[<10>] ====== Толкования на Рим. 5:6 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 6-10 **Еще бо Христос сущым нам немощным, по времени за нечестивых умре. Едва бо за праведника кто умрет: за благаго бо негли кто и дерзнет умрети. Составляет же Свою любовь к нам Бог, яко, еще грешником сущым нам, Христос за ны умре. Много убо паче, оправдани бывше ныне Кровию Его, спасемся Им от гнева. Аще бо врази бывше примирихомся Богу смертию Сына Его, множае паче примирившеся спасемся в животе Его** Сказав же о даровании Духа, он опять обращается ко кресту и говорит: **еще бо Христос сущим нам немощным, по времени за нечестивых умре. Егда бо за праведника кто умрет, за благаго бо негли кто и дерзнет умрети: составляет же Свою любовь к нам Бог** (ст. 6-8). Эти слова означают следующее. Если не скоро кто-нибудь согласится умереть и за добродетельного человека, то представь любовь твоего Владыки, когда Он оказался распятым не за добродетельных, но за грешников и врагов. Это и (апостол) говорит далее: **яко еще грешником сущим нам Христос за ны умре. Много убо паче оправдани быше ныне кровию Его, спасемся Им от гнева. Аще бо врази бывше примирихомся Богу смертию Сына Его, множае паче примирившеся спасемся в животе Его** (ст. 8-10). Кажется, как будто в этих словах заключается тождесловие, но при внимательном чтении его не найдется. Смотри же. (Апостол) желает убедить римлян относительно будущих благ и сначала убеждает их мыслью праведника, говоря, что этот совершенно уверен, яко еще обеща Бог, силен есть и сотворити: потом доказывает это дарование благодатию; далее - скорбями, говоря, что оне способны привести нас к надежде; опять тем, что Бог даровал нам Духа, Котораго мы и приняли, и, наконец, доказывает это Христовою смертью и нашею прежнею порочностью. И хотя, как замечено выше, сначала представляется, что сказано одно и то же, но на самом деле открываются две, три и более различных мыслей: первая - та, что Христос умер, вторая - что умер за нечестивых, третья - что примирил, спас, оправдал, сделал безсмертными сынами и наследниками, Потому, говорит (апостол) нам должно укрепляться в уповании не только смертию Христовою, но и тем, что даровано чрез эту смерть. И хотя уже одно то, что Христос умер за нас таковых (грешников) было величайшим доказательством Его любви, но когда умирающий оказывается еще и подателем даров и притом весьма великих для тех, которые их не заслуживали, то такое благодеяние превосходит всякую меру и должно привести к вере и совсем бесчувственного. И не другой хочет нас спасти, но Тот, Кто нас, бывших еще грешниками, возлюбил до того, что самого Себя предал за нас. Видишь, ли, как и в этом месте содержится доказательство относительно надежды на будущее? Прежде этого были затруднения к нашему спасению то, что мы были грешники, и то, что надлежало спастись смертию Владыки. Но последнее, прежде чем совершилось, было невероятным и, чтобы совершиться, нуждалось в великой любви, ныне же, когда это совершилось, и остальное сделалось гораздо легче: ведь мы сделались друзьями, и смерти Господа более уже не нужно. Итак, Тот, Кто пощадил врагов до того, что не пощадил Сына, неужели не защитит сделавшихся друзьями, когда притом Ему нет уже нужды предавать Сына? Иной часто не спасает потому, что не хочет, или не может, хотя бы и желал. Ни того, ни другого нельзя сказать о Боге, после того как Он отдал Сына. А что Бог и может спасти, (апостол) и это доказал тем, что Бог оправдал нас, бывших грешниками. Итак, какое, наконец, остается для нас препятствие достигнуть будущих благ? Никакого. //**Гомилии на Послание к Римлянам.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Еще бо Христос сущим нам немощным, по времени за нечестивых умре** Будто начался особый поворот мысли. Но, присмотревшись, нельзя не увидеть, что Апостол и здесь и далее (до стиха 11) занят все тем же — укреплением упования славы. Мы оправданы, примирены, состоим в благодати, но все это только начатки. Главное у нас — упование славы, непоколебимое при всех неприятностях по поводу веры нашей. Эту непоколебимость упования и хочет наипаче утвердить в сердцах святой Апостол. Уже он утверждал ее искусом или испытанием, сколь благ путь веры, и уверенностию в Боге, подаемою излиянием любви в сердца верующих чрез Духа Святого. Но как сии оба подтверждения держатся на внутреннем чувстве, свидетельство которого не у всех бывает живо сознаваемо, то Апостол спешит утвердить непоколебимость упования и другим еще способом, именно — изложением того, как мы оправданы. Надо заметить, что Апостол не теряет из виду главной нити своего рассуждения, начатой указанием: вот-вот гнев Божий на содержащих истину в неправде. Ведя эту нить, он дошел до уверения, что этот гнев отвращен смертию Сына Божия воплотившегося и что мы, верующие, укрывшись под сень креста, не только не должны страшиться сего гнева, а напротив, должны хвалиться упованием славы. Подтвердив и это последнее указанными пред сим свидетельствами, он говорит как бы теперь: еще ли страшит тебя кара гнева? Еще ли колеблешься в уповании славы? Рассмотри, как все было, и сам увидишь, как неоснователен твой страх и твое колебание в уповании. Мы были нечестивы, грешны, враги Богу, и Христос за нас умер, чтоб оправдать нас и отвратить гнев Божий. Неужели же не видишь, что теперь, когда мы оправданы уже, тем паче спасемся Им от гнева? И опять, если смерть Его оправдала и примирила нас, //то не множае ли паче// спасет нас живот Его? Таков смысл и такова связь с предыдущим этого небольшого отделения (стихи 6 — 11). — Не новое что предлагается, а та же истина о смерти и воскресении Господа во спасение указывается, как основа неложности упования. **Еще бо сущим нам немощным**, — когда были мы еще немощны, разумеется нравственно; потому что одолеваемы были грехом и высвободиться от власти его сил не имели: то же, что вслед за сим: //нечестивы// — и еще ниже: //грешны//. — Под: **нам** — Апостол разумеет весь род человеческий. А что мы были немощны, грешны и нечестивы, это не требовало доказательств и пояснений после того, что сказано в первых главах сего Послания о нравственном состоянии язычников и иудеев, составлявших весь род наш. — «Слово: //по времени// — значит: в приличное и предопределенное время; ибо Господь умер тогда, как пришло приличное время» (блаженный Феофилакт). Частица //бо// — ибо — ставит сие изречение в связь с предыдущим, изъясняя, в чем состояло особенное показание любви, не могущей допустить упования до посрамления. Как бы так: «помыслим о том, что, когда мы были еще беззаконны и одержимы болезнию нечестия, Владыка Христос приял за нас смерть, — и познаем из сего бездну человеколюбия» (блаженный Феодорит). Это, впрочем, говорится в придаток к тому показанию любви, которое представляется дарованием Духа. «Сказав, что любовь Божия оказывается излитою в нас чрез Духа, Которого мы имеем в себе, как дар от Бога, показывает еще и величие этой любви — из того, что Христос умер за нас, немощных, то есть грешников (ибо грех есть немощь, а правда здравие), и не только за грешников, но, что еще хуже, за нечестивых» (блаженный Феофилакт). //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 6-7 **Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых. Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть** **Ибо, когда мы еще были** без добродетели, **в** последнее **время** сие, **за нечестивых**, которые не были в силах исполнить закон, **Христос умер, ибо едва ли за праведнаго кто умирает**. Какая благодарность и от кого может быть воздана тому, кто умер бы за праведника? За праведников и мучеников, может быть, кто решился бы умереть - в надежде получить от Христа награду, по скончании времен. //**Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 6-9 **Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых. Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева** Сказав, что любовь Божия изливается в нас чрез Духа, Которого мы имеем в себе как дар от Бога, показывает еще и величие этой любви из того, что Христос умер за нас, немощных, то есть грешников, но, что еще хуже, за нечестивых, хотя едва ли кто-нибудь и за праведника умрет. Итак, это преизбыток любви - умереть за грешников и нечестивых. Когда же Он умер по любви и смертью оправдал нас, тем паче теперь спасет от гнева нас, которых уже оправдал. Даровал нам большее - оправдание: как не спасет от гнева? А спасенным от гнева дарует и блага - по великой любви Своей. //**Толкования на послание к Римлянам.**// ===== Ориген ===== **Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых** Желая полнее показать добродетели любви, о которой апостол сказал, что она разлита в сердцах наших через Духа Святого, он объяснил, каким образом мы должны это понимать, и научил нас, что Христос умер не за благочестивых, но за нечестивых. Ведь мы были нечестивыми, пока не обратились к Богу, и Христос, конечно, принял за нас смерть прежде, нежели мы уверовали. Без сомнения, Он не сделал бы, если бы не имел к нам чрезвычайную и изобильнейшую любовь. Эту любовь имеет к нам как Сам Господь наш Иисус Христос, умирающий за нечестивых, так и Бог Отец, отдающий Единородного Своего Сына ради их искупления. //**Комментарии на Послание к Римлянам.**// ===== Амвросиаст ===== **Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых** Если за неверующих и врагов Божиих Христос отдал Себя смерти на определенное время - ведь «на время» Он умер, ибо в третий день воскрес, - то насколько более Своей помощью Он защитит нас, если мы поверим в Него! Затем Он умер за нас, чтобы нам даровать как жизнь, так и славу. Потому если Он умер за врагов, то стоит подумать о том, что Он сделает за друзей! //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== **Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых** Еще более раскрывает Апостол основание нашей надежды на Бога, указывая на величие любви Божеской: **Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых**. Так велика любовь Божия, любовь Отца небесного и любовь единородного Сына Его Господа Иисуса Христа, что, еще когда мы были немощны, находились под владычеством греха, под клятвою и осуждением, когда в этом состоянии мы, падшие люди, оскорбляли Бога всякими грехами и нечестием, неверием, суеверием, неправдами всякого рода, Иисус Христос в определенное время пострадал и умер за нас, грешников, прогневляющих Его всяким родом нечестия и неправд. Немощные, нечестивые, грешники у Апостола здесь означают вообще людей, находящихся в естественном греховном состоянии, до возрождения благодатью, в каком состоянии были все люди до того времени, пока не были искуплены крестною смертью единородного Сына Божия Господа нашего Иисуса Христа. **По времени**, «в определенное время», т.е. Иисус Христос пришел в мир, явил миру волю Отца Своего, совершил великие дела, пострадал и умер в то время, которое от вечности в совете Божием было предназначено, и древле раскрыто ветхозаветными пророками [[old:dan:09:24|(Дан. 9:24–27;]] [[new:gal:04:04|Гал. 4:4)]]. //**Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых** **Ибо**... Апостол здесь продолжает убеждать верующих в том, что их надежда на будущую славу (ст. 2-й) вполне основательна. До конца 11-го стиха Апостол доказывает, что надежда на будущее прославление имеет свою опору в оправдании, которое мы уже получили через жертву Сына Божия, и еще более в том, что Сын Божий теперь ходатайствует об этом нашем прославлении не смертью Своею, а жизнью. Так как жизнь выше смерти, то, значит, и прославление, какого мы ожидаем, еще тверже и вернее, чем уже совершившееся наше оправдание. - **Немощны** - то же, что дальше обозначено словами: **нечестивые, грешные**. Это было вовсе не такое состояние, чтобы привлечь к нам любовь Всесвятейшего Существа. - **В определенное время** - с греч. kata kairon) = //сообразно с обстоятельствами времени.// Слово это лучше относить, поэтому, к выражению немощны. Оно будет обозначать причину немощности: время было такое, что людей, здоровых духом, праведных, еще не могло быть! См. также Толкование на [[new:rim:05:01#lopuxin_ap|Рим. 5:1]] [<10>]