[<10>] ====== Толкования на Рим. 3:18 ====== ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Несть страха Божия пред очима их** (ср.: [[old:ps:035:02|Пс. 35:2]]) Начато изображение худости иудеев, со слов пророческих, богозабвением и кончено бесстрашием пред Богом. То и другое означает отпадение от Бога, вследствие которого извращается нрав. И народное присловие то же выражает, когда в лицо злодею и обидчику говорит: Бога ты не боишься. Бога исповедует, и суд Его признает, и ада не отвергает; а между тем страха Божия не имеет. Как это возможно и в ком? Возможно под прикрытием обольстительного изворота: ныне сделаю по желанию своего сердца, а завтра покаюсь. Можно предполагать, что злодеи не все замышляют до конца злодействовать, а злодействуют будто вынужденные обстоятельствами. Но все же страха Божия и в таких нет, а возможен. И бывает, что многие из них образумливаются. Но бывает и то, что, от злодейства к злодейству переходя, ожесточаются сердцем и по множеству злодеяний теряют всякую надежду помилования: вследствие чего предаются в руки злого произволения своего и появляющуюся мысль о Боге прогоняют враждебно, с неприязнию. Это настроение — сатанинское. Таково изображение худости иудеев в параллель худости язычников. Сличив то и другое, видим, что и там и здесь все извращение нрава проистекает из отпадения от Бога умом и сердцем. Но замечательно, что, тогда как язычники, отпадши от Бога, ниспали в самую грубую похотливость и потом уже во всякого рода неправды, — иудеи, перестав разумевать и взыскивать Бога, предаются прямо делам неправым и безблагостынным. И по истории видно, что хотя и иудеи впадали в грехи похоти плотской, но среди их не было такого разлияния блуда, как среди язычников. Святой Апостол и не счел нужным особенно выставлять этого порока на вид. //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Нет страха Божия перед глазами их** См. Толкование на [[new:rim:03:09#prp_efrem_sirin|Рим. 3:9]] ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Нет страха Божия перед глазами их** Ты изгнал из сердца своего этот спасительный страх. Подумай хорошенько о необходимости водворить его в сердце. ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Нет страха Божия перед глазами их** См. Толкование на [[new:rim:03:09#blzh_feofilakt_bolgarskij|Рим. 3:9]] ===== Ориген ===== **Нет страха Божия перед глазами их** Если какой-нибудь человек постоянно размышляет о страхе Божием и разыскивает, что угодно Богу, а что - нет, то говорится, что страх Божий перед глазами его. Однако такой человек должен быть опытен и тщательно наставлен в законе Господнем, чтобы ему как-нибудь не убояться страхом там, где этот страх не нужен. Итак, следует всегда иметь перед глазами страх Божий. Не перед этими плотскими очами, поскольку нами не ищется что-либо видимое или телесное, но перед очами разума, которыми мы прозреваем как смысл, так и учение **Божия страха**, и через которые, как было сказано выше, мы понимаем, чего нужно страшиться, а чего - нет. Кто боится Бога, тот не боится светских властей. //**Комментарии на Послание к Римлянам.**// ===== Амвросиаст ===== **Нет страха Божия перед глазами их** Поскольку такие люди неразумны, в них отсутствует страх Божий. //Начало мудрости - страх Господень//, как говорит Соломон [[old:pr:01:07|(Притч. 1:7)]]. Однако он не сказал, что они не имеют Божия страха, но, что **Нет страха Божия перед глазами их**. О том, кто видит, как злы его дела, но не испытывает ужаса, говорят, что перед его глазами **нет страха Божия**. //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Нет страха Божия перед глазами их** См. Толкование на [[new:rim:03:10#lopuxin_ap|Рим. 3:10]] [<10>]