[<10>] ====== Толкования на Рим. 6:2 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Иже бо умрохам греху, како паки оживем о нем како еще жити будем в нем** См. Толкование на [[new:rim:06:01#svt_ioann_zlatoust|Рим. 6:1]] ===== Свт. Геннадий Константинопольский ===== **Мы умерли для греха: как же нам жить в нем** Так, по словам апостола, могли бы говорить люди плотские и неверующие, а для нас, которые однажды умерли для греха, совершенно невозможно вновь ожить для него. //**Фрагменты.**// ===== Свт. Тихон Задонский ===== **Иже бо умрохам греху, како паки оживем о нем како еще жити будем в нем** Умереть для греха – значит не слушать его и не делать, что он хочет. «Что значит быть мертвым для греха? То, чтобы ни в чем не слушать его в дальнейшем», – говорит святой Иоанн Златоуст на это слово апостольское (Беседа 10 на Послание к Римлянам). Ибо как мертвый не слушает и не делает ничего, что ему ни говоришь и ни повелеваешь, так и христианам, как умершим для греха, не должно его ни в чем слушать, к чему он ни прельщает. И сие-то значит //«попечения о плоти не превращать в похоти»// [[new:rim:13:14|(Рим 13:14)]]; похоти плотские не совершать, плоть распинать со страстями и похотями [[new:gal:05:16|(Гал.5:16]], [[new:gal:05:24|24)]], и прочее. А отсюда видим, что и жить для греха не что иное значит, как делать то, чего он хочет, и повеление его слушать и исполнять. Например, грех склоняет и убеждает человека или к блуду, или к гневу и злобе, или к хищению, или другому какому злодеянию. Когда человек делает так, то и слушает его, живет для него, и как раб повинуется и служит ему, по учению Христову: //«Всякий, делающий грех, есть раб греха»// [[new:in:08:34|(Ин.8:34)]]. Из этого следует, что тот, кто живет для греха, жить для Бога не может. Ибо жить для Бога или для греха – это значит слушать Бога или грех, как сказано. А поскольку Бог и грех противное повелевают, то и не слушает тот Бога, кто слушает греха, следовательно, и не живет тот Богу, кто живет греху. Так всякий грешник, прихоти греховные исполняющий, мертв перед очами Божиими, ибо не слушает Слова Божия, как мертвец, телом умерший, не слушает голоса человеческого. Хотя и живет телом, но духом мертв. Ибо не напрасно сказано: //«Встань, спящий, и воскресни из мертвых»// [[new:ef:05:14|(Еф.5:14)]]. Ибо не к мертвецу, телом умершему, бездушному трупу, но к грешнику, во гробе греховном лежащему, говорится: //«Воскресни из мертвых»//. О, сколько живых мертвецов пред Богом имеется, это апостольское слово учит нас. Ибо живые мертвецы – все те, которые истинного покаяния не приносят, но по своим прихотям живут. Потому христианам, которые в Крещении умерли для греха и Христу погребенному и воскресшему спогреблись и совосстали, помнить должно об этом, и уже не для греха, но для Бога жить, чтобы, живя для греха, для Бога и пред Богом не быть мертвыми и вовеки в смерти не пребыть, но наоборот, умерев для греха и живя для Бога, и здесь пред Ним живыми быть и вовеки с ним жить сподобиться. «Умертвило нас Крещение для греха, – говорит святой Иоанн Златоуст, – в дальнейшем должно нашим усердием подвизаться в этом всегда, так что, если и бесчисленное повелит, уже не слушать его, но пребывать недвижимым, как мертвец» (Беседа 10 на Послание к Римлянам). Итак, христианин, по причине силы Крещения, должен быть и мертв, и жив: мертв для греха и дьявола, изобретателя греха, жив же для Бога. Посему для христиан спящих и во гробе греховном лежащих есть время восстать и воскреснуть из мертвых, да и в последний день воскреснут в вечную жизнь. //«Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос»//. **//Об истинном христианстве. Книга II.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Иже бо умрохам греху, како паки оживем о нем како еще жити будем в нем** «Что значит: **умрохом**? — То, что, уверовав и просветившись (крестившись), стали мы мертвы для греха. Что же значит стать мертвым для греха? Ни в чем более не слушаться греха. Хотя крещение совершило уже сие однажды навсегда, то есть умертвило нас греху; впрочем, мы обязаны непрестанно употреблять все свое рачение, чтобы оставаться в том же состоянии, и, что бы ни приказывал нам грех, не только не повиноваться ему, но даже не трогаться с места, подобно мертвецу» (святой Златоуст). **Умрохом** — мы. Кто это мы? — Мы все, христиане. Умертвие разумеется не физическое, а нравственное, состоящее в отвержении всякого греха и возненавидении его. Ибо как приступают к Господу? Каясь и крестясь, как указал святой Петр в день Пятидесятницы вопрошавшим: //что убо сотворим? Покайтеся, и да крестится кийждо вас// — ответил он (см.: [[new:act:02:37|Деян. 2, 37 — 38]]). А каяться что значит? Говорить в сердце своем: согрешил, не буду. Это //не буду// и есть смерть греху. Крещение же что придает? Закрепляет благодатию сие решение воли и дает силу устоять в сем решении. Крещенный, в чувстве силы о Господе, с смертельною ненавистью относится ко всякому виду греха. В этом существо нравственной смерти греху. Коль же скоро кто начинает допускать симпатию к чему-либо грешному, то, в какой мере он допускает сие, в такой оживает в нем грех или он греху. Подавление таких симпатий есть пребывание в умертвии греху. «Отсюда узнаем, пишет Феофилакт, что чрез крещение всякий верующий действительно умирает для греха, но, по нерадению своему, сам воскрешает себя и тотчас оживает для него, лишь только соединяется с ним; напротив, старательный всегда сохраняет в себе эту мертвенность и, что бы ни внушал ему грех, не повинуется ему, как мертвый». //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Мы умерли для греха: как же нам жить в нем** **Да не будет, - ибо мы, кои умерли греху** чрез очищение крещения, **как будем** в состоянии **в нем еще жить**? //**Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам.**// ===== Блаж. Августин ===== **Мы умерли для греха: как же нам жить в нем** Здесь Павел показывает, что прежние грехи прощены. Благодать столь преизбыточествовала, что и давние грехи отпущены. Потому тот, кто стремится увеличить грех, дабы возросла благодать, не понимает, что он поступает так, что благодать не в состоянии ничего совершить в нем. Ибо дело благодати в том, чтобы мы умерли для греха. //**Некоторые темы из Послания к Римлянам.**// ---- Нельзя сказать короче и лучше. Ибо что более полезного для нас в этот ужасный век может дать благодать Божия, нежели как нам умереть для греха? //**Послания.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Мы умерли для греха: как же нам жить в нем** См. Толкование на [[new:rim:06:01#blazh_feofilakt_bolgarskij|Рим. 6:1]] ===== Ориген ===== **Мы умерли для греха: как же нам жить в нем** Чтобы прояснить это отчетливее, исследуем, что означает жить для греха и что - умереть для греха. Как говорят, что живет для Бога тот, кто живет в согласии с Божией волей, так же говорится, и что живущий согласно воле греха живет для греха. То же самое имеет в виду апостол, говоря: //«Итак, грех да не царствует в вашем смертном теле, чтобы повиноваться похотям его»// [[new:rim:06:12|(Рим. 6:12)]]. Этим он дает понять, что повиноваться вожделениям греха означает жить для греха. Если же удовлетворять вожделения греха означает жить для греха, то не удовлетворять вожделения греха и не повиноваться его воле означает умереть для греха. Однако апостол говорит, что этот грех имеет как бы некий престол и местоположение своего царства, которые находятся в нашем теле... Следует заметить, насколько взвешенными выражениями пользуется апостол, говоря: //Оставаться ли нам в грехе// [[new:rim:06:01|(Рим. 6:1)]]? Ибо «оставаться» означает не отступать от начатого, и если кто так делает, то ясно, что он не воспринял даже начала обращения. Случается же иногда и то, что человек не остается во грехе, но, отступив от него, вновь возвращается //на свою блевотину// (ср. [[old:pr:26:11|Притч. 26:11;]] [[new:2pet:02:22|2 Пет. 2:22]]) и делается еще более несчастным. Так что после того, как он отринул от себя царство греха и смерти и принял царство жизни и праведности, он вновь подчиняет себя владычеству греха и смерти. И это то, что апостол называет «кораблекрушением веры» [[new:1tim:01:19|(1 Тим. 1:19)]]. Однако если некто остается во грехе, то, пусть он даже пребывает под царством и властью смерти, я не думаю, что это царство смерти настолько же вечно, насколько царство жизни и праведности. Тем более, как говорит апостол, //Последний же враг истребится - смерть// [[new:1kor:15:26|(1 Кор. 15:26)]]. И действительно, если предположить ту же вечность для смерти, что и для жизни, то смерть уже не будет противоположной жизни, но равной ей. Ибо вечное будет не противоположно вечному, но тождественно. Теперь же ясно, что смерть противоположна жизни. Итак, понятно, что если жизнь вечна, то смерть не может быть вечна - почему неизбежно и воскресение мертвых. Ибо когда истребится смерть души, которая есть последний враг, то по необходимости будет уничтожена и эта всеобщая смерть, которую мы назвали как бы тенью той, первой. И тогда, соответственно, представится возможность для воскресения мертвых, когда царство смерти будет разрушено, равно как и сама смерть. Но мы, «однажды просвещенные, и вкусившие дара небесного, и соделавшиеся причастниками Святого Духа, и вкусившие благого глагола Божия и сил будущего века» [[new:evr:06:04|(Евр. 6:4-5)]], да не будем ожидать, пока упразднится этот последний враг, но пребудем во благодати и не станем ждать еще одного обновления через покаяние после грехопадения, вновь распиная для самих себя Сына Божия и подвергая Его поруганию. Но да будет царство праведности в нас царством вечным. И да не прибегнем опять к царству смерти, освободившись от которого, мы пришли к царству вечной жизни, чтобы благодать царствовала в нас через праведность в вечной жизни Иисусом Христом, Господом нашим. А когда апостол говорит: **Мы умерли для греха**, то это то же самое, что он утверждает в другом месте: что мы стали сообразными смерти Христа, Который однажды //умер для греха// [[new:rim:06:10|(Рим. 6:10)]]. То, что он говорит «однажды», означает «полностью». Ибо Христос, //Который не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его// [[new:1pet:02:22|(1 Пет. 2:22)]], умер для греха совершенно. //**Комментарии на Послание к Римлянам.**// ===== Амвросиаст ===== **Мы умерли для греха: как же нам жить в нем** Павел так говорит потому, что, живя во грехе, мы были мертвы для Бога. Грешащий живет для греха, как и не грешащий живет для Бога. Но когда благодать Божия через Христа явилась на нас, омыв нас духовно верой, то мы начали жить для Бога и быть мертвыми для греха, который и есть диавол. Вот что значит умереть для греха - освободиться от греха и стать рабом Божиим. Потому, уже умерев для греха, не станем возвращаться к прежнему злу, дабы не ожить снова для греха и не умереть для Бога и не получить того наказания, которого мы избежали! //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Мы умерли для греха: как же нам жить в нем** Свой ответ, данный в 1-м ст., Апостол обосновывает ссылкою на факт. Мы, говорит он, для греха **умерли**, а разве можно умершему снова оживать для прежней жизни - в настоящем случае для жизни греховной? Но что значит //умереть греху?// Это выражение указывает не на то, что грех в нас умер в //действительности// (еп. Феофан), потому что в таком случае излишни бы были последующие увещания Апостола - не служить более греху; не означает также это выражение и один только акт воли, причем человек говорит: "я не хочу более иметь общения со грехом!" Естественнее и согласнее с контекстом речи видеть здесь указание на то, что в крещении изображается смерть греху - то изменение, какое совершилось в человеке еще только в первой стадии и которое нужно утвердить в последующей жизни. Выражение это т. о. намекает на христианское крещение, в котором человек отрекается от всего греховного, признает грех вредным для себя, отвергает все, чем доселе жило его самолюбивое я. Грех при этом еще не вовсе уничтожается в человеке, а лишь перестает быть руководящим началом его деятельности, так сказать, замирает в человеке. Это, однако, не препятствует ему снова возродиться, если человек будет нерадеть о своем душевном состоянии: искра все-таки тлеет под грудою пепла... См. также Толкование на [[new:rim:06:01#lopuxin_ap|Рим. 6:1]] [<10>]