[<10>] ====== Толкования на Рим. 4:18 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Иже паче упования во упование верова, во еже быти ему отцу многим языком, по реченному: тако будет семя твое** См. Толкование на [[new:rim:04:14#svt_ioann_zlatoust|Рим. 4:14]] ---- Что такое – **«сверх надежды,... с надеждою»**? Вопреки упованию человеческому – во упование Божие, все побеждающее, все могущее, все совершающее. И он поверил не только тому, что будет отцом, но и отцом многих народов, и это он – старец, бездетный, имевший жену бесплодную и состарившуюся, – как сказано ему: **«Так многочисленно будет семя твое»**. **//Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Иже паче упования во упование верова, во еже быти ему отцу многим языком, по реченному: тако будет семя твое** Веровал в упование, то есть веровал в исполнение того, что обетовал Бог, что оно несомненно будет; а веровал **паче упования** — значит: веровал, тогда как обстоятельства его были против того, не только не подкрепляли, а напротив, разоряли упование. «Как сверх надежды поверил он с надеждою? Сверх надежды человеческой с надеждою Божиею? Что было противоречащим друг другу, то согласила вера» (святой Златоуст). Во что же поверил сверх упования? В то, что будет отцом многих языков. Авраам, устаревши и не имея детей, хотел сделать наследником своим Елиезера из Дамаска. Но Бог явился ему и сказал: не он будет наследник тебе, но от тебя самого изыдет семя, и семя многочисленное. Смотри, сколько звезд на небе! Тако будет семя твое (см.: [[old:gen:15:01|Быт. 15, 1-5]]). Авраам поверил, — и эта-то вера была **паче упования**. «Не имел он надежды, чтоб родилось от него с Саррою что-нибудь, но поверил Богу, что родится, возымев упование паче упования; ибо знал, что для Бога все возможно. Он поверил тому, что, по течению дел в мире, казалось невозможным. Ибо не по естеству было, чтоб в старости такой глубокой могли они родить и дать начало такому многочисленному потомству, которого и пересчитать нельзя. Потому и многоценна вера, что верует в сбытие того, что противно всему ведомому и видимому. На такой вере почил Авраам, потому что Обетователь был Бог, на Которого полагаться подобает более, нежели сколько доступно то немощи человеческой» (Амвросиаст). //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Он, сверх надежды, поверил с надеждою, через что сделался отцом многих народов, по сказанному: "так многочисленно будет семя твое"** См. Толкование на [[new:rim:04:17#prp_efrem_sirin|Рим. 4:17]] ===== Блаж. Феодорит Кирский ===== **Он, сверх надежды, поверил с надеждою, через что сделался отцом многих народов, по сказанному: "так многочисленно будет семя твое"** Хотя у них не было даже малой надежды на рождение ребенка, по крайней мере по человеческому рассуждению, и не было более древнего примера, который мог бы их утешить, Авраам с верой принял обещание Божие... Ибо он смотрел не на немощь природы, но без сомнения поверил ее Творцу. //**Толкования на послания святого Павла.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Он, сверх надежды поверил с надеждою, через что сделался отцом многих народов** Не подумай, говорит, что Авраам удостоен почестей не по заслугам. Ибо возможно ли это, когда он сверх надежды человеческой поверил с надеждой Божиею, что сделается отцом многих народов, не тех, которые произошли от Измаила (ибо они произошли от Авраама не по вере, но по естеству), но тех, которые подобны ему по вере? //**Толкования на послание к Римлянам.**// ===== Ориген ===== **Он, сверх надежды, поверил с надеждою, через что сделался отцом многих народов, по сказанному: "так многочисленно будет семя твое"** По присущему ему обыкновению апостол, рассуждая о вере, присоединяет сюда и надежду, зная, что надежда неразрывно связана с верой... А так как Авраам «против надежды поверил в надежду», то и все, которые являются детьми Авраама по вере, верят против надежды в надежду во всем, в чем они верят, будь то воскресение мертвых или наследование Царства Небесного. Ибо с точки зрения человеческой природы это представляется безнадежным, а в той степени, в которой это относится к силе Божией, в это веруют как в надежду по примеру Авраама - что Бог все, что бы ни обещал, может совершить, если только у верующих пребудут вера, надежда и любовь (см. [[new:1kor:13:13|1 Кор. 13:13]]). //**Комментарии на Послание к Римлянам.**// ===== Амвросиаст ===== **Он, сверх надежды, поверил с надеждою, через что сделался отцом многих народов, по сказанному: "так многочисленно будет семя твое"** Очевидно, что, хотя Авраам не имел надежды родить сына, он поверил Богу **сверх надежды**, зная, что все возможно для Бога (см. [[new:mf:19:26|Мф. 19:26;]] [[new:mk:10:27|Мк. 10:27]]), чтобы стать отцом многих народов, о чем сказано: //так многочисленно будет семя твое// [[old:gen:15:05|(Быт. 15:5)]]... Он поверил в то, что миру кажется невозможным, потому что противоречит природе: старики не могут рождать детей и семя их не может умножиться до неисчислимости. Потому вера ценна, что она верит в будущее вопреки тому, что знает или видит: она утешается надеждой, что обещающий - это Бог. //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Он, сверх надежды, поверил с надеждою, через что сделался отцом многих народов, по сказанному: "так многочисленно будет семя твое"** **Сверх надежды**. Обстоятельства были совсем не таковы, чтобы Авраам мог надеяться на исполнение обетования Божия о рождении у него сына: он и жена его были уже так стары, что, по естественному порядку, не могли иметь детей. **Чрез что сделался** - правильнее с греч. (eiV to genesqai): //"чтобы ему стать..."// Авраам, веруя, имел целью, имел в виду, что обетование Божие, несомненно, придет в осуществление. Ст. 18-22 **Он, сверх надежды, поверил с надеждою, через что сделался отцом многих народов, по сказанному: "так многочисленно будет семя твое". И, не изнемогши в вере, он не помышлял, что тело его, почти столетнего, уже омертвело, и утроба Саррина в омертвении; не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу и будучи вполне уверен, что Он силен и исполнить обещанное. Потому и вменилось ему в праведность** Но против всех этих соображений Апостола иудеи могли еще указать на то, что Авраам приобрел //по плоти// ([[new:rim:04:01|ст. 1]]) сына, Исаака, и через него многочисленное потомство - народ израильский. Апостол теперь разбирает это предполагаемое возражение и доказывает, что и сына Авраам получил, благодаря своей вере. [<10>]