[<10>] ====== Толкования на Рим. 8:14 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Елицы бо Духом Божиим водятся, сии суть сынове Божии** См. Толкование на [[new:rim:08:12#svt_ioann_zlatoust|Рим. 8:12]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 14-15 **Ибо все водимые Духом Божиим — сыны Божии. Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче»** Живущие же духом((Если принять во внимание [[new:rim:08:08|(Рим 8:8]][[new:rim:08:09|–9)]], речь идёт о духе человека, получившем благодать Святого Духа.)) — они и есть **водимые Духом**, поскольку запечатлены Святым Духом и избавились от рабства по закону и письменам и, более того, перешли к свободе, получили свидетельство **Духа усыновления** в том, что они — сыны Божии, и этим Духом усыновления взывают: **Авва, Отче!** //** Из катен **// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Елицы бо Духом Божиим водятся, сии суть сынове Божии** Высказав наставление — жить не по плоти, а по духу, — стихи 12 — 13, — как условие к воскресению для блаженства, — стих 11, — Апостол теперь углубляет убеждение, что если так будет, то они несомненно будут наследниками Царства. Ибо, говорит, если будете жить по духу, то это будет значить, что вы Духом Божиим водитесь; но которые Духом Божиим водятся, те суть сыны Божии; если же сыны, то и наследники. Такова мысль Апостола в 14-17-м стихах. Сказав: **сыны**, — стих 14, — мог бы он прямо заключить: //аще сыны, то и наследники// — стих 17. Но он счел нужным подкрепить убеждение в сыновстве, кроме указания на таинственное рождение от Бога и приятия Духа в Таинствах Крещения и Миропомазания, еще и свидетельством внутреннейшего чувства, удостоверяющего, //яко чада Божии есмы//. Почему водящиеся Духом Божиим водятся Им? Потому что рождены от Него и, быв от Него рождены, прияли Его в себя. Очевидно, таким образом, что водящиеся Духом Божиим суть сыны Божии. Не во внешнем состоят они отношении к Богу, а во внутреннейшем, живом. Но это совершается в таинствах благодатию Божиею; дело же жизни должно состоять в продолжении начатого в них. А это как спеться (состояться) может? Так, чтобы рожденные от Духа и водимы были Духом. Настоящие сыны Божии и суть те, которые водимы бывают Духом Божиим. Апостол свел все дело к опыту, к свидетельству жизни. Так нужно было ему, чтоб, обусловив наследие сыновством, а сыновство водительством Духа, воспламенить возжелавших наследия вечного ревностию ходить по духу. Ибо ходящие по духу и суть водимые Духом. Ты рожден от Духа, ты принял Духа в таинствах; но этого мало: надо тебе быть водиму Духом, или водиться Духом, — жить по Духу. **Водятся** — значит: водимы бывают и сами себя водят. Дух Божий влагает руководительные мысли, чувства и движения, а верующий соглашается на них, принимает их в руководство и ими водится. Благодатное водительство дивным образом сочетавает силу Духа с произволением человека. Святой Златоуст говорит: «говоря так, Апостол выражает желание, чтобы Дух Божий был господином над нашею жизнию, как кормчий над кораблем или возница над парою коней. Не на одно тело, но и на душу Апостол налагает такую узду. Самой душе не дает полномочия, напротив, власть ее подчинил силе духа. Дабы обнадеженные даром крещения не пренебрегали впредь благоустроением своей жизни, говорит: хотя ты и принял крещение, однако ж если после оного не будешь водиться Духом, то утратишь дарованное тебе достоинство и право усыновления. Посему не сказал: все приявшие Духа — сыны, — но: все водимые Духом Божиим. Сие значит, что которые так ведут себя в продолжение целой жизни, что водятся Духом, **сии суть сынове Божии**. — А как сие достоинство дано было и иудеям, ибо сказано: //аз рех: бози есте и сынове Вышняго ecи// (ср.: [[old:ps:081:06|Пс. 81, 6]]); и еще: //сыны родих и возвысих// [[old:is:01:02|(Ис. 1, 2)]]; и еще: //сын Мой первенец Израиль// [[old:ish:04:22|(Исх. 4, 22)]]; а также сам Павел говорит: //ихже всыновление// [[new:rim:09:04|(9, 4)]]; посему и объясняет он разность, какая находится между тою и другою честию. Хотя наименования те же, говорит он, но вещи инаковы». //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// ===== Сщмч. Киприан Карфагенский ===== **Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии** Если мы дети Божии; если уже начинаем становиться Его храмами (см. [[new:1kor:03:16|1 Кор. 3:16]]); если живем духовно, стяжав Святого Духа; если возводим глаза от земли к небу; если восходим к высшему и божественному с душой, исполненной Бога и Христа, - то лишь потому, что делаем достойное Бога и Христа, как призывает и побуждает апостол. //**О ревности и зависти.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии** **Ибо все, кто Духом Божиим водятся**, то есть те, кои вращаются в духовных предметах, **сии суть сыны Божии** //**Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии** Выше дал такое обещание: будете живы, если умерщвляете порочные дела. Теперь предлагает важнейший венец и большую мзду, именно усыновление Богом. Не сказал: все, которые живут Духом, но все, которые водятся Духом, то есть управляются, как возницей, делая Духа господином над душой и плотью. Хотя ты и принял крещение и стал чрез крещение сыном Божиим, но если не будешь водиться Духом: то утратишь дар. Ибо хотя все мы получили Духа в бане воздержания, но водиться Им во всю жизнь требуется от нас, как наше дело. Поэтому не сказал: которые получили Духа, те суть сыны Божии, но говорит: которые Духом Божиим водимы. //**Толкования на послание к Римлянам.**// ===== Ориген ===== **Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии** Итак, //Дух Божий// есть то же самое, что и //Дух Христов//, и Он же есть Дух Святой. Но, как представляется, Его называют и «Духом усыновления», как объявляет данное апостольское высказывание. Так и Давид, когда говорит: //Духа Твоего Святого не отними от меня//, и: //Духом владычественным утверди меня// [[old:ps:050:13|(Пс. 50:13-14)]], имеет в виду, как кажется, Его же. И Он, я думаю, для того назван «владычественным Духом», чтобы показать, что есть много духов, но начальство и господство среди них принадлежит сему Святому Духу, Который называется и //владычественным//. Ибо как есть много сынов Божиих, согласно Писанию: //Я сказал: вы - боги, и сыны Всевышнего - все вы// [[old:ps:081:06|(Пс. 81:6)]] однако один Сын по природе и Единородный от Отца, благодаря Которому все называются сынами, - так и духов много, но один Тот, Который поистине исходит от Отца и дарует всем остальным благодать Своего имени и освящения. //**Комментарии на Послание к Римлянам.**// ===== Констанций ===== **Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии** Все, кто живет согласно учению Святого Духа, водимы Духом Божиим. //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Проспер Аквитанский ===== **Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии** Поскольку воля приуготовляется Господом, Он сам, дабы привести Своих сынов к добрым делам, отеческими внушениями трогает их сердца... Следовательно, мы ощущаем присутствие нашей собственной воли, но в то же время не сомневаемся, что в каждом порыве человеческого воления Его помощь оказывается сильнее. //**Послание к Руфину о благодати и свободе воли.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии** Апостол сказал, что христиане, умерщвляющие дела плоти, получат вечную и блаженную жизнь. Это он теперь и хочет обосновать. Чем же? Указанием на то, что они, христиане, будучи руководимы **Духом Божиим**, о чем сказал Апостол в последних словах 1-го стиха, являются сынами Божиими, а следовательно, и наследниками вечной жизни. Но последний вывод Апостол делает только в 17-м стихе. Следующие же стихи 15-16-й он посвящает доказательству той мысли, что христиане - действительно **сыны Божии**. См. также Толкование на [[new:rim:08:12#lopuxin_ap|Рим. 8:12]] [<10>]