[<10>] ====== Толкования на Рим. 6:6 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== **зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху** Человек, крещенный во Христе, принимает крещение в Его смерть (ср. [[new:rim:06:04|Рим. 6:4]]) и не только погребается вместе с Христом, будто семя, но, прежде всего, распинается вместе с Ним. Отсюда мы должны научиться, что подобно тому как распятый отделяется от живых, так и тот, кто был распят с Христом в подобие Его смерти, отделяется от всех тех, кто живет по образу ветхого человека. //**О крещении.**// ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху** Пока еще не была заплачена эта цена прощения всех через пролитие крови Господа, кровь требовалась от каждого человека, который по закону либо по обычаю следовал священным установлениям [ветхозаветной] религии. Когда же цена была заплачена за всех людей страданием Христа Господа, то уже не стало нужды в крови обрезания каждого мужчины, ибо кровью Христа исполнилось обрезание всех людей, и все мы распяты на Его кресте вместе с Ним, и погребены с Ним во гробе Его, и уподоблены Его смерти, чтобы уже не быть рабами греха: тот, кто умер, оправдан от греха. //**Послания.**// ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху** Так говорит Павел и нам, однажды умершим и омертвевшим для греха во время крещения: подобает вам не иметь ничего общего с плотскими страстями и земными делами. Ибо сказано, что ветхий наш человек сораспят и похоронен с Ним посредством крещения... Для неверных наша жизнь теперь скрыта и невидна, но придет час, когда она станет явной. Сейчас - не наше время. Посему, раз умерев, не желайте заботиться о земном. Ибо величие нашей добродетели в особенности проявляется тогда, когда, поборов помысел плоти, мы станем как бы мертвыми для жизни, и так же будем относиться ко всему житейскому. //**Огласительные слова к просвещаемым.**// ---- **Сие ведяще, яко ветхий наш человек с Ним распятся, да упразднится тело греховное, яко ктому не работати нам греху** См. Толкование на [[new:rim:06:05#svt_ioann_zlatoust|Рим. 6:5]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху** Необходимо тщательно рассмотреть, кто такой **ветхий наш человек**, чем именно является упраздняемое **тело греховное** и каким образом оно **распято** со Христом. Некоторые, вероятно, подумают, что **телом греховным** названа плоть от земли, которая словно бы в качестве наказания дана человеческой душе из-за того, что души согрешили ещё прежде принятия тел; ведь так угодно кому-то думать и рассуждать. Но это свойственное эллинам мнение мы да отвергнем как чуждое истине. Так вот, **телом греховным** и **ветхим нашим человеком** он называет тело от земли, которое словно бы из-за ветхости в Адаме неизбежно подвергается тлению; ведь мы осуждены в нём, первом, а кроме того, оно заболело и сластолюбием, ведь таковой является плоть по природе из-за врождённых движений. Тогда как оно распинается со Христом? Единородный стал человеком и облёкся плотью от земли, которая как бы по причине ветхости в Адаме, как я сказал, подвержена смерти и как бы мучительно порождает в себе самой то, что врождённые движения подстрекают её ко греху. Закон греха утих в святом и пречистом теле Христа, и ничуть не подвиглись в Нём, утверждаем мы, непристойные страсти, но только те, которые имеют безукоризненное движение, я имею в виду голод, жажду, утомление, то есть те, которые и у нас закон природы оставляет без обвинения. Однако хотя и не пришел в движение во Христе закон греха, поскольку он унялся силой и действием исполняющего домостроительство((οἰκονομοῦντος. Поскольку термин «домостроительство» (οἰκονομία) может означать и собственно Воплощение, допустимо перевести: «силой воплотившегося Слова». Ср. латинский перевод: «inhumanati» (PG. 74. Col. 795C).)) Слова, но всё же когда природа плоти рассматривается сама по себе, пусть она и мыслится во Христе, мы найдем её не иной по сравнению с нами. Итак, мы распялись с Ним, когда была распята Его плоть, которая словно бы имела в себе всю природу, как, конечно, и в Адаме, когда тот оказался под проклятием, проклятию подверглась вся природа. Ибо так мы, как сказано, воскресли с Ним и сели с Ним на небесах (cр. [[new:kol:01:20|Кол. 1:20]]), ведь хотя Еммануил и выше нас как Бог, но всё же когда Он стал таким как мы, как один из нас, Он воскрес и воссел с Богом и Отцом, поэтому был **распят ветхий человек**, ведь вследствие воскресения разрешилась сила того древнего проклятия. Упразднено было и **тело греховное**, каковым является, конечно же, не плоть вообще, но свирепость прирождённых ей движений, которая всегда подвигает ум к постыдным вещам и вгоняет его, как в болота и сточные канавы, в самые низменные похоти. Но что и это было исправлено во Христе у человеческой природы, как можно сомневаться? Ведь Павел ясно говорит: //Ибо бессилие закона, в котором он ослабевал из-за плоти (прекратилось, когда) Бог, послав Сына Своего в подобии плоти греха и по причине греха, осудил грех во плоти// [[new:rim:08:03|(Рим. 8:3)]]((Даём перевод согласно объяснению самого свт. Кирилла в настоящем толковании ниже (8, 3). Ср.: «Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной (в жертву) за грех и осудил грех во плоти» (Син. пер.); «Ибо по невозможности закона, бессильного по вине плоти, Бог, послав Сына Своего в по- добии плоти греха и по причине греха, осудил грех во плоти» (еп. Кассиан); «На что бессилен был закон, ослабленный плотью, (то сотворил) Бог, послав Сына Своего в подобии плоти греховной, за грех, и осудил грех во плоти» (Победоносцев).)). Так ты видишь, каким образом упразднено **тело греховное**? Ибо во плоти осуждено жало греха, и он умерщвлён во Христе первом, а от Него и через Него эта благодать перешла и на нас. **// Из катен //** ===== Свт. Геннадий Константинопольский ===== **зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху** «Ветхим человеком» апостол называет человека тленного и страстного. //**Фрагменты.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Сие ведяще, яко ветхий наш человек с Ним распятся, да упразднится тело греховное, яко ктому не работати нам греху** **Сие ведяще** — показывает, что Апостол намерен предложить истину такую, которая будет служить удостоверением в истине того, что пред сим сказано (см.: святой Златоуст). Если ты убежден в последующем, не можешь сомневаться и в предыдущем. Почему можно положить, что слова: **сие ведяще, яко** — значат то же, что: потому что, ибо. **Ветхий наш человек** — «не естество, а лукавое расположение духа» (блаженный Феодорит), или «порочность» (блаженный Феофилакт). «Ветхий, то есть устаревший во грехах. Ветхий человек то же самое, что устаревшая во грехах жизнь наша. Человеком же он называет ее в показание, что сим означается многовековой и неразделимый с человеком навык греховный. Прежде пришествия Господня и устроения нашего в Нем спасения, люди так были поглощаемы грехом, что, по тогдашним порядкам, без любосластной жизни и непотребных дел и человек не человек. Эту-то жизнь, ради того, что соплетались с нею, срастворялись и срасленною с собою имели, называет он человеком, яко такую, которую мы любили как себя, или даже более, чем себя» (Фотий и Экумений). **С Ним распятся** — «сближает крещение и крест» (святой Златоуст) и дает разуметь, что ветхий человек «подобно телу Христову погребен в крещении» (блаженный Феофилакт), — в том смысле, что «лукавое наше расположение умерщвлено в крещении» (блаженный Феодорит). Лукавое расположение, отметнутое пред крещением самоохотно, свободным произволением и решением воли, и замененное добрым расположением, благодатию крещения совсем обессиливается и уступает свое господство новому доброму расположению. Это есть прямой смысл распятия в крещении ветхого человека. **Да упразднится тело греховное**. «Под телом греховным разумеет Апостол не сие наше тело, но все наши пороки. Как именем ветхого человека означает вообще все, что есть в человеке злого; так телом ветхого человека именует опять злое, слагающееся из разных видов порока» (святой Златоуст). Подобно сему в обычной ныне речи говорится: корпус (тело) воинский — совокупность воинов; корпус (тело) дипломатический — совокупность дипломатов. Упразднение означает делание недеятельным (см.: блаженный Феодорит). **Да упразднится тело греховное** — будет то же, что: да соделаются недеятельными в нас все виды порока или греха или да престанут действовать, да замрут. Не сказал: распятся ветхий человек, и упразднися тело греховное, — но: **да упразднится**, — показывая, что в этом последнем должно принимать участие и свободное рачение наше, — чем указывается на труд и подвиг над пресечением действенности пороков, грехов, страстей. Но как же это: ветхий человек уже распят, то есть лукавое расположение уже умерщвлено, а между тем предлежит еще упразднять тело греховное, или разные виды порока? На это скажем: грех, как и добродетель, является в трех видах: грех, как дело, и обнимает всю совокупность грешных дел; грех, как склонность, и обнимает все виды грешных наклонностей, страстей, пороков; грех, как грехолюбие вообще, означает коренную падкость человека на грех вообще. Грех в последнем значении есть собственно ветхий человек. Он умирает и распинается в крещении; потому что в нем мы воспринимаем смертельную ненависть ко греху и любовь к правде и добру; а это и есть смерть грехолюбия, то есть распятие ветхого человека. Но тогда как воспринято такое доброе расположение, настроение, решение, частные виды грешности и лукавства — страсти остаются еще, и их надо побеждать и доводить до бездействия или упразднять, особыми против них направленными трудами и подвигами. Труды и подвиги, не позволяя им действовать, истощают их, измождают, замаривают; они и делаются недейственными. Поднимать эти подвиги против страстей нет нравственной возможности, пока в сердце качествует грехолюбие, или ветхий человек. Почему Апостол и сказал, — что для того, чтоб упразднилось тело греховное, или истреблены были пороки и страсти, распят прежде ветхий человек, — восприняты возненавидение греха и возлюбление добра. Это изменение на добро, благодатию Божиею укрепленное в крещении, является мощным к побеждению страстей и упразднению их. Прибавим к сему, что поелику страсти преимущественное седалище имеют в теле нашем, то упразднение их будет то же, что изгнание их из тела. Тело, пока пребывает седалищем страстей, есть страстное тело или тело греховное; а когда перестанет быть таким седалищем, становится нестрастным и негреховным. **Да упразднится тело греховное** — можно потому так перифразировать: да изгонятся из тела все страсти, и оно станет чистым и непорочным, совсем другим против прежнего, вместо греховного — безгреховным, вместо страстного — бесстрастным. Можно и к этому еще прибавить: да соделается оно достойным пресветлого воскресения к вечной славе и блаженству. **Яко ктому не работати нам греху**. Этим означается и способ, каким упраздняется тело греховное, или истребляются страсти, — и следствие сего упразднения. Хочешь, чтоб упразднилось тело греховное, или страсти, — не работай греху, то есть всякий раз, как представится случай ко греху или помыслы на него зародятся, не подчиняйся сему, — прогоняй помысл, удаляйся от поводов. Не поддашься греху, не сделаешь его, — не дашь пищи страсти. Она останется голодною на этот раз. Не поддавайся греху в другой, третий и во всякий раз; страсть совсем останется без пищи и замрет с голоду, — упразднится. Так делай с другою, третью и всеми страстями; и все они замрут и упразднятся. Итак, не позволяй себе поблажать никакому греху или не делай никакого грешного дела, и тело греховное — страсти — испразднится. Так неработание греху есть способ упразднения тела греховного, или страстей; но оно же есть и следствие сего последнего. Только там оно было делом самопринуждения, а здесь установившимся состоянием. Когда упразднено тело греховное, страсти погашены и задушены; тогда и позыва на грех никакого нет, никакой задержки в добре уже не бывает человеку, свободно шествует он в добрых начинаниях своих, ничто противное тому не вяжет его и не тянет к себе в работу. Это состояние есть состояние бесстрастности, — пресветлое и многожеланное. И кажется, святой Апостол, говоря: **яко ктому не работати нам греху**, — желал показать последнюю мету, до коей доводит подаемый нам в Господе Иисусе Христе образ спасения. Такова цель! Восприими же смело и веру, и все обязательства веры. Есть из чего поревновать о сем и потрудиться. //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху** **То** знайте, **что ветхий человек наш сораспят** с ним, дабы нам не вступать снова в прежнюю жизнь. //**Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам.**// ===== Прп. Макарий Великий ===== **зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху** Но скажет кто-нибудь: почему душу называешь телом тьмы, когда она не произведение тьмы? — Обрати при сем внимание, и выразумей правильно. Как повседневную одежду, которую ты носишь, приготовил другой, а ты в нее одеваешься; равно и дом строил и сооружал иной, а ты в нем живешь: таким же образом и Адам, преступив Божию заповедь и послушав лукавого змия, продал и уступил себя в собственность диаволу, и в душу, — эту прекрасную тварь, которую уготовал Бог по образу Своему, — облекся лукавый, как и Апостол говорит: «//совлек начало и власти//», победил их на кресте [[new:2kor:02:15|(Кол. 2, 15)]]. Ибо для того было и пришествие Господа, чтобы изгнать их и возвратить Себе собственный Свой дом и храм — человека. Посему-то душа называется телом лукавой тьмы, пока в ней пребывает греховная тьма; потому что там живет и содержится она в продолжение лукавого века тьмы, как и Апостол, упоминая о теле греховном и о теле смерти, говорит: «**да упразднится тело греховное**»; и еще: «//кто мя избавит от тела смерти сея//» [[new:rim:07:24|(Рим. 7, 24)]]? Подобно сему, и наоборот, душа уверовавшая в Бога, избавившаяся от греха, умершая для жизни темной и приявшая в себя свет Духа Святого, как жизнь, и в нем ожившая, там уже проводит жизнь свою; потому что там удерживается светом Божества. Ибо душа не от Божия естества и не от естества лукавой тьмы, но есть тварь умная, исполненная лепоты, великая и чудная, прекрасное подобие и образ Божий, и лукавство темных страстей вошло в нее вследствие преступления. //**Собрание рукописей типа II. Беседа 1.**// ===== Блж. Августин ===== **зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху** Когда Павел говорит: **Зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное**, это соотносится со сказанным через Моисея: //Проклят пред Богом всякий повешенный на дереве// [[old:vtor:21:23|(Втор. 21:23)]]. Символ распятия ветхого человека - крест Господень, а рождения нового - воскресение. Совершенно очевидно, что, согласно Павлу, мы находимся в положении ветхого человека, который проклят. Никто не усомнится, что из-за него Господь назван грехом, ибо Он понес наши грехи (ср. [[new:in:01:29|Ин. 1:29;]] [[new:1pet:02:24|1 Пет. 2:24]]), и Он сделался грехом за нас (ср. [[new:2kor:05:21|2 Кор. 5:21]]), и грехом Он осудил грех (ср. [[new:rim:08:03|Рим. 8:3]]). //**Некоторые темы из Послания к Римлянам.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху** «Ветхим человеком» Павел назвал не природу, а дурное намерение. А оно, по его словам, умерщвляется посредством крещения, чтобы тело сделалось чистым от греха. //**Толкования на послания святого Павла.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху** См. Толкование на [[new:rim:06:05#blzh_feofilakt_bolgarskij|Рим. 6:5]] ===== Ориген ===== **зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху** Следует заметить, что, говоря об упразднении, апостол упоминает //греховное тело//. Там же, где он не говорит об упразднении, он утверждает, что не тело греха, а мы сами не будем рабами греха. Этим он хочет показать, что если //греховное тело// будет упразднено, то мы уже не будем рабами греха, которому, стало быть, мы служили, пока оно не было в нас упразднено и члены наши, которые на земле, не омертвели... Итак, //греховное тело// - это наше тело: ведь написано, что и Адам познал Еву как жену и родил Каина лишь после греха (см. [[old:gen:04:01|Быт. 4:1]]). Далее, и закон велит приносить в жертву за новорожденного ребенка горлицу или двух молодых голубей: одного - за грех, другого - в жертву всесожжения (см. [[old:lev:12:08|Лев. 12:8]]). За какой же грех приносится в жертву первый голубь? Разве мог согрешить младенец, который только что вышел из чрева? И тем не менее он несет на себе грех, за который и дано повеление принести жертву: тем самым отвергается мир, ибо он был бы ничем, если бы не получил жизнь от Единого Бога. Потому и Церковь усвоила от апостолов традицию крестить младенцев. Ибо те, кому были доверены божественные тайны, знали, что все несут на себе подлинные пятна греха, которые должны быть смыты водою и Духом. Поэтому и тело называется телом греха. Не потому, что душа, помещенная в иное тело, согрешила (как полагают некоторые из тех, кто верит в переселение душ из одних тел в другие), но по той самой причине, что она сотворена в греховном, смертном, но и смиренном теле. //**Комментарии на Послание к Римлянам.**// ===== Тертуллиан ===== **зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху** Мирская жизнь, по словам апостола, как ветхий человек, распятый со Христом, - не телесный, а духовный. Ни телесность наша не была распята, ни наша плоть не претерпела креста Христова, потому требуется добавить следующее: **тело греховное** должно быть упразднено через улучшение жизни, а не через уничтожение сущности. //**О воскресении мертвых.**// ===== Амвросиаст ===== **зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху** Павел разъясняет и повторяет, что те, кто принял крещение, уже не должны грешить и особенно возвращаться к идолопоклонству, ибо это тяжелейшее преступление и причина всех ошибок, - чтобы им не потерять принятую от Бога через Христа благодать. //«Ветхим человеком»// он называет прежние наши дела. Подобно тому как новым человек зовется за веру и чистую жизнь, так и ветхим - за неверие и злые дела. Павел говорит, что такие дела распяты, то есть мертвы, чтобы плоть греха, то есть наши злые дела, была разрушена. Все грехи сразу он называет «плотью», которая разрушается добропорядочной жизнью и верою кафолической. //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 6-7 **зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха** //Зная то//. Апостол здесь ссылается на то, что они сами понимают смысл обрядов при таинстве крещения. Что они знают об этом - Апостол говорит сейчас же. Что значит //наша смерть со Христом//? Что должно при этом умереть? Не мы сами, равно и не грех в нас, а //наш ветхий человек//, состоящий из соединения //ума// (nouV) и //плоти// (sarx). т. е. самая личность человека, в которой, однако, как видно из посл. к Гал [[new:gal:05:24|(5:24)]], руководящим началом является плоть. Этот ветхий человек умирает посредством //распятия//. Выражение это представляет собою конкретный и усиленный способ обозначения умерщвления или прекращения жизни ([[new:1kor:02:08|1Кор. 2:8;]] [[new:gal:03:01|Гал 3:1;]] [[new:evr:06:06|Евр 6:6]]) или противобожественного направления не возрожденного человека (ср. [[new:gal:05:24|Гал 5:24]]). С какою целью ветхий человек умирает? Смерть есть разрешение связи между указанными выше факторами, которые вместе образуют живой организм, - именно такое разрешение, при котором один из факторов перестает существовать. Какой же из означенных двух факторов должен уничтожиться или, правильнее, лишиться силы, //парализоваться// (katargeisqai - по русск. пер. - //упраздниться//)? Не ум, а плоть или //тело греха// (swma t. amartiaV), под каковым выражением у апостола разумеется тело, как орудие греха, наши страсти и пороки (ср. ст. 12 ср. [[new:rim:07:24|Рим 7:24]] и [[new:kol:01:22|Кол 1:22;]] [[new:kol:02:11|2:11]]). Для чего плоть должна уничтожиться или парализоваться? Для того, чтобы нам не служить больше греху, который во плоти имеет свою державу. И это отречение от служения греху вполне естественно для того, кто умер для греха, умер нравственно, конечно, а не физически, потому и в предшествующих, и в последующих стихах Апостол везде говорит о //нравственной// смерти, которая и может быть вполне действительным основанием для послужения греху. - О том, какое же мы будем иметь тело или плоть вместо умершей греховной, - Апостол говорит в других местах (напр., [[new:ef:04:24|Еф 4:24]] и сл. ; [[new:kol:03:11|Кол 3:11]] и паралл.). См. также Толкование на [[new:rim:06:01#lopuxin_ap|Рим. 6:1]] [<10>]