[<10>] ====== Толкования на Рим. 5:18 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Темже убо, якоже единаго прегрешением во вся человеки вниде осуждение: такожде и единаго оправданием во вся человеки вниде оправдание жизни** См. Толкование на [[new:rim:05:14#svt_ioann_zlatoust|Рим. 5:14]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 18-19 **Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни. Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие** К предложенным мыслям божественный Павел прибавляет своего рода умозаключение и говорит: **Посему, как преступлением одного** и далее. Ведь, с одной стороны, мы осуждены в Адаме, как я сказал прежде, и, как от первого корня, на всех перешло то, что от него: возникшая вследствие проклятия смерть. А с другой стороны, мы оправданы и вновь расцвели для жизни, поскольку ради нас был оправдан Христос. Ведь праотец, не сберегши данную ему заповедь, оскорбил Бога и претерпел последствия Божественного гнева, а именно: он впал в тление. Тогда и набросился на человеческую природу грех, тогда и **грешными сделались многие**, то есть живущие по всей земле. Но могут сказать: «Да, Адам поскользнулся и, пренебрегши Божественной заповедью, был осужден на тление и смерть. Почему тогда из-за него **грешными сделались многие**? И как вообще те, которых ещё не было, осуждены были с ним? Притом что Бог говорит: //Отцы да не умирают за детей, ни дети за отцов// [[old:vtor:24:16|(Втор. 24:16)]]((Ср.: «Отцы не должны быть наказываемы смертью за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов» (Син.).)); //Душа, которая согрешит, она и умрет// [[old:iez:18:04|(Иез. 18:4)]]((Юнгеров)). Так какой будет у нас способ оправдания? Конечно, душа, которая согрешит, она и умрёт, а стали грешными из-за непослушания Адама следующим образом, а именно: он был сотворён для нетления и жизни, и святым было у него жительство в раю сладости, ум весь и всегда пребывал в боже- ственных созерцаниях, а тело — в безмятежности и невозмутимости, ведь покоилась всякая постыдная похоть, ибо в нём не было смятения непристойных движений. Но поскольку он подпал под грех и оказался в тлении, похоти и нечистоты вошли в природу плоти и возрос свирепствующий в наших членах закон (ср. [[new:rim:07:23|Рим. 7:23]]). Следовательно, природа заболела грехом **через непослушание одного**, то есть Адама; так **грешными сделались многие**, не потому что они совершили преступление вместе с Адамом, ибо их тогда ещё не было, но потому что они принадлежат к его природе, подпадшей под закон греха. Следовательно, как в Адаме человеческая природа заболела тлением из-за непослушания и таким образом в неё проникли страсти, так во Христе она вновь освобождена, ибо Он стал послушен Богу Отцу и не сотворил греха((Сходным образом наследование греха от Адама святитель объясняет в 6-й главе трактата «Разъяснение догматов», делая акцент на другом последствии грехопадения — смерти. Там также проводится параллель Адама и Христа, и также с опорой на слова ап. Павла [[new:1kor:15:21|1 Кор. 15, 21–22]] (Cyrillus Alexandrinus. De dogmatum solutione 6 / / Pusey Ph. E. Op. cit. Vol. 3. P. 560–561; рус. пер.: Свт. Кирилл Александрийский. Разъяснение догматов / / БВ. 2016. No 20–21. Вып. 1–2. С. 315–316).)). **// Из катен //** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Темже убо, якоже единаго прегрешением во вся человеки вниде осуждение: такожде и единаго оправданием во вся человеки вниде оправдание жизни** **Темже убо** — указывает, что следующие за сим два текста суть вывод из предыдущего рассуждения. Он говорит как бы: итак, видите теперь, — или: итак, доказано. Он и прежде уже доказал, что Бог спасает нас ныне смертию единого Сына Своего воплотившегося. Потом вознамерился приблизить сию истину к убеждению, противопоставив сие дело благодати **Единого** тому, что произвел грех **одного** Адама, и говоря как бы: грех одного причинил всем пагубу, как может кто-либо сомневаться, что чрез **Одного** же устрояется и спасение? Это выразил он в стихе 12 и далее, где сказал: чрез одного грех и смерть, чрез одного правда и живот; потому что как в первом все согрешили, так во втором все стали правы и праведны. Объяснив затем, что последнее гораздо более имеет силы и достоверности — в стихах 15-17, он сводит теперь все рассуждение опять к тому же, что сказал в стихе 12, именно что как от одного грех и смерть, так от одного правда и живот; потому что как в первом все согрешили, так во втором все стали правы. Положение содержится в стихе 18, а основание его — в стихе 19. Положение выражено так: как прегрешением одного во всех людей вошло осуждение, — разумеется осуждение на смерть, — так оправданием одного во всех людей вошло оправдание к жизни. Блаженный Феодорит пишет: «взирая на Адама, говорит Апостол, не сомневайтесь в сказанном мною (то есть что Бог спасает всех во едином Господе Иисусе Христе). Ибо если то истинно, как и действительно истинно, что, когда преступил Адам заповедь, весь род приял на себя смертный приговор, то явно, что правда Спасителева всем человекам устрояет жизнь». — Апостол сказал: **вниде оправдание жизни**, — давая разуметь, что спасительные силы благодати уже вошли в человечество, восприняты им и начали свое восстановительное действие. А что сказал: **во вся человеки вниде**, — когда начало только входить, то этим выразил он, с одной стороны, несомненность действия благодати, созерцая его в едином обзоре, с другой — вседовлетельность благодати, которая все объемлет — и настоящее, и прошедшее, и будущее. Не сомневайся, что вошла уже благодать сия, и спеши лишь воспользоваться ею, чтоб уничтожить пагубные следствия первого греха. Основание, почему так сделалось, что и там пагуба, и здесь спасение, — всё от одного, — то, что как там чрез ослушание одного все стали грешны, так и здесь чрез послушание одного все стали праведны. //Мнози// — употребил Апостол вместо: все. Святой Апостол не разъясняет, как чрез ослушание или грех одного стали все грешны, но это доказывал опыт; ибо после Адама действительно и грешили все, и грешными все были почитаемы. К греху Адама прилагали свои и бывали сугубо грешны пред Богом. Не объясняет он и того, как чрез послушание одного могут быть праведны все; но в примере первого дает разуметь возможность последнего. Почему говорит: //праведны будут//, — с греческого: состоятся праведными. Уже начали быть праведными; подожди, станут такими и все. А что начали, это очевидно было для всех. Всем отпускаемы были грехи по вере в Господа, и всем по той же вере была сообщаема благодать Святого Духа, научавшая их делам всякой правды и делавшая их сильными к совершению их: все веровавшие самым делом были праведны и святы и пред всеми являлись таковыми. Этим путем и все люди могли сделаться праведными. Они еще не сделались, но Апостол созерцает уже их таковыми в едином всеправедном и всесвятом Господе Иисусе Христе, как в семени можно узревать все дерево многоветвенное и многоплодное. //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни** Суд произведен нам чрез одного **в осуждение**, то есть чрез одного было нам осуждение. Благодать же и дар крещения, излитые по причине многих грехов, ведут нас **к оправданию** и оправдывают нас чрез очищение, данное нам туне. //**Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам.**// ===== Блж. Августин ===== **Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни** Никто не рождается без действия телесного вожделения, которое наследуется от первого человека - Адама. Но и никто не рождается без действия духовной благодати, которая дана через второго человека - Христа. //**Послания.**// ---- Бог хочет, чтобы все спаслись и пришли к познанию истины (ср. [[new:1tim:02:04|1 Тим. 2:4]]) - все, к кому благодать приходит через Одного к оправданию жизни. //**Против Юлиана.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни** См. Толкование на [[new:rim:05:17#blzh_feofilakt_bolgarskij|Рим. 5:17]] ===== Амвросиаст ===== **Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни** Есть те, кто считают, что поскольку осуждение было всеобщим, то всеобщим будет и оправдание. Однако это неправильно, потому что не все веруют. //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Констанций ===== **Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни** Тот, который выше сказал: //Не будет ли Бог несправедлив, когда изъявляет гнев?// и прибавил: //никак// [[new:rim:03:05|(Рим. 3:5-6)]], - каким образом может тотчас осудить всех людей из-за преступления одного Адама, хотя даже праведностью одного Христа не все люди оправданы? Однако, сказав: //все//, он говорит не обобщенно, но имеет в виду многочисленность каждой из частей. Иначе все люди окажутся оправданными во Христе, как и осужденными в Адаме, и более некого будет наказывать. //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни** Здесь Апостол делает вывод из всего предыдущего, что сказано с 12-го стиха: там, в Адаме, через грехопадение одного появилось всеобщее осуждение, здесь, во Христе, через оправдание одного получилось оправдание всех, ведущее к истинной и полной жизни. - //Правда одного// (dikaiwma). - Здесь, по контексту речи, разуметь нужно //дело оправдания,// совершенное Христом, составляющее противоположность тому, что в этом стихе названо преступлением (дело Адама). Это //дело оправдания,// конечно, обнимает собою смерть и воскресение Христа. - **Оправдание к жизни** (dikaiwsiV) - это состояние оправданных верующих. См. также Толкование на [[new:rim:05:12#lopuxin_ap|Рим. 5:12]] [<10>]