **Ложь**, ψεύστης, — лжив. Бог всегда истинен и неложен в словесах Своих; а человек бывает лжив, заблуждается и упорствует в своем заблуждении, себя обманывая и других вводя в обман, нередко и с намерением. Потому если уже видеть ложь, то полагай ее не на Божией стороне, а на людской. В том, что видишь ты совершившимся пред очами твоими, понуждаешься ты видеть исполнение Божиих обетовании. Стань на сию сторону и признай то истинным, поколику Бога, явно свидетельствующего истину сию, исповедуешь истинным. А этих //нецыих// признай лживыми, претворяющими в себе истину Божию во лжу. То, что они, как видишь, берут будто верх, незначительно. Это только на время. И здесь еще Бог посрамит их, прежде чем пред всем миром обличит на суде Своем. Истина Божия восторжествует: ибо Бог всепобедителен. — Амвросиаст пишет: «оба положения, что: **Бог истинен** — и что: //всяк человек ложь//, — взяты из книги Псалмов (см.: [[old:ps:085:15|Пс. 85, 15]]; [[old:ps:115:02|115, 2]]). Лживым называет он человека, поколику он не верит тому, что обетовал Бог; ибо, отрицая, что Бог даст то, что обетовал, он лжет. Будучи сам лжив, он по разным поводам и Бога представляет лживым, когда не верит обетованиям Его. Апостол называет лживым всякого человека, не верующего обетованиям Божиим. Но больше это наименование прилично иудеям, о которых здесь рассуждает он, в том отношении, что они, видя Христа, отвергли, что Он есть Тот, Которого обетовал Бог. За это справедливо признать их лживыми. Бог же истинен, ибо Он послал Христа, как обетовал». В подтверждение высказанной истины Апостол приводит слова пророка Давида из покаянного псалма: //яко да оправдишися во словесех Твоих и победиши, внегда судити Ти// ([[old:ps:050:06|Пс. 50, 6]]). Ты всегда оправдываешься, или Ты всегда прав во словесех Твоих, и остаешься победителем, //внегда судити Ти//, — когда произносить станешь суд над кем; то есть когда станешь судить кого, то сей судимый сам сознается и исповедует, что Ты прав. Применительно к течению речи Апостола будет: неверие иудеев не опровергает истинности Божией. Бог всегда истинен в обетованиях Своих, всегда исполняет, что обетовал. Кто говорит иначе, тот лжив. Это подтверждает и пророческое слово, по коему Бог всегда прав бывает в словах Своих и победителем оказывается на суде. Святой Златоуст говорит: «если рассудить и сравнить, что Бог давал иудеям и как иудеи вели себя пред Богом; то победа на стороне Божией, Бог прав во всем. Бог сделал все с Своей стороны; но иудеи не стали от того лучшими». — Блаженный Феодорит приводит следующие примеры, как Бог оправдывается на суде. «Так и Израилю сказал: //людие Мои, что сотворих вам? Или чин оскорбих вас? Или чим стужих вам? Отвещайте Ми// (ср.: [[old:mih:06:03|Мих. 6, 3]]); потом (чтоб заградить уста им) подробно напоминает о благодеяниях. Так и устами Иеремии взывает: //кое обретоша отцы ваши во Мне погрешение? яко удалишася от Мене, и ходиша в след суетных и осуетишася// (ср.: [[old:ier:02:05|Иер. 2, 5]]) — и также прилагает перечисление благодеяний». Так Бог всегда оправдывается на суде обилием благодеяний, — тем, что всегда верно исполняет обетования Свои. «Побеждает Он, //внегда судити//, тем, что исполняет то, в исполнение чего не верят: ибо когда Ему не верят, значит, почитают слово Его лживым. А Он, исполняя то, о чем думают, что Он не исполнит того, побеждает, показывая, что Он истинен, а не верующий словам Его лжив» (Амвросиаст). Можно несколько и расширить пределы сего слова так: пусть некоторые не уверовали; Бог же, несмотря на то, исполнил Свое обетование, — послал Сына Своего Избавителем миру, — и тем, что многие уверовали, показал, что точно словеса, вверенные иудеям, содержали предречения о Нем и все ветхозаветное учреждение служило приготовлением к принятию Его. Идет проповедь, Евангелие распространяется, — и дело входит в меру предречения о Нем. Но пусть иные останутся неверными: это только здесь. Настанет суд, и истина Божия восторжествует. «Узрят Сына Божия во славе, которой не хотели воздать Ему, и сознаются, что их неверие обетованиям побеждено истиною события» (Амвросиаст). Так рассеявает Апостол недоумение, навеваемое неверием //нецыих//, и восставляет убеждение в победоносности истины Божией. В уме печатлеется славное течение вещей по предначертанию Божию и возвеличивается Бог во славе Своей, а иудей видится за неверие свое тем паче оскудевающим и обездоливающим себя. «Говоря о величии обетовании в словесах Божиих, Апостол по-видимому защищает иудеев; но при всем том выставляет на вид новое обвинение, доказывая, что они не уверовали словесам Божиим, которые служили к их чести» (блаженный Феофилакт). Но этим они не только не повредили славе Божией, а напротив, еще более возвысили ее. Такое течение мыслей привело Апостола к новому возражению, которое, может быть, приходилось ему слышать и в самом деле, в своих рассуждениях с иудеями, особенно коринфскими, привыкшими, среди греков, к утонченностям. //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// ===== Сщмч. Киприан Карфагенский ===== **Никак. Бог верен, а всякий человек лжив, как написано: Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоем** Если **всякий человек лжив** и лишь **Бог верен**, то что должны прежде всего делать мы, слуги и священнослужители Божии, как не оставить человеческие заблуждения и ложь и, соблюдая заповеди Господни, пребывать в Боге? //**Послания.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 4-5 **Никак. Бог верен, а всякий человек лжив, как написано: Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоем. Если же наша неправда открывает правду Божию, то что скажем? не будет ли Бог несправедлив, когда изъявляет гнев? Говорю по человеческому рассуждению** **Есть**, говорит, **Бог истинен** в правосудии, то есть справедлив в истине, и без закона не оставил и самих язычников; **всякий же человек лжив**, говорит, по законам Моисеевым, ибо ни у кого не было силы исполнить их. Если же законы не были даны, то каким образом удостоверяется то, что говорит: //да оправдаешься в словах твоих и победишь когда судят Тебя// ([[old:ps:050:09|Пс. 50:9]]), то есть, когда с Тобою спорят? Адам осужден после нарушения закона; сыны его также знали, что без нарушения они не будут осуждены; как и чрез Нафана осудил Давида и победил, ибо написал: //не прелюбодействуй, не убивай// ([[old:ish:20:13|Исх. 20:13]]-[[old:ish:20:14|14]]). Итак, справедлив Бог в суде Своем, коим полагает наказания на преступающих законы сердца, правосудно данные Богом. Бесстыдные и упорные (грешники) совершали зло и говорили: неправда наша Божию правду совершает и наша ложь - Его истину. Если же лживостью моею истинность Его возвеличивается, то зачем еще осуждать меня, как бы я виновен был пред Ним, говоря это? Поелику, хотя и сказал: **победишь в суде твоем**, но не для нашего осуждения, а для победы правды написал законы в сердцах наших. Если же это так, то **неправда наша правду Его утверждает**. //**Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам.**// ===== Блаж. Августин ===== **Никак. Бог верен, а всякий человек лжив, как написано: Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоем** Итак, **Бог верен** в Себе; ты верен в Боге, но лжив в себе. //**Трактат на Первое послание Иоанна.**// ===== Блаж. Иероним Стридонский ===== **Никак. Бог верен, а всякий человек лжив, как написано: Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоем** Апостол говорит это, следуя словам псалма: //Ты погубишь говорящих ложь// [[old:ps:005:07|(Пс. 5:7)]]. На основании этого мы можем заключить, что он говорит о еретиках. Ведь тот, кто совершает нечестие, губит только свою душу; еретик же, говорящий ложь, убивает обманутых им людей. //**Трактат на Псалмы.**// ===== Блаж. Феодорит Кирский ===== **Никак. Бог верен, а всякий человек лжив, как написано: Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоем** Люди обладают свободой воли: одни из них предпочитают угождение Богу, в то время как другие идут противоположным путем и находят соответствующий этому пути конец. //**Толкования на послания святого Павла.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Никак. Бог верен, а всякий человек лжив, как написано: Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоем** Выше сказал, что не уверовали некоторые. Между тем оказываются неверными не некоторые, но все. Поэтому, чтобы не огорчить иудеев, премудро ведет речь и оказавшееся на опыте излагает в виде предположения. Положим, говорит, что все были неверны. Что же из этого? И в этом случае Бог оправдывается. То есть: если рассудить и сравнить, что даровал Бог иудеям и как они вели себя пред Ним, то праведность остается на стороне Бога, как и Давид говорит ([[old:ps:050:06|Пс. 50:6]]). //**Толкования на послание к Римлянам.**// ===== Ориген ===== **Никак. Бог верен, а всякий человек лжив, как написано: Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоем** Если даже некто и праведен, то он по необходимости в чем-то отходит от правды, так как сохранить правду в целости человеческая природа не в силах. А поскольку всякий человек лжив, то и некоторые из иудеев, будучи лживыми людьми, не верны. И если всякий человек лжив, то в тот день, когда Господь придет судиться с людьми, только Он один найдет оправдание в словах Своих: Его слова во всем правдивы, так как они суть слова истины... Следует знать и то, что данное высказывание: //Всякий человек лжив//, - взято из Псалма 115, где говорится: //Я сказал в опрометчивости моей: всякий человек ложь// [[old:ps:115:02|(Пс. 115:2)]]... Нам могут возразить: если всякий человек лжив, то и Павел, поскольку он - человек, окажется лжив. И сам Давид, который сказал это, поскольку был человек, тоже будет лжецом, коль скоро всякий человек лжив, а значит, лживо и сказанное им, что всякий человек лжив... Таким образом, речь обращается в силлогизм, который носит имя апории, то есть в неправильный силлогизм, иначе называемый ложным. //**Комментарии на Послание к Римлянам.**// ===== Евсевий Эмесский ===== **Никак. Бог верен, а всякий человек лжив, как написано: Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоем** Хотя люди повсеместно любят ложь более истины, Бог тем не менее остается истинным и праведным, обещая то, что подобает Богу, и исполняя все сказанное, когда подобает. //**Фрагменты.**// ===== Амвросиаст ===== **Никак. Бог верен, а всякий человек лжив, как написано: Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоем** В качестве примера апостол приводит слова пророка из пятидесятого псалма (Пс. 50:6), свидетельствуя тем самым как о праведности слова Божия, так и о лживости человека по причине неверия. В книге Псалмов читаем также и то, что Бог справедлив и верен, в то время как любой человек лжив(ср. [[old:ps:085:15|Пс. 85:15,]] [[old:ps:061:10|61:10,]] [[old:ps:115:02|115:2]]). Человек лжив, когда не верит Божиему обещанию: отрицающий, что Он даст обещанное, — лжец, и поскольку сам лжец, то и по многим причинам объявляет Бога неверным, не веря Его обещаниям (ср. [[new:mf:03:06|Мф. 3:6]])... Более всего это относится к иудеям, о которых в этом месте и говорит апостол: видя Христа, они отвергли, что Он есть Тот, Кого обещал Бог; по этой причине они и объявлены лжецами (ср. [[new:in:08:44|Ин. 8:44]]). С другой стороны, Бог, Который послал Христа, Которого и обещал, - верен. Вот так Он и победит в суде Своем, исполнив обещание, в котором те усомнились; не верящий же Ему осудится как лжец. Он победит, показывая Себя и верному и лживому, который не верит в Слово Его. Ибо неверующий увидит пришедшего в славе (ср. [[new:mf:24:30|Мф. 24:30;]] [[new:mk:13:26|Мк. 13:26;]] [[new:lk:21:27|Лк. 21:27]]) Сына Божия, Которого он отрицал; увидит также воскресение плоти; узнает, что вероломство побеждено Божиим обещанием и праведностью [[old:ps:051:04|(Пс. 51:4)]]. //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Констанций ===== **Никак. Бог верен, а всякий человек лжив, как написано: Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоем** Бог верен, потому что того, что было обещано святым, Он не дает грешникам. //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Никак. Бог верен, а всякий человек лжив, как написано: Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоем** См. Толкование на [[new:rim:03:03#lopuxin_ap|Рим. 3:3]] [<10>]