[<10>] ====== Толкования на Рим. 6:10 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Еже бо умре, греху умре единою: а еже живет, Богови живет** См. Толкование на [[new:rim:06:05#svt_ioann_zlatoust|Рим. 6:5]] ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога** В Писании мы узнаем о трех видах смерти. Первая - это когда мы умираем для греха и оживаем для Бога. Благословенна та смерть, избавляющая нас от греха и посвящающая Богу, освобождающая нас от смертного и посвящающая Бессмертному! Вторая смерть - уход из этой жизни. Третья - та, о которой сказано: «Пусть мертвые хоронят мертвецов» ([[new:mf:08:22|Мф. 8:22;]] [[new:lk:09:60|Лк. 9:60]]). //**О кончине брата Сатира.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Еже бо умре, греху умре единою: а еже живет, Богови живет** К кому относить сии слова? Относят обыкновенно к Господу Спасителю, как причину на предыдущее: //ктому не умирает//. **Греху умре** — понимают: греха ради или грех ради наших; ибо умереть греху, как мы обязуемся умереть, Он не мог, не имея греха. Единою — однажды навсегда; как и в Послании к Евреям говорится, что, явившись //во отметание греха, единою принесеся// (ср.: [[new:evr:09:26|Евр. 9, 26, 28]]). Отсюда делается такое наведение: смотри же, как Христос однажды умер и в другой не станет умирать; так и ты, умерши в крещении греху, держись в безгрешности и не попусти себе умереть вторично, чрез падение в грехи. Святой Златоуст говорит: «что значит: //греху//? — То, что Сам по Себе не был повинен смерти, а умер за наш грех. Для того и умер, чтобы истребить грех, подрезать ему жилы, отнять у него всю силу. Примечаешь ли, сколько устрашил Апостол? Ежели Христос не умирает в другой раз, то нет и второго крещения; а если нет второго крещения, бойся поползнуться в грех». **Богови живет**, — то есть живет Божественною силой; ибо Он всегда живет в силе Бога и Отца (см.: блаженный Феофилакт); или «живет яко Бог, непрестанно, без пресечения» (Экумений); или «живет вечно, так как смерть не имеет уже над Ним власти» (см.: святой Златоуст). Можно и так: **Богови живет**, — во славу Его, устрояя благодатное Царство, основание коему положено в смерти Его и на устроение коего по воскресении восприял Он власть //на небеси и на земли//. Отсюда наведение: и ты, оживши в крещении новою жизнию, живи Богови, Ему посвящая все помышления, начинания и дела твои и на волос не позволяя себе склоняться на что-либо противное Ему. Но приходит на мысль, не удобнее ли будет отнести слова сии к нам, крещаемым и в крещении умирающим и воскресающим, — умирающим греху и воскресающим к жизни для Бога и по Богу. Речь у Апостола идет все об обязательстве крещенных быть мертвыми греху и жить в обновленной жизни. О смерти и воскресении Господа говорится только того ради, чтоб показать, что силою их совершаются в крещении и наша нравственно-духовная смерть, и наше нравственно-духовное воскресение для новой жизни; а для уяснения этого достаточно, что сказано уже пред сим. Буква текста не дает прямого указания, к кому относить сии слова. Наш славянский перевод и выдерживает это неуказание в неопределенности выражения, как этого требует и греческий текст. Тот и другой гласит: ибо, что умерло, греху умерло — зараз, однажды навсегда, а что живет, Богу живет. В таком выражении слова сии очень можно относить к нам, крещенным. В крещении одно в нас умерло, другое ожило: умер грех, или мы умерли греху; а ожила жизнь для Бога и по Богу, или мы ожили для такой жизни. Сила речи не в умертвии и оживлении, а в: //единою//, — в том, что то и другое совершилось однажды навсегда; однажды навсегда умерли мы греху, чтоб всегда жить потом Богу. Сим указывается на то решительное возненавидение греха и возлюбление правды, с каким крещаемый входит в купель и какое запечатлевается там в нем благодатию Божией. Намерение же у Апостола и есть то, чтоб доказать верующим и крещенным необходимость всегда удерживать в силе сии решения и по ним вести жизнь свою. Выставляя, впрочем, такую мысль, не настаиваем на ее большей перед прежнею уместности, а предъявляем ее как возможную. //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога** См. Толкование на [[new:rim:06:09#prp_efrem_sirin|Рим. 6:9]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога** См. Толкование на [[new:rim:06:08#blzh_feofilakt_bolgarskij|Рим. 6:8]] ===== Тертуллиан ===== **Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога** Поскольку Христос однажды умер, никто после Его смерти не может восстановить силу даже самых тяжких грехов. //**О стыдливости.**// ===== Амвросиаст ===== **Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога** Павел показывает, что в воскресении Спасителя мы обретаем уверенность в вечности, к которой нам удастся прийти, если начнем подражать лучшей жизни (ср. [[new:1kor:04:16|1 Кор. 4:16,]] [[new:1kor:11:01|11:1;]] [[new:ef:05:01|Еф. 5:1;]] [[new:fil:03:17|Флп. 3:17]]). Кто, делая добро, живет для Бога, тот истинно жив, ибо имеет жизнь вечную. //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога** См. Толкование на [[new:rim:06:08#lopuxin_ap|Рим. 6:8]] [<10>]