[<10>] ====== Толкования на Рим. 7:12 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Темже убо закон свят, и заповедь свята и праведна и блага** См. Толкование на [[new:rim:07:09#svt_ioann_zlatoust|Рим. 7:9]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра** Закон свят, и заповедь свята и праведна и добра, ведь он показывает святыми, праведными и благими тех именно, которые решились хранить его, дабы ниоткуда уже не могли настигнуть их обвинения в преступлениях. Но это было почти недоступно, ибо, как написано, //грехопадения кто разумеет?// [[old:ps:018:13|(Пс. 18, 13)]] **// Из катен //** ===== Свт. Климент Александрийский ===== **Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра** Это верно в смысле предварительного приготовления через закон в страхе, которое вело к установлениям Иисуса. //**Какой богач спасется?**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Темже убо закон свят, и заповедь свята и праведна и блага** **Темже убо** — означает, что последующая речь есть вывод из предыдущего: из всего сказанного выходит, или: вы сами видите. А если положить, что Апостол имеет при сем в виду оправдание себя, то речь сию можно дополнить так: так я не осуждаю закона и не хулю его, напротив, утверждаю, что он свят и прочее. **Закон свят, и заповедь свята**. Закон и заповедь одно и то же означают: ветхозаветное домостроительство. Но иные различают их, и притом в разном смысле. Блаженный Феодорит говорит, что под законом разумеется закон Моисеев, а под заповедию заповедь, данная в раю. Святой Златоуст приводит толкования некоторых, будто закон означает закон естественный, а заповедь — заповедь райскую, и, признав их неправыми, течением речи твердо доказывает, что здесь разумеется один и тот же закон Моисеев. Блаженный Феофилакт, сим же образом понимая речь, полагает только, что Апостол здесь «различает закон от заповеди, как общее от частного: ибо в законе одно составляет догматы, а другое заповеди. И догматы закона святы, и заповеди касательно деятельности святы и праведны и добры». **Заповедь свята и праведна и блага**. Таково все ветхозаветное устроение! Свято, яко от Святого Бога исшедшее, учившее святости и руководившее к ней; праведно, яко праведным Богом законоположенное, все праведно установившее и праведно соединявшее с верностию Ему — благобытие, а с неверностию — злострадание; благо, яко благим Богом возложенное на приявших оное, не для отягощения, а для благоустроения жизни здесь и блаженства по смерти. Блаженный Феодорит пишет: «божественный Апостол назвал заповедь //святою//, как научившую должному; //праведною//, как праведно произнесшую приговор на преступников; //благою//, как уготовляющую жизнь хранящим ее». Экумений так определяет сии черты: «**свят** закон, потому что сохранял от нечистоты соблюдавших его; //праведен//, — потому что исполнявших его награждал дарами, а на преступавших налагал наказания; //благ//, — потому что не в удовольствие себе и не по гневу наказывал злостраданиями преступавших его, а для спасения, блага и исправления их, и еще потому, что за малые исправности вознаграждал многим, а согрешавших вразумлял и наказывал не в меру преступлений». Блаженный Феофилакт прилагает: «здесь Апостол весьма явно заградил уста маркионитов, манихеев, симониан и всех охуждавших Ветхий Завет. Из сих слов явно, что закон и заповедь суть законоположения благого и праведного Бога, — а не как эти еретики богохульствовали, будто закон происходит от злого бога». //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// ===== Свт. Геннадий Константинопольский ===== **Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра** //Законом// и //заповедью// Павел назвал одно и то же. Он сказал, что **заповедь свята**, потому что она уводит от греха и отвращает и отделяет от зла; **праведна** - потому что справедливо почитает повинующихся и наказывает ослушников; **добра** - потому что руководствует к добру и дается по благости Божией. И закон не есть грех, говорит Павел, раз он показывает мне зло и удерживает от совершения его. Совсем наоборот. //**Фрагменты.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра** Итак, **закон**, разумеется Адама, **свят** и благотворен. //**Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам.**// ===== Блаж. Августин ===== **Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра** Человеку надо было показать омерзительность его недуга. Против его неправедности не могла помочь даже святая и добрая заповедь, которою его порочность лишь увеличилась, а не уменьшилась. //**О духе и букве.**// ===== Блаж. Феодорит Кирский ===== **Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра** Павел называет //законом// Моисеев закон, а //заповедью// - ту, что была дана Адаму. Он превознес ее большими хвалами, потому что многие предъявляют ей больше обвинений. Ибо живущие легкомысленно и не любящие трудов добродетели обвиняют и Владыку Бога как положившего заповедь. Ведь если Он, по их словам, не знал, что случится, то каким же Он является Богом, когда не знает будущего? Если же Он положил заповедь, заранее зная о ее преступлении, то Он Сам - причина преступления. Ибо волк жесток, лев свиреп, и медведи и леопарды таковы; и у них нет ощущения греха, и нет совести, испытывающей угрызения от совершаемого ими. Люди же, даже если никто не присутствует при их делах, стыдятся и страшатся того, на что осмеливаются. Ибо обвинения предъявляет совесть. Так как же можно было имеющим такую природу жить без закона? Вот затем и положил Бог заповедь, чтобы человек и собственную природу познал, и Законодателя страшился. Но можно было увидеть и человеколюбие Законодателя. Ибо Он не установил какого-то трудноисполнимого закона, но такой, который можно было очень легко соблюсти... Вот поэтому апостол назвал заповедь и //святой//, и //праведной//, и //доброй//: святой - как научившую страху; праведной - как справедливо выносящую приговор преступникам; доброй же - как приуготовляющую жизнь для соблюдающих ее. //**Толкования на послания святого Павла.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра** Здесь весьма явно заградил уста маркионитов, манихеев, симониан и всех осуждающих Ветхий Завет; ибо ясно провозглашает, что закон свят, и заповедь свята, и праведна, и добра. Различает же закон от заповеди, как общее от частного; ибо в законе одно составляет догматы, а другое заповеди. Итак, и догматы закона святы, и заповеди касательно деятельности святы и праведны и добры. Следовательно, они суть законоположения благого и праведного Бога, хотя упомянутые еретики и богохульствуют, что закон происходит от злого бога. //**Толкования на послание к Римлянам.**// ===== Ориген ===== **Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра** Если закон считается добрым, то, несомненно, признается добрым и Тот, кто дал его, - Бог. Если же закон скорее праведен, чем добр, то и Бог- Законодатель будет считаться справедливым. Но апостол Павел говорит без обиняков: «Закон добр, и заповедь свята, и праведна, и добра». Отсюда явствует, что Павел научился не у тех, кто отделял праведное от доброго, а у тех, кто был наставлен тем Богом и просвещен тем Духом Божиим, Который одновременно //свят, и добр, и праведен//. Вдохновленный этим Духом Божиим, говорил Павел... //**О началах.**// ===== Амвросиаст ===== **Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра** Павел так объясняет закон, чтобы не оставалось никакого сомнения относительно его сути. //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра** Здесь Апостол делает вывод из 7-11 стихов. Закон, рассматриваемый, как целое, и каждая его заповедь сами по себе //святы//, т. е. возвышают человека над грешным миром и требуют преданности Богу от всего сердца. Заповедь, кроме того, Апостол называет праведной, как устанавливающую правильные отношения между отдельными существами, и, след., прямо противоположной греху, и благой, т. е. благодетельной, "уготовляющей жизнь хранящим ее" (Феодорит). См. также Толкование на [[new:rim:07:07#lopuxin_ap|Рим. 7:7]] [<10>]