[<10>] ====== Толкования на Рим. 6:23 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Оброцы бо греха, смерть: дарование же Божие, живот вечный, о Христе Иисусе Господе нашем** См. Толкование на [[new:rim:06:21#svt_ioann_zlatoust|Рим. 6:21]] ===== Свт. Василий Великий ===== **Ибо возмездие за грех - смерть, а дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем** Адам был некогда на горней высоте не по местопребыванию, но по произволению. Он был на высоте, как только получил душу, воззрел на небо, восхитился видимым и возлюбил Благодетеля, Который даровал ему наслаждение вечной жизнью, поставил его среди утех рая, дал ему начальство по подобию ангелов, сделал его подобожителем архангелов и слышателем Божественного гласа. При всем том, находясь под защитой Бога и наслаждаясь Его благами, он вскоре пресытился всем, и, как бы возгордясь своим пресыщением, умной красоте предпочел то, что показалось приятным для телесных очей, и выше духовных наслаждений поставил наполнение чрева. Вскоре он очутился вне рая, вне той блаженной жизни, сделавшись злым не по необходимости, но по безрассудству (см. [[old:gen:02:07|Быт. 2:7-3:24]]). Поэтому он как согрешил по причине худого произволения, так и умер по причине греха: **Ибо возмездие за грех - смерть**. В какой мере удалился от жизни, в такой он приблизился к смерти, потому что Бог — жизнь, а лишение жизни - смерть. Поэтому Адам сам себе приготовил смерть через удаление от Бога согласно написанному: //Ибо вот, удаляющие себя от Тебя гибнут// [[old:ps:072:27|(Пс. 72:27)]]. Так что не Бог сотворил смерть, но мы сами навлекли ее на себя лукавым соизволением. Бог не воспрепятствовал нашему разрушению по причинам, которые были объяснены выше: чтобы самого недуга не сохранить в нас бессмертным (т.е чтобы грех не стал вечным). Так и горшечник такого глиняного сосуда, который протекает, не захотел бы поставить в огонь, пока при помощи переделки не будет исправлен находящийся в нем его недостаток. //**О том, что Бог не виновник зла.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Оброцы бо греха, смерть: дарование же Божие, живот вечный, о Христе Иисусе Господе нашем** **Оброцы греха** — то же, что выше: //плод греха//, — или кончина его и воздаяние за него. Выражение такое употребил Апостол ради того, что прежде грех изображал в виде царя. Грешники потому похожи на воинство греха-царя. Как воины живут на царском коште, или жаловании, который называется оброком, то и у греха-царя есть свой оброк его воинам. Какой же? Смерть. Блаженный Феодорит пишет: «поелику грех древле царствовал и орудиями его Апостол назвал худо управляемые члены, то справедливо и награду за грех назвал оброком. А так именовать обычно выдаваемое воину на его содержание. Ибо и в Послании к Коринфянам говорит: //кто воинствует своими оброки когда?// [[new:1kor:09:07|(1 Кор. 9, 7)]]». Созывая к себе воинов-грешников, он не объявляет: идите ко мне, воинствуйте под моим знамением и получите за это от меня смерть. Но разными обольстительными именами и призраками прикрывает и себя, и следствия от себя; так что бросающийся к нему думает, что будет утопать в море блаженства. И эта лесть греховная столь велика, что, и видя после каждого греха, что такая надежда лжива, грешники не перестают надеяться, что получат это блаженство. Только успевший выйти из этого омута греховного узревает, что оброк греха — смерть, смерть и душевная, и телесная, и вечная. **Дарование же Божие, живот вечный**. Противоположный греху царь есть правда, или Бог правды. У Него свои воины — делатели правды. Ожидалось бы, что Апостол скажет: оброк правды, или оброк Божий за правду; а он сказал: **дарование же Божие**. Почему так? Потому что хотя жизнь вечная будет уделом тех, кои воинствовали под знаменем правды и трудились в делании ее; но воздаяние за нее не будет в меру нашей правды, а в меру беспредельной благости Божией. Почему приличнее назвать его дарованием, а не наградою за правду, хотя оно будет дано под условием правды. Да и самое устроение вечно-блаженной жизни, равно как и способы к достижению ее суть дары благости Божией. Тут всё есть дарование Божие. Блаженный Феодорит пишет: «здесь, сказал, не награда, но дарование, потому что вечная жизнь — Божий дар. Если бы кто преуспел в самой высокой правде, то вечные блага не уравновешиваются временными трудами». Святой Златоуст говорит: «сказав, что смерть есть воздаяние за грех, Апостол не соблюл подобного порядка, когда стал говорить о жизни вечной, и не сказал: она есть награда за ваши заслуги, — но: дарование Божие, — давая тем разуметь, что мы освободились не сами собою и получили не долг, не награду, не воздаяние за труды, напротив, все сие есть дело благости. И из сего видно преимущество благодати; она не только освободила нас и улучшила наш жребий, но все сие совершила без наших усилий и трудов. Она не только освободила, но даровала гораздо более, — даровала чрез Сына». **О Христе Иисусе Господе нашем**. Живот вечный есть венец устроения нашего спасения в Господе Христе. Но Сам Господь Иисус Христос, Сын Божий воплотившийся, есть нам дар благости и любви Бога всеблагого, Который так возлюбил мир, что и Сына Своего Единородного дал есть за нас. Почему и живот вечный есть нам дарование Божие о Нем же, дарованном прежде. Путь в живот вечный был закрыт, дверь в него заключена. Прошел сим путем и отворил вход первый — Господь Иисус Христос, прошедший путем новым и живым и вошедший //во внутренняя// за завесу. Вслед за Ним уже идут туда и все уверовавшие в Него и верными пребывшие законам веры, как Сам Он обетовал, что, где Он, там и слуга Его будет. //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Ибо возмездие за грех - смерть, а дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем** **Ибо дань греха смерть** есть, - дары же, которые даны нам чрез Господа нашего, будут к жизни вечной. //**Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Ибо возмездие за грех - смерть, а дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем** См. Толкование на [[new:rim:06:22#blazh_feofilakt_bolgarskij|Рим. 6:22]] ===== Ориген ===== **Ибо возмездие за грех - смерть, а дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем** Павел хорошо использует переносное значение, то есть сравнение с воинской службой, которое он предложил римлянам с самого начала, и говорит, что для тех, кто служит греху как царю, а вернее, для повинующихся его тирании, в качестве причитающейся платы дается смерть. Для Бога же не было недостойно давать плату своим воинам как что-либо причитающееся, но как дар и благодать, которая есть **жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем**... Итак, и в данном месте возмездие, которое приносит грех, называется смертью: не той смертью, которая разлучает душу с телом, но той, из-за которой душа по причине греха разлучается с Богом. //**Комментарии на Послание к Римлянам.**// ===== Беда Достопочтенный ===== **Ибо возмездие за грех - смерть, а дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем** Сами благие заслуги, за которые дается вечная жизнь, были безвозмездно дарованы нам милостивым Спасителем. //**Гомилии на Евангелия.**// ===== Амвросиаст ===== **Ибо возмездие за грех - смерть, а дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем** **Ибо возмездие за грех - смерть**. Павел говорит, что смерть есть возмездие за грех потому, что смерть приходит через грех. Следовательно, те, кто удерживают себя от греха, получают в награду жизнь вечную (ср. [[new:1tim:06:12|1 Тим. 6:12]]). Кто не грешит, тот не подлежит второй смерти (ср. [[new:otkr:02:11|Откр. 2:11,]] [[new:otkr:20:06|20:6]]). **А дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе Господе Нашем**. Подобно тому как те, кто следует за грехом, получают смерть, так и следующие благодати Божией, то есть вере в Христа, прощающей грехи, обретут жизнь вечную. Они возрадуются тому, что на время ослаблены были, зная, что войдут в ту жизнь, которая и забот лишена, и не знает конца. Желая такой жизни, святой Симеон просил отпущения, чтобы уйти с миром, то есть в жизнь, не знающую беспокойства (см. [[new:lk:02:25|Лк. 2:25-32]]). И он свидетельствует о том, что сей дар нам дан Богом через Христа Господа нашего, так что мы должны благодарить Бога не через кого-нибудь, а через Его Сына. //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Констанций ===== **Ибо возмездие за грех - смерть, а дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем** «Награда», которую Бог предлагает за то, что мы его обманули, есть смерть. //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== **Ибо возмездие за грех - смерть, а дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем** Сказав впереди, что плод греха – стыд и смерть, а плод праведности или служения Богу есть святость и жизнь вечная, Апостол объясняет, почему это так, и указывает на закон правды и благости Божией. **Возмездие за грех – смерть**, разумеется, не смерть телесная (и праведники умирают по телу), но смерть душевная, это в настоящей жизни – лишение благодатных даров, как //правды, и мира и радости о Дусе святе// и др. [[new:rim:14:17|(Рим. 14:17)]]; а в будущей жизни – лишение славы Божией, или вечной блаженной жизни. Это – естественное следствие греха или противления воле Божией, нарушения заповедей Божиих; это – естественное наказание за грех, потому смерть и называется у Апостола **возмездием за грех**. **А дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем**. Смотрите, братия, как Апостол изображает плод служения праведности или служения Богу? О грехе говорит: **возмездие за грех**, или за служение греху, **смерть**. Это естественная награда: чего заслуживает грех, или противление воле Божией, нарушение заповедей, – то и получает грешник, получает великое наказание – смерть. Но не говорит Апостол таким же образом о праведности или о служении Богу, не говорит, что возмездие за праведность – жизнь вечная, но говорит: **А дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе Господе нашем**. За служение Богу или за праведность верующий в Иисуса Христа получает не возмездие, а **дар**, потому что, по беспредельной благости Божией, получает несравненно более, нежели сколько заслуживает он своею праведностью. Этот дар – жизнь вечная. Это – такое благо, которого человек ничем заслужить не может, а получает по благодати, по вере в Иисуса Христа, Господа нашего. Все труды и подвиги и все временные скорби и болезни, переносимые на пути спасения, ничего не значат в сравнении с вечною жизнью. Апостол Павел говорит: //Думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас// [[new:rim:08:18|(Рим. 8:18)]]. Святой Златоуст учит: «Сказав, что смерть есть возмездие за грех, Апостол не соблюл подобного порядка, когда стал говорить о жизни вечной, и не сказал: она есть награда за ваши заслуги, но **дарование Божие**, давая тем разуметь, что мы освободились не сами собою, и получили не долг, не награду, не воздаяние за труды, напротив все сие есть дело благодати. И из сего видно преимущество благодати: она не только освободила нас, и улучшила наш жребий, но даже все сие совершила без наших усилий и трудов. Она не только освободила, но и даровала гораздо более, даровала чрез Сына». //**Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Ибо возмездие за грех - смерть, а дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем** Апостол повторяет кратко мысли, изложенные в 21 и 28 ст. - **Возмездие** - по греч. oywnion означает первоначально уплату продуктами земледелия, а потом денежное жалованье, какое полководцы выдавали своим воинам. Поэтому следующее выражение греч. текста - amartiaV нужно перевести просто родительным падежом - //греха// (а не //за грех//, как в русск., переводе). **Грех** здесь олицетворяется, как властелин, который платит своим подданикам смертью, т. е. дает им почувствовать все болезненные последствия их проступков ([[new:gal:06:07|Гал. 6:7]], [[new:gal:06:08|8]]; [[new:2kor:05:10|2 Кор. 5:10]]). - **Дар Божий**. От Бога мы получаем не плату, не награду, а дар, нами не заслуженный (carisma). "Ад, - говорит Ноdgе, - всегда заслужен, небо - никогда!". См. также Толкование на [[new:rim:06:12#lopuxin_ap|Рим. 6:12]] [<10>]