[<10>] ====== Толкования на Рим. 6:14 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Грех бо вами да не обладает: несте бо под законом, но под благодатию** См. Толкование на [[new:rim:06:13#svt_ioann_zlatoust|Рим. 6:13]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Грех бо вами да не обладает: несте бо под законом, но под благодатию** **Да не обладает**, — по-гречески: ού κυριεύσει — не будет обладать, — разумеется, — теперь, после крещения, по принятии благодати. Прежде он обладал вами, и, что ни внушал, все то вы тотчас делали, идя вслед его, как связанные; а теперь власть его пресечена воспринятою вами благодатию, действием коей вы умерли греху, то есть стали смертельно ненавидеть его. Теперь, появившись с своими искушениями, он не сочувствие раздражает, а возбуждает отвращение к себе, в котором благодать помогает и пребыть, не уступая ни в чем греху. Итак, не бойтесь, грех не одолеет вас; «ибо не одно естество ведет борьбу, но имеет содействующую благодать Духа. **Несте бо под законом, но под благодатию**. Прежде благодати закон учил только, что должно делать, а не подавал никакой помощи приемлющим закон. А благодать с законоположением дает и пособие. Посему-то законоположение благодати совершеннее закона, потому что своею помощию уничтожает трудность» (блаженный Феодорит). «Тело наше до пришествия Христова было подручно греху. Вслед за падением покрыл оное многочисленный рой страстей, и оно соделалось крайне неспособным идти путем добродетели. Не было еще ни вспомоществующего Духа, ни крещения, могущего умерщвлять (греху). Подобно необузданному коню, оно бежало и часто совращалось с надлежащего пути; потому что закон, хотя предписывал, что делать и чего не делать, впрочем, кроме словесных обещаний не оказывал ни малейшего пособия подвижникам. По пришествии же Христовом борьба сделалась легче. Давать заповеди свойственно не одному закону, но и благодати, которая прощает прежнее и укрепляет для будущего» (святой Златоуст). Но такое преимущество состоянию подблагодатному присвояется не механически как, а чрез укрепление нравственно свободных решений воли. Грех притупляет чувство к добру, отъемля сладость его. Грешащий знает одну сладость от греха, сладости же от добра не знает. Оттого, когда греховное влечение возбуждается, возбуждается и сласть греха, склоняющая волю. Воле в этом случае не на чем опереться, чтоб предпочесть греху добро и, оставя первый, склониться на второе, потому что нет чувства сладости добра. Это чувство подает благодать в первый акт обращения от греха к добродетели. В этот первый акт дает она сердцу вкусить сладость добра всем чувством, и это вкушение потом служит основою решений воли — отвергнуть грех и предприять добро всякий раз, как возгорается внутри борьба греха с добром. Такое настроение принадлежит крещенным по существу облагодатствования. До крещения в сердце живет грех, а благодать действует совне, призывая на добро; а по крещении благодать обитать начинает в сердце, а грех действует совне, искушая. Смотри у Диадоха в «Добротолюбии» (80-я глава и далее). Как городом владеет тот, кто сидит в крепости, — так по крещении власть владетельская над нами принадлежит благодати с добротолюбием, а не греху: последний уже не обладает, а только порывается снова завладеть. //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью** См. Толкование на [[new:rim:06:09#prp_efrem_sirin|Рим. 6:9]] ===== Блаж. Августин ===== **Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью** **Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью**. Это не потому, что закон плох, но потому, что он находящихся под ним делает виновными через свои повеления, не помогая их исполнять (ср. [[new:rim:07:08|Рим. 7:8-11]]). Благодать, конечно же, помогает человеку стать исполнителем закона, так как без такой благодати тот, кто живет под законом, будет не более чем слушателем его (ср. [[new:rim:02:13|Рим. 2:13]]). //**О благодати и свободной воле.**// ---- Когда Павел говорит: **Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью**, это относится к третьей ступени (см. [[new:rim:03:20#blazh_avgustin|Рим. 3:20]]), когда человек разумом служит закону Божиему, хотя плоть его все еще служит закону греха. Ибо он не подчиняется желанию греха, хотя вожделения все еще соблазняют его и подстрекают, чтобы он дал свое согласие, - доколе не возродится плоть его и не будет //поглощена смерть победой// [[new:1kor:15:54|(1 Кор. 15:54)]]. Когда же мы не поддаемся злым помыслам, мы пребываем под благодатью и в нашем смертном теле не царствует грех... С другой стороны, тот, над кем господствует грех, хотя он и желает греху противостоять, находится все еще под законом, но еще не под благодатью. //**Некоторые темы из Послания к Римлянам.**// ---- Благодать делает так, что грех не господствует над тобой. Так что не верь в себя, чтобы грех не поработил тебя еще сильнее. //**О воздержании.**// ===== Блаж. Феодорит Кирский ===== **Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью** Природа борется уже не одна, но имеет содействие благодати Божией. //**Толкования на послания святого Павла.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью** До пришествия Христова, говорит, тело ваше было удобопобедимо для греха. Тогда не было еще ни вспомоществующего Духа, ни крещения, могущего умерщвлять грех. Поэтому и закон, предписывая, что делать, не преуспел. По пришествии же Христовом борьба сделалась легче, почему и подвиги у нас, как получивших большие помощи, труднее. Итак, грех не будет господствовать над нами, если не слишком будем уступать ему. Теперь не закон, который только дает заповеди, а помощи не оказывает ни малейшей, но благодать, которая прощает прежние грехи и укрепляет для будущего. //**Толкования на послание к Римлянам.**// ===== Ориген ===== **Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью** Обрати внимание на удивительную осторожность в речи апостола. Говоря о нас, он сказал: **Грех не должен над вами господствовать**, а рассуждая о Спасителе, не говорит: «грех не должен господствовать», поскольку не подобало так говорить о Нем, но утверждает: //Смерть уже не имеет над Ним власти// [[new:rim:06:09|(Рим. 6:9)]]. Ибо для смерти к Нему был доступ, а для греха - никакого. И напротив, о нас неподходяще было бы сказать: «Смерть не должна над нами господствовать», так как мы не можем от этого уберечься, но: «не должен над вами господствовать грех», которого, как он, без сомнения, знал, мы в состоянии избежать, согласно тому, что было сказано выше, то есть если мы умертвим вожделения плоти, в которых мог бы господствовать грех (см. [[new:rim:06:11|Рим. 6:11]]). Поэтому он добавляет: **Ибо вы не под законом, но под благодатью**, и явственно показывает, что мы не под тем законом, который, по его словам, будучи заложен в членах, противится закону разума. Потому что если кто умертвит свои члены, то ясно, что он неподвластен закону членов, но благодати Божией. Об этой благодати он и в другом месте говорит, что «закон есть сила греха» [[new:1kor:15:56|(1 Кор. 15:56)]]. Если же кто хочет относить это к закону Моисея, то он, несомненно, скажет, что мы не под законом буквы, которая убивает, но под законом Духа, Который животворит и Который он здесь назвал благодатью. //**Комментарии на Послание к Римлянам.**// ===== Амвросиаст ===== **Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью** Если мы будем следовать предписаниям, которые Он дает, - говорит Павел, - грех не сможет господствовать над нами так, как он господствует над теми, кто грешит. Ведь если мы не следуем повелениям Его, мы - под законом, а если бы мы не грешили, то были бы не под законом, но под благодатью. А когда мы грешим, мы попадаем под закон, и грех начинает властвовать над нами, так как //всякий, делающий грех, есть раб греха// [[new:in:08:34|(Ин. 8:34)]]. Человеку необходимо пребывать под законом, пока он не получит прощения. Властью закона грех делает грешника виновным (ср. [[new:rim:07:08|Рим. 7:8-11]]). Так что тот, кому даровано прощение и кто оберегает себя от нового греха, уже не находится во власти греха и не находится под законом. Ибо власть закона не распространяется на того, кто освободился от греха: тот, кто избавился от грехов, не может быть под законом. //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Констанций ===== **Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью** Апостол говорит: **Грех не должен над вами господствовать**, не потому, что невозможно согрешить тем, кто получил благодать, но хорошо зная, что те, которые под благодатью, чужды многим разнообразным предписаниям закона и его бремени, которое было дано из-за жестокосердия иудеев... Ибо причастные благодати Христовой научились как надлежит связывать страсти и любить ближнего своего (см. [[old:lev:19:18|Лев. 19:18;]] [[old:vtor:06:05|Втор. 6:5;]] [[new:mf:22:37|Мф. 22:37-39;]] [[new:mk:12:30|Мк. 12:30-31;]] [[new:lk:10:27|Лк. 10:27]]). //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью** Повторивши, что грех теперь не должен уже обладать людьми, искупленными Христом, Апостол, для уверения своих читателей в этом указывает на то, что они теперь уже находятся **не под законом, а под благодатию**. Это состояние благодатное или примирение с Богом и общение с Ним сообщает душе такую победную мощь, какая совершенно отсутствовала в тех, кто находился под водительством закона. У подзаконного человека в душе постоянно было только тягостное чувство своей ответственности пред Богом, страх осуждения и рабская покорность вместо детской преданности, какую питает в отношении к Богу христианин. См. также Толкование на [[new:rim:06:12#lopuxin_ap|Рим. 6:12]] [<10>]