[<10>] ====== Толкования на Рим. 3:29 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Или Иудеев Бог токмо, а не и языков? Ей, и языков** См. Толкование на [[new:rim:03:28#svt_ioann_zlatoust|Рим. 3:28]] ===== Свт. Климент Александрийский ===== **Неужели Бог есть Бог Иудеев только, а не и язычников? Конечно, и язычников** Праведник, поскольку он праведен, не отличается от другого праведника, будь то иудей, исполняющий закон, или эллин, - поскольку Бог есть Господь не только иудеев, но и всех людей, хотя как Отец Он ближе к тем, кто Его знает. Жизнь добродетельная в согласии с [человеческими] обычаями означает жизнь, и жизнь благословенная в согласии с [Божиим] законом означает жизнь. Поэтому, поскольку жившие добродетельно до закона вошли в число верных и считаются праведниками, то, очевидно, и рожденные вне закона могли вести жизнь праведную, опираясь на свойства своей души. Даже находясь в аду и в темнице, они могли, услышав голос Господа, сразу обратиться и уверовать. //**Строматы.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Или Иудеев Бог токмо, а не и языков? Ей, и языков** Апостол будто издали видит, как иудеи, привыкшие присвоять себе особые преимущества пред Богом, прочитав предыдущее слово, смутились от возродившихся в сердцах их помышлений: как это можно, как это допустить? Почему спешит укротить сие волнение, говоря как бы: «не смущайся этим, иудей, будто какою нелепостию» (блаженный Феофилакт). **Или Иудеев Бог токмо**? «Ужели Бог есть частный какой Бог? Из сего видно, что желающие унизить язычников унижают тем славу Божию, не дозволяя Богу быть Богом всех. Если же Он есть Бог всех, то о всех промышляет. А если о всех промышляет, то всех равно спасает чрез веру» (святой Златоуст). Обращается Апостол к общему верованию, у всех в сердце напечатленному, и тем иудею заграждает уста, а язычника воодушевляет. И доселе Бог //не несвидетельствована Себе// оставлял и язычникам, хотя, точно, очевиднее руководил одних иудеев. Так следовало быть до времени; когда же время то прошло, теперь общее всем руководство ко спасению предлагает. Смысл слов: //или Иудеев только Бог// — будет посему такой: чтобы Бог и навсегда только об одних иудеях особое являл попечение, этому быть нельзя. Бог — всех есть Бог. До времени это нужно было; а теперь Бог благоволит ко всем являть то, что доселе являл одним иудеям. //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 29-30 **Неужели Бог есть Бог Иудеев только, а не и язычников? Конечно, и язычников, потому что один Бог, Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных через веру** **Или Иудеев Бог только?** Неужели одна половина людей любезна Богу, а другая ненавистна? **Нет**, - ибо в истинной любви не может существовать разделения на любезных и ненавистных. Итак, если обрезание не возмогло быть полезным для себя самого и жило благодатью, дарованною туне, то остается также и необрезание. Поелику Бог ведал, что искупительной благодати нет в законах строгих и суровых, то Он не восхотел, чтобы, пока не снизошел Он к ним благодатью, человек лишен был благодати и Бог, ради закона назывался бы суровым. Строгость Божия изрекала закон, но везде Он действовал по благодати. Посему законы презренные от Себя отверг и оттолкнул, дабы всем была сладостна Его истинная благодать. //**Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Неужели Бог есть Бог Иудеев только, а не и язычников? Конечно, и язычников** См. Толкование на [[new:rim:03:28#blazh_feofilakt_bolgarskij|Рим. 3:28]] ===== Ориген ===== **Неужели Бог есть Бог Иудеев только, а не и язычников? Конечно, и язычников** Утверждающим, будто один Бог иудеев, а другой - язычников, то есть один - закона, а другой - Евангелия, будет довольно трудно и неудобно отвечать на это, потому что апостол Павел вполне отчетливо высказал свое мнение, не только говоря, что один и единственный Бог у иудеев и язычников, но и прибавляя, что Один и Тот же оправдывает обрезанных по вере и необрезанных через веру. //**Комментарии на Послание к Римлянам.**// ===== Тертуллиан ===== **Неужели Бог есть Бог Иудеев только, а не и язычников? Конечно, и язычников** Скажи мне, не правда ли, что весь род человеческий есть одно стадо Божие? И не пастырь ли Бог и Господь также всех народов (ср. [[old:ps:066:01|Пс. 66:1-7;]] [[old:mih:04:01|Мих. 4:1-3;]] [[new:rim:16:24|Рим. 16:24;]] [[old:tov:13:11|Тов. 13:11,]] [[old:tov:14:07|14:7]])? //**О стыдливости.**// ===== Амвросиаст ===== **Неужели Бог есть Бог Иудеев только, а не и язычников? Конечно, и язычников** Нет сомнения в том, что Бог для всех один. Ведь даже иудеи не могут притязать на то, что их Бог не является Богом язычников, - так как они считают, что все происходят от одного Адама и что никакой пришелец, желающий прийти к закону, не может быть отвергнут. Некоторые из язычников вышли с ними в пустыню из Египта, и израильтянам повелено было принимать их, если только они делали обрезание, вкушать с ними опресноки и пасху (см. [[old:ish:12:48|Исх. 12:48]]). Да и Корнилий - язычник, не принявший иудаизм, получил дар Божий и был оправдан, что и подтверждается свидетельством Писания (см. [[new:act:10:31|Деян. 10:31]]). //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 29-31 **Неужели Бог есть Бог Иудеев только, а не и язычников? Конечно, и язычников, потому что один Бог, Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных через веру. Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем** Апостол уже раньше сказал, что новый способ оправдания не только не противоречит Ветхому Завету, а даже предуказан в Ветхом Завете. Теперь он это доказывает таким соображением. Истинный Бог не может быть Богом только иудеев. И язычники находятся под Его властью и попечением, почему Иеремия называл Бога Царем народов [[old:ier:10:07|(10:7)]], а псалмопевцы - Богом всей земли [[old:ps:095:start|(Пс XCV]][[old:ps:096:start|-XCVLI)]]. И это так на самом деле, потому что все ожидали, что Единый Бог оправдает всех как иудеев (обрезанных), так и язычников (необрезанных) - тех и других, благодаря их вере (**по вере, через веру**). Но, может быть, выставляя новое средство оправдания, Апостол этим уничтожает вовсе закон Моисеев и все ветхозаветное домостроительство? (ст. [[new:rim:03:31|31]]) Нет, этого нельзя думать, и этого на самом деле нет. Напротив, Евангелие исполняет глубоко заложенную в законе и вообще в Ветхом Завете идею - идею о спасении всего человечества. "Какая была цель закона? - говорит в объяснение 31-го ст. Иоанн Златоуст. - К чему клонились все его действия? К тому, чтобы сделать человека праведным. Закон же не мог достигнуть сего, ибо, сказано, все согрешали. Когда же явилась вера, она успела в том. Итак, вера восстановила желание закона и привела в исполнение то, для чего он трудился". Апостол, проповедующий об этом исполнении заветных желаний закона, является, таким образом, его защитником, его сторонником (**закон утверждаем**). См. также Толкование на [[new:rim:03:27#lopuxin_ap|Рим. 3:27]] [<10>]