[<10>] ====== Толкования на Рим. 4:7 ====== =====Свт. Иоанн Златоуст===== **Блажени, ихже отпустишася беззакония, и ихже прикрышася греси** См. Толкование на [[new:rim:04:03#svt_ioann_zlatoust|Рим. 4:3]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Блажени, ихже отпустишася беззакония, и ихже прикрышася греси** Пример праведного Авраама на ту особенно мысль упирает, что оправдание совершается чрез веру, а свидетельство святого Давида — на ту, что оно дается без дел закона. Святой Пророк представляет грешника, приемлемого в милость Божию, оправдываемого и сподобляемого блаженства. Блаженством означается то светлое состояние, которого ищет всяк человек, последняя цель, верховное благо. Оно бывает от близости Божией, или от сближения с Богом, когда Бог приемлет кого в милость Свою и объемлет Своим благоволением, так что сия милость и сие благоволение ощущается и сердцем того, кто приемлется. Пресекает такое сближение и препятствует ему грех, и, пока он есть в ком и на ком, невозможно состояться такому сближению. Все дело, значит, в том, чтоб загладить и устранить грех. А это как делается? Сокрушенным покаянием с обетом не грешить, но не иначе как под условием веры //во Оправдающаго//. В чьей душе все сие произойдет, тому Бог милостиво прощает все грехи, принимает его в Свое благоволение, сближается с ним и дает ему носить ощущение сего сближения. Чрез это вводится он в состояние блаженных, ублажаемых Пророком. Но скажет иной: у Пророка говорится только о прощении и прикрытии грехов; но ни о вере, ни о покаянии, ни об обете не грешить нет ни слова. — Надо определять мысль Пророка в приводимых словах по связи их с последующим у него и мысль Апостола, при приведении сих слов, по связи их со всею речью Апостола. Прямо слова сии говорят о том, что Бог дает грешнику: отпущает беззакония, прощает грехи, не вменяет их. Но разве Бог может явить такую милость тому, кто не отвратился от грехов, не возненавидел их, не возболезновал о них, а напротив, погружен в грех и помышлениями, и чувствами, и желаниями? Нет; прощает грехи тому, кто изверг их из сердца сокрушением и отвращением от них. У Пророка и говорится о сем тут же: //ниже есть во устех его лесть//. Тому Бог прощает грехи и не вменяет их, у кого нет льсти во устах. Как же совмещаются в одном и том же лице грехи и отсутствие льсти? Так, что он, сознавая свои грехи, изъявляет пред Богом раскаяние в них, не прикрывая их, и искреннее питает желание не падать более в них. Лесть, δόλος, — есть грехолюбивое настроение сердца с желанием прикрывать его не только пред людьми, но и пред Богом. Когда нет его в сердце, надо полагать, есть противоположное тому искреннее добролюбие с отвержением прошедшего грехолюбия и сокрушением о том. Так в словах Пророка, говорящих только о прощении, естественно доразумевается мысль и о покаянии с искренним нежеланием греха. А вера //во Оправдающаго// где? А вера //во Оправдающаго// в течении речи святого Апостола, которая идет все о вере, а наипаче — в предшествующих словах, прямо выражающих сию истину. — Апостол внушает: праведными праведники являются пред Богом не ради дел, хотя они есть, а ради веры, как показывает пример величайшего из праведников, Авраама. А о грешниках и говорить нечего. Какие дела могут они представить, когда все грешили? Нечего им представить, кроме сокрушения и нежелания греха, с верою в беспредельную милость Оправдывающего. Итак, не приходи никто пред Бога, опираясь на дела. Иди с одною верою, и получишь оправдание. Но как же это? Апостол словами пророка Давида хотел доказать, что вера вменяется в правду, а приводит такое место, которое говорит только об отпущении беззаконий и невменении греха? Как будто «свидетельство не идет к делу» (святой Златоуст). — Это недоумение устраняется уже предыдущим объяснением, что коль скоро кому прощаются беззакония и не вменяется грех, то в этом милуемом должно предполагать присущими и все условия прощения, — нежелание более грешить и вера в Оправдывающего. С другой стороны, так как два есть состояния: одно — праведности и благоволения Божия, другое — грешности и неблаговоления Божия; то очевидно, что, когда не вменяется кому грех, значит, он не считается уже грешником, состоящим под гневом, а принимается в благоволение в качестве праведного. Невменение потому греха стоит на одной линии со вменением правды, или то и другое совершается в один акт милости милующего и оправдывающего Бога. Но главное, надо поиметь во внимании цель Апостола. Цель у него не ветхозаветное устроение разъяснять, а выяснять из ветхозаветного новозаветное. Когда, проповедуя благовестие Евангелия, Апостолы начали принимать в общение Божие и язычников, иудеи укоряли их: у вас только всё вера да вера и никаких дел закона; вы и язычников грешных стали принимать, тогда как к ним и прикасаться грешно. Апостол, предотвращая это, внушает: что у нас всё вера да вера, в этом мы берем пример с Авраама, которому вера вменена в правду; а что грешников принимаем в общение Божие, правоту этого предуказал пророк Давид, ублаживший тех, коим прощены грехи. Мы принимаем грешников, но наперед разрешив все их грехи, по благодати милующего Бога за веру //во Оправдающаго//. А это такой порядок, который прославлен пророком Давидом. Ублажая тех, коим не вменяет Бог греха, он «явно ублажает нас и предвозвещает дары благодати» (блаженный Феодорит). Доказав таким образом из Ветхого Завета, что праведно мы //мыслим верою оправдатися человеку, без дел закона//, наводит теперь силу сих доказательств на верующих во Христа Господа; и для этого пример праведного Авраама и свидетельство святого Давида сводит воедино, говоря : //Блаженство убо сие на обрезание ли, или на необрезание? Глаголем бо, яко вменися Аврааму вера в правду// [[new:rim:04:09|(Рим. 4:9)]]. //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты** См. Толкование на [[new:rim:04:06#prepodobnyj_efrem_sirin|Рим. 4:6]] ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты** См. Толкование на [[new:rim:04:04#blazh_feofilakt_bolgarskij|Рим. 4:4]] ===== Амвросиаст ===== **Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты** Очевидно, блаженными являются те, чьи бесчестья прощаются без усердия или какого-либо труда, чьи грехи отпускаются без необходимого дела раскаяния, только за то, что они верят... Каким же образом к раскаивающемуся можно отнести то, что говорит апостол: **Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты**, когда известно, что кающиеся получают прощение грехов трудом и скорбями? И каким образом он ставит вровень с мучеником человека, о котором говорит: //Блажен человеку которому Господь не вменит греха// ([[new:rim:04:08|Рим. 4:8;]] [[old:ps:031:02|Пс. 31:2]]), когда мы знаем, что слава мученичества стяжается страданиями и гонениями? Однако пророк, предвидя блаженное время прихода Спасителя, называет их блаженными, потому что без усердия или какого-либо труда омовения их грехи прощаются, покрываются и не вменяются. //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Констанций ===== **Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты** Беззакония прощены, как можно понять, в крещении, в то время как грехи покрыты покаянием. //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты** См. Толкование на [[new:rim:04:06#lopuxin_ap|Рим. 4:6]] [<10>]