[<10>] ====== Толкования на Рим. 6:20 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Егда бо раби бесте греха, свободни бесте от правды** См. Толкование на [[new:rim:06:19#svt_ioann_zlatoust|Рим. 6:19]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Егда бо раби бесте греха, свободни бесте от правды** Чтоб воодушевить к исполнению предложенного внушения, Апостол выставляет плоды того и другого рода жизни, — жизни в рабстве греху и жизни в правде. Вы, говорит, когда работали греху, грехом одним и жили, правда не входила в ваши намерения и планы; вы ей дали отпускную и никаких относительно ее не сознавали обязательств; «исполняли веления одного греха, не принимали законов правды» (блаженный Феодорит). «Когда вы жили, предавшись пороку, нечестию и всякому злу, тогда находились в таком повиновении греху, что вовсе не делали ничего доброго. Таково значение слов: **свободны бесте от правды**, — то есть вы не подчиняли себя правде, но совершенно ее чуждались. Вы не разделяли своих услуг так, чтобы иногда работать правде, а иногда греху; но каждый из вас всего себя предавал пороку» (святой Златоуст). Как испытатель естества, желая знать действие какой-либо стихии на наше тело, освобождает ее от всякого смешения с другими стихиями, чтоб оказываемое ею действие могло быть приписано исключительно ей одной — и чрез то безошибочно определены ее польза и вред: так и святой Павел, выведши своих слушателей из-под всякого стороннего влияния и поставив под одно исключительно действие греха, спрашивает: оглянитесь назад и посмотрите, какой имели вы плод, когда работали греху? Сами видите, какой. Такой, что стыдно и воспоминать о нем: сами теперь стыдитесь того, что делали и чем были вы тогда. //О нихже ныне стыдитеся//. Грех — срам для человека. Как для царской дщери, если б она предалась постыдным делам, было бы срамно это так, что и описать того нельзя; так для души, созданной по образу Божию и естеством обязанной подобиться Создавшему ее, неописанно срамно предаваться греху и безобразить в нем. Но грешащий, пока грешит, не сознает вполне срамоты греха, нередко даже величается им; когда же выйдет из греха и оглянется назад, не может не покрываться стыдом лицо его. Почему Апостол не говорит: стыдились тогда, — но: теперь стыдитесь. «Таково было рабство греху, что одно воспоминание об оном заставляет вас ныне стыдиться. А ежели воспоминание пристыждает, тем паче самое дело постыдно. Следовательно, ныне получили вы двоякую пользу: освободились от стыда и узнали, в каком были состоянии, равно как тогда терпели двоякий вред: делали постыдные дела и не знали, что оные постыдны, — что еще хуже первого. Впрочем, несмотря на вред, вы оставались в рабстве» (святой Златоуст). //Кончина бо онех смерть//. Не довольно того, что грех стыдом покрывает лицо человека, лучшей и совершеннейшей твари Божией, низводя его в состояние, делающее его худшим самой последней твари; не довольно этого, — он подвергает его смерти: конец жизни во грехе смерть, — смерть духовная (см.: Экумений), за которою неминуемо следует и смерть вечная по смерти телесной (см.: блаженный Феодорит). Можно думать, что Апостол разумеет здесь не одну телесную смерть, но всестороннюю, и телесную, и духовную, и вечную. Как только входит грех и начинает тиранствовать в человеке, начинает действовать в нем и смерть. Грех разлагает и разрушает естество наше: разлагает тело, производя в нем борьбу жизненных стихий, возмущая естественный ход телесных отправлений и расстроивая их гармонию чрез чрезмерное возбуждение одного какого-либо и чрез подавление другого, — следствием чего бывают болезни и всегда преждевременная смерть; разлагает и душу, вооружая одну ее способность против другой, разъединяя их и тем лишая душу свойственной ей жизненности, которая условливается согласным действием всех сил. Если не исправится душа, то она и в вечность переходит с этою разлагающею и разрушающею силою греха, вследствие чего вечным наследием ее будет непрестанное томление и умирание со всеми ужасами смерти, раздирающими сердце. Все это привел на память Апостол, сказав, что кончина греховной жизни — смерть. Какое в этом сильное побуждение — не поддаваться более рабству греха для тех, которые сами на себе испытали пагубное состояние, в какое ввергает грех, и только что освободились от него! Но Апостол не ограничивается этим, а прилагает изображение блаженного состояния, в какое поставляет верующего христианина порабощение правде. //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности** **Когда рабами были вы греха, свободны были от** (лишены) дел **праведности**, поелику не в состоянии были угождать обоим, и одному только греху повиновались. //**Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 20-21 **Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности. Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их - смерть** Когда вы, говорит, жили в пороках, отчуждены были от правды, тогда вы не подчинялись ей, вовсе не хотели служить ей и сами освобождали себя от нее. Поэтому и теперь, служа правде, не подчиняйтесь греху. И какой плод имели вы от нечистоты? Никакого, кроме бесчестия, и что говорю - бесчестия? Имели плодом Смерть: **потому что конец их - смерть**, и телесная весьма часто, и душевная всегда. Но от смерти вы избавлены благодатью Христовою, а стыд еще остается не без пользы; ибо теперь вы стыдитесь грехов тех. //**Толкования на послание к Римлянам.**// ===== Ориген ===== **Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности** Здесь Павел называет «свободным» чуждого, и совершенно правильно. Ведь никто не может служить одновременно греху и праведности, как и Спаситель сказал, что //никто не может служить двум господам// ([[new:mf:06:24|Мф. 6:24;]] [[new:lk:16:13|Лк. 16:13]]). //**Комментарии на Послание к Римлянам.**// ===== Амвросиаст ===== **Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности** Очевидно, что тот свободен от Бога, кто - раб греха. Согрешая, он уходит от Бога и оказывается под грехом. //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Проспер Аквитанский ===== **Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности** Никто не рабствует, кроме как будучи в некотором смысле свободным; и никто не свободен, кроме как пребывая в некотором смысле в рабстве... Итак, кто рабствует диаволу, тот свободен от Бога; а кто, освободившись, служит Богу, тот свободен от диавола. Отсюда явствует, что дурную свободу возможно обрести от затмения человеческой воли; благую же свободу возможно стяжать не иначе, как при помощи Освободителя (ср. [[new:in:08:32|Ин. 8:32,]] [[new:in:08:36|36;]] [[new:1kor:07:22|1 Кор. 7:22;]] [[new:2kor:03:17|2 Кор. 3:17]]). //**Послание к Руфину о благодати и свободе воли.**// ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== **Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности** Когда господствовал над вами грех, и вы все члены свои употребляли на служение греху; тогда вы ничего не делали для праведности: //никто же может двема господинома работати// [[new:mf:06:24|(Мф. 6:24)]]. Святой Златоуст говорит: «Когда вы жили предавшись пороку, нечестью и всякому злу; тогда находились в таком повиновении греху, что вовсе не делали ничего доброго. Таково значение слов: **свободны бесте от правды**, то есть вы не были подчинены правде, но совершенно ее чуждались. Вы не разделяли своих услуг так, чтобы иногда работать правде, а иногда греху; но каждый из вас всего себя предавал пороку. Так и ныне, когда предались вы правде, посвяти каждый всего себя добродетели, вовсе не делай ничего худого, и тем выполни хотя ту же меру». //**Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 20-21 **Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности. Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их - смерть** Свой призыв к служению праведности Апостол теперь обосновывает указанием на то, что прежнее служение римлян греху влекло их к посрамлению и смерти. - **Свободны от праведности** - это первое следствие служения греху. Апостол, очевидно, выражается здесь иронически: "вы, действительно, были людьми, свободными от всяких понятий чести и добродетели! Они казались вам стеснительными..." - **Какой плод**... Это второе следствие служения греху, соединенного с отсутствием праведности. Тут именно Апостол указывает на непосредственный, естественный результат прежней деятельности римлян, так сказать, на продукт их собственной моральной жизни. - **Конец**. Здесь Апостол употребляет выражение, которое указывает собственно на то, что делает Бог в отношении к человеку. Конец человеческой деятельности или увенчание ее зависит от Бога. За прежние дела римлян Бог наказал бы их смертью, т. е. вечным отлучением от Себя. См. также Толкование на [[new:rim:06:12#lopuxin_ap|Рим. 6:12]] [<10>]