[<10>] ====== Толкования на Рим. 7:23 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Вижду же ин закон во удех моих, противувоюющь закону ума моего, и пленяющь мя законом греховным, сущим во удех моих** См. Толкование на [[new:rim:07:21#svt_ioann_zlatoust|Рим. 7:21]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих** См. Толкование на [[new:rim:07:22#svt_kirill_aleksandrijskij|Рим. 7:22]] ===== Свт. Кесарий Арелатский ===== **но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих** Тогда родился этот закон, когда был нарушен первый закон. Тогда, говорю я, родился этот закон, когда был нарушен и презрен первый закон, //**Проповеди.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Вижду же ин закон во удех моих, противувоюющь закону ума моего, и пленяющь мя законом греховным, сущим во удех моих** Когда только замышлял я доброе, злое лишь предлагало себя; когда же появилось во мне сочувствие добру и соуслаждение им, злое мое воздвигло противочувствие тому и противоуслаждение. Борьба растет. Злое противодействует по мере действия добра, противовоюет закону ума. Ум здесь то же, что внутренний человек, — дух. Вышеозначенные действия духа святые Антоний Великий, Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский и другие называют умом. Святой Исаак Сирианин — иногда умом, иногда духом. Закон ума, или духа, составляют требования страха Божия и совести, содержащей естественный закон и приемлющей в себя закон писанный. По действию страха Божия, совесть всякое, законным сознаваемое, действие приемлет на свою опеку и стоит за него. Следствием этого и есть соуслаждение закону Божию по внутреннему человеку. Но когда сие происходит, злое наше восстает против сего закона ума и начинает противовоевать ему, возбуждая противоположные ему сочувствия и соуслаждения. Это, говорит Апостол в лице падшего, я вижу в себе: **вижду ин закон во удех моих**. Не закон //удов// видит, но закон **во удех**, — как нечто пришлое. Естественный, природный удам закон не ин от закона ума и не противовоюет ему; противовоюет закон во удех, появившийся помимо естества, пришлый. В следующих за сим словах Апостол назвал его законом греховным. Сей закон точно привзошел в естество и уды стал обращать в орудия себе — и есть потому **ин закон во удех**, — при законах //удов//. Можно это переложить так: вижу грех, действующий в членах моих и противовоюющий закону ума. Святой Златоуст говорит: «законом противовоюющим Апостол опять назвал здесь грех не по достоинству, а по чрезмерному послушанию покорствующих ему. Как мамону называет господином и чрево богом не по собственному их достоинству, а по великому раболепству подчиненных; так и здесь назвал грех законом, потому что люди служат ему и боятся покинуть оный столько же, сколько принявшие закон страшатся не исполнить закон». — Сами люди возвели его в закон себе. Какое же следствие такого противовоевания? Пленение грехом: **пленяющь мя законом греховным**. Как происходит перевес на эту сторону, Апостол не сказывает, а свидетельствует только, что так бывает. Но как же так бывает? И там закон, и здесь закон, — и там желание, и здесь предложение, будто даже меньше, — и там соуслаждение, и здесь противоуслаждение. Всё поровну. От чего же перевес на эту, злую сторону, а не на ту, добрую? Выше поминал Апостол, что так бывает потому, что грех //прельщает// (ср.: [[new:rim:07:11|7, 11]]). Чем прельщает? Сластию греховною. Эта сласть греховная доразумевается здесь в слове: **противувоюющь закону ума**. Ибо если это противовоевание вызвано соуслаждением закону, то оно не иначе могло явиться, как в виде противоуслаждения беззаконному. Но такое соуслаждение беззаконному, как только появляется, тотчас и влечет уже на свою сторону. В самом акте появления своего оно заслоняет собою соуслаждение закону и занимает сердце, вместо него; сердце и переходит на его сторону. Грех подкупает произволение сластию, и оно преклоняется к нему. Подкупает же потому, что оно первоначально, — в падении, — поддалось на такой подкуп. Грех и пользуется этою первою ошибкою, как контрактом: это для него стало будто правом и для падших законом. Под законом греховным, **сущим во удех**, можно разуметь именно эту сласть греха, обещающую попитать наше самоугодие. Хоть эта сласть всегда оказывается призрачною, тотчас, — в самом действии греха, — исчезающею; но всякий раз, как только появляется, опять увлекает. В этом — пленение. Святой апостол Иаков возникающие несогласия между людьми производит //от сластей, воюющих во удех// (ср.: [[new:iak:04:01|Иак. 4, 1]]). Если и они — от сластей, тогда как сами в себе содержат некую горечь; то конечно, по сему Апостолу, этот же источник и всех других грехов. Рождается вопрос: неужели же такой ход дел в нас запечатлен неизбежною необходимостию, так что, коль скоро поднялась сласть греховная, неизбежно следует грех? Никакой необходимости нет; а так бывает по нашей слабости и испорченности. Это стало законом, как сказал святой Златоуст, потому что мы сами возвели то в закон для себя или, — лучше, всякий раз возводим в закон. Сласть греховную можно предупредить и не допустить до сердца или в сердце до такой степени, чтоб она вытеснила соуслаждение закону ума. Можно и после того, как сласть сия захватит сердце, опять ее выгнать и восставить соуслаждение добром, хоть это довольно трудно. Но горе наше в том, что не хотим, по причине властвующего в нас самоугодия и сластолюбия, не хотим побороться с собою и боль себе причинить отказом. Грех этою слабостию нашею и берет в нас силу. Скажут: но как же, — ведь закон ума тут же и сознается? Грех не отвергает сего закона и не требует отмены его; но влечет согрешить только в этот раз. И человек грешащий грешит только в этот раз, а после загадывает уж всегда делать по закону. Теперь же извиняет себя тем, что сласть взяла: что будешь делать? Этими двумя моментами: сластию и тем, что не навсегда отвергается закон, грех всегда берет верх и увлекает на грешные дела, — всегда пленяет. //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих** **Но** кроме того, **усматриваю** и **другой** также **закон** в плоти моей, ибо он есть сама греховная привычка (склонность ко злу), которая застарела в плоти моей, - закон, вооружающийся и **противоборствующий закону**, которому **радуется ум мой, - пленяющий меня законом греха**, который (грех) я поселил в плоти моей. //**Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам.**// ===== Прп. Макарий Великий ===== **но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих** <...> которые делают худое по произволению, те предают волю свою пороку, услаждаются им, дружатся с ним, те — в мире с сатаною, и в помыслах своих не ведут брани с диаволом; а которые делают то не по произволению, те имеют в себе грех, по Апостолу, «**противовоюющ во удех**» их, в тех при произволении есть темная сила и покрывало, и они не соглашаются на помыслы, не услаждаются ими, не повинуются им, а противоречат и противодействуют, и сами на себя гневаются. Последние гораздо лучше и драгоценнее пред Богом, нежели первые, которые, по собственному произволению, предают волю свою пороку и услаждаются им. //**Собрание рукописей типа II. Беседа 27.**// ===== Прп. Нил Синайский ===== **но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих** Да не будет сего! Не о себе говорит божественный Апостол:** «вижду ин закон во удех моих, пленяющ мя законом греховным»** [[new:rim:07:23|(Рим. 7:23)]], но говорит это от лица тех, кого тревожат плотские страсти, но кто, впрочем, сопротивляется им и многократно побеждает, иногда же и побеждается по минутному увлеченью. **//Письма на разные темы. Схоластику Олимпию.//** ===== Блаж. Августин ===== **но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих** Привычка плоти связывает каждого человека с законом греха, который, по словам Павла, живет в его членах, противоборствует уму и держит человека в своей власти. Отсюда можно сделать вывод, что человек, здесь описанный, еще не находится под действием благодати. Ибо если грех только восстает в теле, но не побеждает, в этом нет осуждения, которое мы навлекаем на себя, когда подчиняемся и предаемся нечистым желаниям плоти (см. [[new:2tim:01:07|2 Тим. 1:7]]). //**Некоторые темы из Послания к Римлянам.**// ---- Ни с кем в этой жизни не может случиться так, чтобы в членах его вообще не было борьбы закона [греховного] против закона разума, потому что, если даже дух человека станет так сопротивляться, чтобы никогда не поддаться этому, закон все равно будет противоборствовать. //**Переосмысления.**// ---- Павел находит удовольствие в законе Божием по внутреннему человеку, но видит иной закон в членах своих, противоборствующий закону ума. Он видит его теперь, не говорит, что он был; он тяготится настоящим, а не вспоминает прошедшее. Он видит закон не только противоборствующий, но и делающий его пленником закона греховного, который есть в членах его, но не был в них... Вот какой ущерб нанесло человеческой природе непослушание воли! //**О природе и благодати.**// ---- Павел допускает плен там, где не исполнилась праведность. Ибо там, где он находит удовольствие в законе Божием, он не пленник, а друг закона и потому - свободен. //**Трактат на Евангелие от Иоанна.**// ---- Вот какую схватку ведем мы с нашими смертными грехами, как показывает этот смелый воин Христа и вечный учитель Церкви! Как же мертв грех, когда он во многом действует на нас и если мы боремся против него? Что же есть это многое, как не глупые и вредные желания, обрекающие соглашающихся с ними на смерть и погибель? А вот претерпевать их и им не уступать означает борьбу, схватку, битву. Между кем битва, как не между добром и злом? Не природы против природы, а природы против порока, который уже мертв, но еще должен быть погребен, то есть окончательно исцелен. //**Против Юлиана.**// ===== Блаж. Иероним Стридонский ===== **но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих** Если апостол Павел, поручитель избранничества, бранил свое тело и рабствовал ему; если, прославляя других, самого себя находил дурным; если он говорил: **В членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником**, и далее: //Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?//; если даже он боялся тенет тела, то можем ли мы быть спокойны? //**Трактат на Псалмы.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих** См. Толкование на [[new:rim:07:22#blazh_feofilakt_bolgarskij|Рим. 7:22]] ===== Амвросиаст ===== **но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих** Павел здесь упоминает два закона, один из которых он видит в членах своих, то есть во внешнем человеке, который есть плоть, или тело. Этот закон враждебен, он борется с разумом, пленяя и вводя его в состояние греха, не давая ему вырваться и найти помощь. Другой же — закон разума; это либо закон Моисея, либо закон природы, который живет в душе. На него давит сила греха и собственное невежество. Любя порочное, человек подчиняется греху и становится пленником привычки грешить - привычка же правит человеком. Павел называет четыре закона. Первый - закон духовный; он же закон природы, реформированный через Моисея и получивший власть, это - закон Бога. Затем закон разума, согласного с законом Божиим. Третий - закон греха, который обитает в членах человека вследствие грехопадения первого человека. Четвертый проявляется в членах наших, соблазняя нас согрешить, и уходит. Но эти четыре закона могут быть сведены к двум - законам добра и зла. Ведь закон разума тот же, что закон духовный, или Моисеев, который именуется законом Божиим. А закон греха тот же, что появляется в наших членах, противореча закону разума нашего. //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих** См. Толкование на [[new:rim:07:22#lopuxin_ap|Рим. 7:22]] [<10>]