[<10>] ====== Толкования на Рим. 3:12 ====== ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Вси уклонишася, вкупе непотребни быша: несть творяй благостыню, несть даже до единаго** Это слово в слово 3-й стих 13-го псалма, или 4-й — 52-го. Он показывает, как за упадком благочестия и богобоязненности последовал упадок доброй нравственности. **Вси уклонишася** — откуда и куда? Как выше говорилось о богозабвении и пресечении стремления к Богу, то: **уклонишася**, — надо полагать, продолжает ту же мысль — уклонились от Бога умом и сердцем. Уклониться же так от Бога — значит: уклониться и от воли Его, и от путей Его, от заповедей Его, — или от богоугождения к самоугодию. Если теперь самоугодие действуется чрез удовлетворение страстей — похоти, гнева, гордыни, своекорыстия, зависти и прочего, то уклонившийся от Бога естественно ниспадает в страстность, которая, держа его в своих узах, делает негожим ни на какое добро. Почему и говорится: **вкупе непотребны быша**. **Вкупе**, άμα, — вместе с тем. Вместе с тем как уклонились от Бога, стали непотребными, то есть негожими ни на какое добро; потому что овладевшие ими вследствие уклонения от Бога страсти отбивали их от добра и увлекали на противоположное зло. **Несть творяй благостыню**. Благостыня, χρηστότης, — благое, на всякое добро готовое сердце со всяким самопожертвованием. Наблюдай за людьми, когда они бывают в добром расположении духа, и поймешь, что есть эта благостыня. Люди в таком состоянии от какого доброго дела откажутся и от какой жертвы уклонятся? Все у них стали братья и сестры, и все их достояние стало общим; и не достояние только, но и жизнь готовы они отдать, чтоб только благо было другим. Вот это благостыня! Она есть прямое отражение благости Божией и изливается в сердце от богообщения, при богобоязненности и боголюбии. Уклонившийся от Бога и ниспадший в страстность не может уже проявлять сей черты богоподобия. Ибо душа страстности есть эгоизм, который, поставив себя целию, все прочее обращает в средство. Какое потому при нем место благостыни? Благостыня имеет в виду благо только других, а он только свое. Они отрицают себя взаимно. Таким образом работающий страстям естественно **несть творяй благостыню**. **Творить благостыню** — значит: делом исполнять, к чему клонит благорасположенное сердце. Потому в изречении: **несть творяй благостыню** — можно видеть такую мысль: нет никого, кто бы исполнял делом добрые внушения сердца и совести. Это будет значить, что стали непотребны, но не до того, чтоб ничего доброго уж и на ум им не всходило. Нет, — и на ум всходит добро, и позыв на него чувствуется; но в то же время поднимается страсть, подавляет сие доброе и не дает им творить благостыню. Бог создал наше естество добрым и вложил в него всякого рода добрые расположения. Пришли потом страсти и отодвинули назад сии добротности. Они живы и дают о себе знать каждый раз, как представляется случай; но власти не имеют. Господин их — человек — отталкивает их и дает силу страстям, как иной законную жену загоняет в угол и любодействует с чужими. В этом отношении нетворение благостыни бывает не просто потому, что одни злые помышления и желания роятся в душе, но потому, что в борьбе с благостынею они подавляют всякий раз добрые внушения, возникающие в сердце. Это усугубляет вину. **Несть даже до единого**. Один от другого перенимали и стали все как один непотребны и безблагостны. Страсти, обобщившись и завладевши всеми, не давали уже показаться среди них ничему противному страстям, коим служат все. Как внутри отталкивается всякое доброе помышление и чувство, так вне никто в таком обществе не смеет поднять голоса в противность общей страсти. Всякий вновь рождающийся в сем обществе или поступающий в него совне поглощается общим духом или извергается вон. //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного** См. Толкование на [[new:rim:03:09#prp_efrem_sirin|Рим. 3:9]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного** См. Толкование на [[new:rim:03:09#blzh_feofilakt_bolgarskij|Рим. 3:9]] ===== Ориген ===== **все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного** Мне кажется, не говорят «совратился», кроме как о том, кто когда-то стоял на верном пути. Отсюда ясно, что то первое создание разумной природы, которое сотворил Бог, было правым и находилось на верном пути через дар самого Творца. Но поскольку оно свернуло с него на левую дорогу греха, то сейчас заслуженно называется «совратившимся». Как, например, первый человек Адам, который с верного райского пути из-за обмана злого советника - змия уклонился на неправые и кривые тропы смертной жизни (см. [[old:gen:03:01|Быт. 3:1-24]]). Следовательно, все, кто приходит в этот мир как его преемники, совратились и вместе с ним стали негодными (см. [[new:rim:05:12|Рим. 5:12]])... Итак, «все совратились, сделались негодными». К этому Павел добавляет: **нет делающего добро, нет ни одного**. Тяжкий приговор, который трудно обосновать. Ибо как такое возможно, чтобы нельзя было найти совсем никого, ни единого, кто бы делал добро, - ни среди иудеев, ни среди эллинов? Поверим ли мы, чтобы не было никого, кто когда-либо не принял бы странника, или не дал бы хлеба голодному, или не одел бы нагого, или не вырвал бы невинного из рук властителя, или не сделал бы еще какое-нибудь доброе дело? Не думаю, что апостол Павел хотел сделать такое неправдоподобное заявление. Полагаю, однако, что понимать его нужно таким образом, что он отрицает, что кто-либо из людей сам по себе сотворил добро. Например, если кто-либо заложит фундамент для дома, и выстроит одну или две стены, и соберет также некоторое количество дерева, - разве о нем скажут, что он сотворил дом, хотя, по всей видимости, именно он работал над домом? Напротив, о том скажут, что он сотворил дом, кто доведет до совершенства каждую отдельную часть всего здания. Именно так, я думаю, апостол и здесь говорит, что никто не сделал добра, то есть добра законченного: от ничего до полноты и совершенства. Если же исследуем, кто поистине добр и кто сделал совершенное добро, то найдем лишь Того, Кто говорит: //Я - Пастырь добрый//, а также: //Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец// [[new:in:10:11|(Ин. 10:11)]]. //**Комментарии на Послание к Римлянам.**// ===== Амвросиаст ===== **все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного** **Все совратились с пути, до одного негодны**. Никто не сомневается в том, что все те, кто не обращается за помощью к Богу, отходят от Него и ищут помощи среди суетного... Суета же есть идол, и потому они становятся бесполезными. **Нет делающего добро, нет ни одного**. Отвергнув Бога, они стали бесполезными и уже не могут делать добро; уже развратившись, они впадают в худшее. //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного** См. Толкование на [[new:rim:03:10#lopuxin_ap|Рим. 3:10]] [<10>]