[<10>] ====== Толкования на Рим. 6:4 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== Ст. 4-5 **Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения** Как же бываем мы **«в подобии смерти Его? – Спогребшись Ему крещением»**. В чем же образ погребения? И почему полезно такое подражание? Во-первых, нужно, чтобы порядок прежней жизни был пресечен. А сие, по слову Господню, невозможно для того, //«кто не родится... свыше»// [[new:in:03:05|(Ин 3:5, 7)]]. Ибо пакибытие, как показывает и самое имя, есть начало новой жизни. Посему, до начатия новой жизни, надобно положить конец жизни предшествовавшей. Как у тех, которые бегут на поприще туда и обратно, два противоположные движения разделяются некоторою остановкою и отдыхом, так и при перемене жизни оказалось необходимым, чтобы смерть служила средою между той и другою жизнью, оканчивая собою жизнь предыдущую, и полагая начало жизни последующей. Как же совершаем сошествие во ад? Подражая в крещении Христову погребению, потому что тела крещаемых в воде как бы погребаются. Посему крещение символически означает отложение дел плотских, по слову Апостола, который говорит: //«обрезани бысте обрезанием нepукoтвopeнным, в совлечении тела... плоти, во обрезании Христове, спогребшеся Ему крещением»// [[new:kol:02:11|(Кол. 2:11)]]. Оно есть как бы очищение души от скверны, произведенной в ней плотским мудрованием, по написанному: //«омыеши мя, и паче снега убелюся»// [[old:ps:050:09|(Пс. 50:9)]]. Посему не омываемся по-иудейски при каждом осквернении, но знаем одно спасительное крещение, потому что одна есть смерть за мир, и одно воскресение из мертвых, образом которых служит крещение. Посему-то Домостроитель жизни нашей Господь положил с нами завет крещения, имеющий в себе образ смерти и жизни, и изображением смерти служит вода, а залог жизни подается Духом. **//О Святом Духе.//** ===== Свт. Кирилл Иерусалимский ===== **Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни** Как Иисус умер, взяв на Себя грехи вселенной, чтобы, умертвив грех, восстановить тебя в праведности, - так и ты, сойдя в воду и будучи некоторым образом погребенным в воде, как Он - в скале (см. Мф. 27:60), воскресаешь вновь в обновленной жизни. //**Огласительные слова для просвещаемых.**// ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни** Крещение подобно смерти - когда ты погружаешься в воду; но, без сомнения, это и подобие воскресения - когда ты восстаешь. Так и согласно объяснению апостола: как восстание Христа есть возрождение, так и восстание из купели есть тоже возрождение. //**О таинствах.**// ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Спогребохомся убо Ему крещением в смерть: да якоже воста Христос от мертвых славою Отчею, тако и мы во обновлении жизни ходити начнем** См. Толкование на [[new:rim:06:01#svt_ioann_zlatoust|Рим. 6:1]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни** См. Толкование на [[new:rim:06:03#svt_kirill_aleksandrijskij|Рим. 6:3]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Спогребохомся убо Ему крещением в смерть: да якоже воста Христос от мертвых славою Отчею, тако и мы во обновлении жизни ходити начнем** **Убо** — указывает на вывод из предыдущего. Что же выводит Апостол? Итак, говорит, мы спогреблись в смерть Христову, чтоб жить новою жизнию. Но прямо ли это выходит из предыдущего? Там говорилось, что, крестясь, мы крестились в смерть Христову, что означает: умерли греху. Прямой вывод отсюда был бы такой: итак, мы спогреблись в смерть Христову, чтобы быть мертвыми греху. И это прямо соответствовало бы самоответному вопросу: //како еще жити будем в нем//? А он говорит: спогреблись, чтобы жить новою жизнию. — Зачем он так сказал? Затем, что это есть другое выражение одной и той же мысли; ибо жить новою жизнию — значит: жить жизнию, противоположною прежней; и если прежняя была греховная, такая, в коей мы жили греху, — то эта новая должна быть жизнию такою, в коей не следует нам жить греху, или следует быть мертвыми ему. Или затем, — чтобы указать вторую половину действия святого крещения; ибо в нем мы не умираем только, но и оживаем, или воскресаем. Умираем для греха, а воскресаем для правды и святости. И по существу нравственно духовной смерти так должно быть. Когда душа умирает чему, то не сама умирает: ибо есть присноживуща, а только отвращается от того, чему умирает, и смертельною возненавидевает то ненавистию. Но ненависть и отвращение всегда так строятся в душе, что, отвращаясь от одного, она не в пустоту обращается, а к чему-либо противоположному тому, чего отвращается. По сему закону, возненавидевая грех и отвращаясь от него, она в то же время обращается к правде и святости и возлюбляет их. Это возлюбление правды и святости и есть новая жизнь. — Совершается сие обновление жизни в том же святом крещении, в коем умирает и грех. Совершается же не механически, а по внутренним произвольным изменениям или решениям; совершается так в крещении потому, что наперед крещаемый возлюбляет так жить. Почему пред погружением в купель мы, отрекшись от сатаны и дел его, сочетаваемся Христу Господу, чтоб Ему посвящать всю жизнь. Это расположение в купели благодатию Божиею запечатлевается и силу принимает быть действенным. Выходя с ним из купели, крещенный является таким образом совсем новым, обновленным в нравственно-духовной своей жизни, — воскресает. Подобно тому, как Христос Господь умер и воскрес, и крещенный, погружаясь в купель, умирает, а выходя из купели, воскресает: умирает греху и воскресает для правды, для новой и обновленной жизни. Вот об этом таинственном и вместе свободно-охотном изменении и говорит в настоящем месте святой Павел: спогреблись... чтоб ходить в обновленной жизни. **Спогребохомся крещением в смерть** — то же самое означает, что выше: //в смерть Его крестихомся//. Употребил же Апостол такое слово, чтоб выразить ближайшее подобие погружения в купель смерти Христовой, — и не подобие только, но и существенное причастие очистительной и оживительной силе сей смерти. **Спогребохомся** как бы мы вместе со Христом на крест возносимы и во гроб полагаемы бываем, в действии крещения. Так подлинно сила смерти Христовой переходит на нас в крещении, как бы наша смерть здесь была то же, что смерть Его, или неразлучна и сочетанна с нею. Когда Апостол говорит, что Господь **Иисус Христос воскрес славою Отчею** (δια), то сим означает, что Он воскрес «собственным Божеством; ибо сияние славы Отчей есть Сын» (блаженный Феофилакт). «Славою Отчею Апостол называет Божество Христово» (блаженный Феодорит). Но по течению речи видеть надо у Апостола намерение сказать здесь не то, чрез что или какою силою воскрес, а скорее то, в каком состоянии воскрес, чтоб потом с сим состоянием сравнить то состояние, в каком должны держать себя христиане по выходе из купели крещения, то есть что Христос воскрес в светлости и славе Божества. Как Христос Господь по воскресении явился в такой светлости, так нам, по выходе из купели, надлежит ходить в новой, светлой, чистой и непорочной жизни. Не должно пропускать без внимания слов: //ходити начнем//. Обновление жизни совершено во святом крещении, — благодатно-таинственно и свободно-охотно. Вышедшему из купели что предлежит? Начать с сей минуты ходить в этой обновленной жизни. Жизнь есть обнаружение в видимых делах того, что создалось внутри. Там создались в момент крещения умертвие греху и оживление правде и святости. Если умертвие греху есть смертельная к нему ненависть, то оживление правде есть положительное возлюбление ее. Ходить, следовательно, в обновленной жизни будет — ходить, при ненависти к греху, в любви к правде и святости. И это есть цель всей жизни приявшего святое крещение христианина. //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни** **Итак**, поелику мы пострадали **с Ним чрез крещение**, то, **как** Он **воскрес из мертвых чрез славу Отца Своего, так и мы в обновлении жизни, да шествуем** после оживотворения, которое от самого крещения. //**Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни** Само свидетельство крещения научило тебя избегать греха. Ибо крещение несет в себе образ смерти Владыки, а в нем ты приобщился Христу как в смерти, так и в воскресении. Поэтому тебе подобает вести некую обновленную жизнь, соответствующую Тому, через Кого ты приобщился к воскресению. //**Толкования на послания святого Павла.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни** См. Толкование на [[new:rim:06:03#blzh_feofilakt_bolgarskij|Рим. 6:3]] ===== Ориген ===== **Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни** Если мы, согласно вышесказанному, погребены вместе с Христом, то есть в том отношении, что мы умерли для греха, то самым последовательным образом, когда Христос воскресает из мертвых, одновременно с Ним воскресаем и мы. И когда Он восходит на небо, восходим вместе с Ним и мы. И когда Он восседает одесную Отца, и о нас будет сказано, что мы восседаем вместе с Ним на небесах, согласно тому, что тот же апостол говорит в другом месте: //«Воскресил нас вместе со Христом и посадил с Ним на небесах»// [[new:ef:02:06|(Еф. 2:6)]]. Христос воскрес славой Отца. И о нас, если мы умерли для греха и погреблись со Христом, так что все видящие наши добрые дела прославляют Отца нашего, Который на небесах (ср. [[new:mf:05:16|Мф. 5:16]]), по заслугам будет сказано, что мы воскресли со Христом славой Отца, чтобы ходить в обновленной жизни. А обновление состоит в том, чтобы «отложить ветхого человека с делами его» и «облечься в нового, который сотворен по Богу» ([[new:ef:04:22|Еф. 4:22,]] [[new:ef:04:24|24;]] ср. [[new:kol:03:09|Кол. 3:9-10]]) и который //обновляется в познании по образу Создавшего его// [[new:kol:03:10|(Кол. 3:10)]]. Ибо не считай, что достаточно обновления жизни, о котором говорится, что оно произошло один раз. Само обновление, если можно так сказать, должно обновляться постоянно и ежедневно (ср. [[new:2kor:04:16|2 Кор. 4:16]])... //**Комментарии на Послание к Римлянам.**// ===== Тертуллиан ===== **Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни** Всякая душа пребывает в Адаме, пока не обновится во Христе: насколько она грязна, настолько и очищается. //**О душе.**// ===== Севериан Габальский ===== **Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни** Жить в новизне означает начать некую новую и обновленную жизнь, отложив ветхую, ту, что во грехе, - ибо возрождение обещает некий новый и обновленный образ жизни. //**Фрагменты.**// ===== Амвросиаст ===== **Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни** Прежде всего это значит, что Христос воскресил Свое тело из мертвых, так как Он - сила Бога Отца, как и Сам говорит: //Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. А он говорил о храме тела Своего// ([[new:in:02:19|Ин. 2:19,]] [[new:in:02:21|21]]). Он воскрес для новой жизни, которая уже не знает смерти. Она называется новой, потому что дана Христом, и она - учение Христово. Мы же в крещении умерли вместе с Христом (ср. [[new:kol:02:11|Кол. 2:11-12]]), чтобы отныне жить той жизнью, в которой воскрес Христос. Потому крещение является знаком и символом воскресения - чтобы мы оставались в заповедях Христа и не возвращались к прошлым, какими были. Умирающий уже не грешит, ведь смерть - конец греха. Это символизируется водой, поскольку, подобно тому как вода смывает грязь с тела, так и мы верим, что через крещение будем очищены от любого греха и обновимся духовно: то, что не является телесным, смывается невидимым образом. //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни** Чтобы доказать, что смерть греху действительно изображается в крещении, Апостол теперь называет это крещение //погребением//. Раз погребение совершилось - смерть, очевидно, уже признана действительной: иначе людей не погребают. Но Апостол не ограничивается указанием на нашу смерть греху. Он говорит, что мы умерли не для того, чтобы остаться мертвыми, а для того, чтобы жить новою жизнью, подобно тому, как Христос восстал из мертвых. Этим заявлением Апостол еще более закрепляет в нас уверенность в том, что мы с грехом уже, так сказать, покончили. - //Воскрес... славою Отца.// По общему голосу новозаветных писателей, Всемогуществом (//слава//) Божиим совершено было воскресение Христа ([[new:rim:04:24|Рим 4:24;]] [[new:rim:08:11|8:11;]] [[new:act:02:24|Деян 2:24,]] [[new:act:02:31|31]] и сл. ср. [[new:1kor:06:14|1Кор. 6:14;]] [[new:2kor:13:04|2Кор. 13:4;]] [[new:ef:01:19|Еф 1:19]]) [По Ап. Феофану, это указывает на то, что Христос воскрес "в светлости и славе Божества".]. - //Так и нам ходить.// Апостол хочет указать на невозможность (теоретическую) для верующих снова вернуться к прежней жизни. Поэтому он говорит //не о воскресении// их (духовном) со Христом, а начатии ими новой жизни. Это последнее - яснее, чем факт их духовного воскресения, - свидетельствует о том, что возврат их к прежнему образу жизни невозможен (принципиально). См. также Толкование на [[new:rim:06:01#lopuxin_ap|Рим. 6:1]] [<10>]